Можно ли будет получить права в 16 лет

Разрешат ли получать права с 16 или 17 лет в 2021 году?

Подробности

Категория: ПДД

Опубликовано 05.01.2021

Можно ли будет получить права в 16 лет

В Интернете, СМИ, соцсетях и мессенджерах муссируется масса слухов о том, что в 2021 году разрешили сдавать на права с 16 или 17 лет. Где правда, а где ложь – расскажем в материале портала Avtospravochnaya.com.

В течение всего 2020 года в России не прекращался поток информации, посвящённый снижению требований к возрасту водителей и кандидатов на получение водительских прав. В частности, наибольшую популярность получили две инициативы:

  • допуск за руль водителей с 16 лет;
  • допуск за руль водителей с 17 лет.

Многие СМИ регионального и федерального уровня в декабре 2020 года и январе 2021 года заявляют о том, что все эти поправки уже приняты и подростки могут сдавать на права с 16 или 17 лет. На самом деле, подобные сообщения во многом преждевременны и преувеличены. Но обо всём по порядку…

ПРАВА С 16 ЛЕТ В 2021 ГОДУ

Идея выдавать подросткам права с 16 лет не так уже нова. Рассмотрим хронологию событий.

2016 год, сентябрь

Депутат Госдумы Олег Смолин предложил начать выдавать с 16 лет так называемые юношеские права (категории U, действующие с 16 до 18 лет). Предполагалось, что обладатель юношеских прав сможет управлять легковым автомобилем до достижения 18 лет, но только если в автомобиле находится лицо, имеющее водительские права и опыт вождения от 3 лет. В случае, если обладатель юношеских прав до достижения 18 лет будет остановлен на дороге без более опытного наставника, его предлагалось штрафовать на сумму от 2,5 до 5 тыс. рублей.

2018 год, май

Упомянутая выше инициатива по юношеским правам дошла до Госдумы лишь в мае 2018 года. Однако, дальше данная инициатива не прошла – законопроект отклонили в первом же чтении.

2020 год, сентябрь

Инициатива допуска за руль с 16 лет вновь всколыхнула общественность в сентябре 2020 года. На этот раз инициатором стал депутат Василий Власов. Он написал письмо на имя руководителя ГИБДД РФ, где призвал разрешить начинать обучаться в автошколе с 15 лет 6 месяцев, а водительские права выдавать с 16 лет. По мнению депутата, это позволит раньше вовлекать людей в экономическую жизнь – молодые люди будут работать и зарабатывать, чтобы купить себе машину. Кроме того, это позволит передвигаться на машине студентам, живущим далеко от места учёбы.

В ГИБДД подтвердили получение данного письма депутата – в ведомстве обещали детально изучить письмо и изложенные в нём предложения.

2020 год, декабрь

В начале декабря 2020 года СМИ начали форсировать события и заявлять о том, что 16-летних подростков допустят к экзаменам на права и разрешат им управлять автомобилем. Формальным поводом к этому стал проект нового регламента МВД по проведению экзаменов на права в ГИБДД, который должен вступить в силу с 1 апреля 2021 года.

В проекте данного регламента есть упоминание о том, что допуск к экзаменам в ГИБДД может быть осуществлён с 16 лет, при условии письменного согласия родителей.

«Для получения государственной услуги заявители представляют: письменное согласие одного из законных представителей несовершеннолетнего кандидата в водители на сдачу им экзамена и выдачу российского национального водительского удостоверения, заверенное в соответствии с законодательством РФ», — прописано в проекте нового регламента МВД.

«Планируется, что согласие от родителей потребуется молодым людям, которым не исполнилось 18 лет. Это уточнение появляется в административном регламенте впервые», — громко и в один голос заявляют СМИ, среди которых множество «авторитетных» автомобильных и федеральных изданий.

Естественно, проверять информацию, заявленную крупными СМИ, другие издания, а уж тем более соцсети и мессенджеры, не стали. И понеслись заголовки о том, что «В России начнут выдавать права с 16 лет», «В 2021 году экзамен на права будут принимать с 16 лет» и т.д. Об этом начали вещать чуть ли не из каждого утюга, бурно обсуждая в комментариях это новшество. В процессе копирования и репостов информация трансформировалась – если изначально речь шла о проекте, то теперь говорят уже как о свершившемся факте.

Однако, как уже неоднократно сообщал портал Avtospravochnaya.com, эти утверждения СМИ не соответствует действительности, что очень просто доказать, и каждый желающий может очень легко проверить достоверность указанной информации.

Во-первых, даже если бы эта информация была верна, по состоянию на 5 января 2021 года проект нового регламента МВД до сих пор официально не утверждён – то есть, говорить об изменении возраста для допуска к экзаменам на права как минимум преждевременно.

Во-вторых, даже если бы проект регламента уже утвердили, то в части возраста сдачи экзамена на права не поменялось бы ровным счётом ничего. Дело в том, что данный пункт, разрешающий сдавать экзамен на права с 16 лет, уже давно есть в действующем регламенте МВД. Да-да, если бы люди не верили слепо заявлениям СМИ о сенсации, а просто открыли бы действующий регламент МВД, они бы не тратили время на пустые споры в комментариях.

Согласно действующей сейчас редакции регламента МВД по приёму экзаменов на права (действует с 2017 года), в перечень документов при сдаче экзамена на права, помимо прочего, входит:

Читайте также:  Можно ли на ужин есть яйца вареные при похудении

«письменное согласие одного из законных представителей (родителей, усыновителей или попечителей) несовершеннолетнего кандидата в водители на сдачу им экзамена и выдачу российского национального водительского удостоверения, заверенное в соответствии с законодательством Российской Федерации — в случае, когда заявителем является лицо в возрасте от 16 до 18 лет, за исключением случая объявления несовершеннолетнего лица полностью дееспособным (эмансипация) или вступления его в брак в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».

Более того, аналогичный пункт был и в редакции регламента ещё от 2015 года. Единственное отличие – тогда требовалось согласие «законных представителей», а в 2017 году формулировку изменили на «одного из законных представителей».

Точно такая же формулировка, как в регламенте 2017 года, «перекочевала» и в проект регламента 2021 года – видимо, это и стало «открытием» для СМИ, которые в действующий регламент, судя по всему, и не заглядывали.

Действительно, сдавать на права в возрасте от 16 до 18 лет в России разрешено уже давно. Однако, КТО СКАЗАЛ, ЧТО РЕЧЬ ИДЁТ О ПРАВАХ НА ЛЕГКОВОЙ АВТОМОБИЛЬ?

И тут всплывает очередной прокол «профессиональных» журналистов – все почему-то решили, что речь идёт о правах на легковой автомобиль, хотя на это в тексте нет даже намёка.

Для тех, кто не в курсе, напомним: на сегодняшний день в России с 16 лет разрешено:

  • получать права и садиться за руль мопедов и лёгких мотоциклов (транспортные средства категорий М и А1);
  • ОБУЧАТЬСЯ управлению легковыми и грузовыми автомобилями (транспортные средства категорий «В», «С» или подкатегории «С1»).

То есть, о том, чтобы в 2021 году допускать к экзаменам на права для управления автомобилем 16-летних подростков по факту речи не идёт. Инициатива депутатов о допуске за руль с 16 лет также до сих пор так и остаётся лишь очередной инициативой – никакого официального документа из неё не «родилось».

ПРАВА С 17 ЛЕТ В 2021 ГОДУ

Другая инициатива касается уже 17-летних подростков. На этот раз, речь идёт о том, чтобы допускать их уже к управлению автомобилем.

На сегодняшний день сдавать на права для управления легковым автомобилем можно с 17 лет. Однако, даже в случае успешной сдачи теории и вождения, по факту права выдаются только после достижения 18 лет. МВД предлагает изменить этот порядок, допустив 17-летних подростков, успешно сдавших экзамен в ГИБДД, к управлению автомобилем, не дожидаясь совершеннолетия.

Эта инициатива также появилась далеко не сегодня – изменения готовились МВД ещё в 2019 году. Речь идёт о законопроекте, который вносит поправки в Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», меняющие правила допуска за руль транспортных средств.

В 2019 году, после общественных обсуждений, законопроект получил отрицательное заключение. Однако, он был доработан и возвращён на рассмотрение Правительства осенью 2020 года.

Согласно тексту документа, 17-летним подросткам,  сдавшим экзамен на права, предлагается разрешить ездить за рулём в сопровождении наставника.

«Несовершеннолетние лица, достигшие семнадцатилетнего возраста, допускаются к управлению транспортными средствами категории В и подкатегории В1 с сопровождающим водителем-наставником», – говорится в тексте законопроекта.

Как мы видим, здесь впервые появляется понятие «водитель-наставник». Как указано в пояснительной записке документа, это водитель, имеющий право управления транспортным средством категории В или подкатегории В1, сопровождающий несовершеннолетнего водителя в целях оказания помощи в закреплении устойчивых навыков безопасного управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории и осуществления контроля за соблюдением правил дорожного движения и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Конкретные требования к водителю-наставнику в документе не прописаны — идёт отсылка на Правительство, то есть именно оно должно определить данные требования и зафиксировать их в своём постановлении или распоряжении.

«Порядок и условия управления транспортными средствами категории В и подкатегории В1 несовершеннолетними лицами с сопровождающим водителем-наставником определяется Правительством Российской Федерации», — коротко указано в документе.

Скорее всего, требования к наставнику будут включать как минимум возраст и стаж, чтобы обеспечить безопасность на дороге начинающего водителя.

Эта инициатива более жизнеспособна – вполне вероятно, что её примут и утвердят. Однако, на сегодняшний день она также не утверждена. Более того, рассчитывать на то, что водителям разрешат управлять автомобилем с 17 лет в 2021 году – уже бессмысленно.

Дело в том, что в проекте прописан срок вступления в силу поправок, касающихся возраста водителей – 1 год с момента официальной публикации подписанного документа. Учитывая, что 2021 год уже начался, а документ даже не подписан, в лучшем случае, поправки могут вступить в силу с 2022 года. В худшем случае – их вновь отклонят, тогда всё останется как есть, и с 17 лет ездить за рулём никому не разрешат.

Резюмируя, напомним, какие требования к возрасту водителей действуют на данный момент (5 января 2021 года):

  • с 16 лет – можно получать права и садиться за руль мопедов и лёгких мотоциклов, а также ОБУЧАТЬСЯ управлению легковыми и грузовыми автомобилями;
  • с 17 лет – можно сдавать экзамен на права для управления легковыми и грузовыми автомобилями;
  • с 18 лет – можно садиться за руль легковых и грузовых автомобилей.

Источник

В Госдуме оценили идею выдавать права с 16 лет

https://ria.ru/20201202/prava-1587303706.html

В Госдуме оценили идею выдавать права с 16 лет

В Госдуме оценили идею выдавать права с 16 лет

Депутат Госдумы Вячеслав Лысаков заявил РИА Новости, что теоретически выдавать права несовершеннолетним с 16 лет можно, однако в таком случае необходимо вернуть РИА Новости, 02.12.2020

2020-12-02T11:42

2020-12-02T11:42

2020-12-02T11:42

вячеслав лысаков

госдума рф

министерство внутренних дел рф (мвд россии)

общество

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdn23.img.ria.ru/images/155250/97/1552509752_0:160:3072:1888_1920x0_80_0_0_70ad0fa89cef465a97db07c8018068f3.jpg

МОСКВА, 2 дек – РИА Новости. Депутат Госдумы Вячеслав Лысаков заявил РИА Новости, что теоретически выдавать права несовершеннолетним с 16 лет можно, однако в таком случае необходимо вернуть самоподготовку для начинающих водителей, запрещенную несколько лет назад.Ранее стало известно, что в новом проекте регламента МВД о сдаче экзамена на права и выдаче водительских удостоверений прописана возможность выдачи водительских прав несовершеннолетним, с 16 лет. Ожидается, что новый регламент вступит в силу 1 апреля 2021 года.»Эта часть документа кажется мне абсолютно декларативной, ничем не обеспеченной», — сказал Лысаков. Он пояснил, что, получив права в 16 лет, начинающий водитель имеет право садиться за руль только с 18 лет. «У меня первый вопрос возникает – где они могут пройти обучение, потому что главное – это практика», — добавил депутат ГД.Он напомнил, что ранее молодые водители могли «накатывать часы, набивать руку, доводить до автоматизма навыки» с родственником, имеющим опыт безаварийной езды. «Это был прекрасный способ закрепить навыки. Но в настоящее время такая система самоподготовки запрещена… Если мы не разрешим самостоятельную подготовку, то мы не сможем реализовать благие намерения МВД», — сказал Лысаков.Он также заметил, что если в качестве примера МВД берет западные страны, то там молодые люди получают права прямо «не отрываясь от парты». Лысаков пояснил, что школы РФ не обладают материально-технической возможностью для обучения школьников автоделу, подобных дисциплин нет и в программе.»Когда молодежь получает права без отрыва от обучения – это один разговор, это прогрессивно и хорошо, но когда он теоретически где-то обучится и получит права, возникает вопрос – а где и каким образом он может это сделать (получить опыт вождения)? Тогда, логически возникает мысль – давайте тогда вернем самостоятельную подготовку. Тогда молодые люди смогут в свободное время изучать правила дорожного движения, а в удобное время могут выехать с отцом или братом на не очень оживленную дорогу потренироваться», — пояснил парламентарий.Кроме того, Лысаков скептически отнесся к предложению МВД разрешить 17-летним подросткам управлять автомобилям в сопровождении водителя-наставника, пояснив, что на практике сделать это будет очень сложно. Депутат ГД предложил МВД подумать над ограничениями, которые существуют в ряде стран для начинающих водителей. В частности, это запрет на ночную езду, запрет на перевозку более одного пассажира. «Это отдельное дополнение, которое МВД обошло стороной. Если вы с 17 лет разрешите, вместе с наставником или без наставника, надо вводить какие-то ограничения для такой езды», — заключил он.

Читайте также:  Грейпфрут при диабете можно ли есть

https://ria.ru/20201202/ekzamen-1587273504.html

https://ria.ru/20201130/ekzamen-1586887130.html

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2020

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn23.img.ria.ru/images/155250/97/1552509752_171:0:2902:2048_1920x0_80_0_0_1e2586a7855226b2df26acb94ecfece3.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

вячеслав лысаков, госдума рф, министерство внутренних дел рф (мвд россии), общество

МОСКВА, 2 дек – РИА Новости. Депутат Госдумы Вячеслав Лысаков заявил РИА Новости, что теоретически выдавать права несовершеннолетним с 16 лет можно, однако в таком случае необходимо вернуть самоподготовку для начинающих водителей, запрещенную несколько лет назад.

Ранее стало известно, что в новом проекте регламента МВД о сдаче экзамена на права и выдаче водительских удостоверений прописана возможность выдачи водительских прав несовершеннолетним, с 16 лет. Ожидается, что новый регламент вступит в силу 1 апреля 2021 года.

«Эта часть документа кажется мне абсолютно декларативной, ничем не обеспеченной», — сказал Лысаков. Он пояснил, что, получив права в 16 лет, начинающий водитель имеет право садиться за руль только с 18 лет. «У меня первый вопрос возникает – где они могут пройти обучение, потому что главное – это практика», — добавил депутат ГД.

Он напомнил, что ранее молодые водители могли «накатывать часы, набивать руку, доводить до автоматизма навыки» с родственником, имеющим опыт безаварийной езды. «Это был прекрасный способ закрепить навыки. Но в настоящее время такая система самоподготовки запрещена… Если мы не разрешим самостоятельную подготовку, то мы не сможем реализовать благие намерения МВД», — сказал Лысаков.

Он также заметил, что если в качестве примера МВД берет западные страны, то там молодые люди получают права прямо «не отрываясь от парты». Лысаков пояснил, что школы РФ не обладают материально-технической возможностью для обучения школьников автоделу, подобных дисциплин нет и в программе.

«Когда молодежь получает права без отрыва от обучения – это один разговор, это прогрессивно и хорошо, но когда он теоретически где-то обучится и получит права, возникает вопрос – а где и каким образом он может это сделать (получить опыт вождения)? Тогда, логически возникает мысль – давайте тогда вернем самостоятельную подготовку. Тогда молодые люди смогут в свободное время изучать правила дорожного движения, а в удобное время могут выехать с отцом или братом на не очень оживленную дорогу потренироваться», — пояснил парламентарий.

Кроме того, Лысаков скептически отнесся к предложению МВД разрешить 17-летним подросткам управлять автомобилям в сопровождении водителя-наставника, пояснив, что на практике сделать это будет очень сложно. Депутат ГД предложил МВД подумать над ограничениями, которые существуют в ряде стран для начинающих водителей. В частности, это запрет на ночную езду, запрет на перевозку более одного пассажира. «Это отдельное дополнение, которое МВД обошло стороной. Если вы с 17 лет разрешите, вместе с наставником или без наставника, надо вводить какие-то ограничения для такой езды», — заключил он.

Источник

Детей пустят за руль. В России разрешат водить авто с 16 лет

ГИБДД официально поддержала идею выдавать подросткам водительские права с 16 лет. Правда, не всем и не так, как это происходит обычно. Сам по себе прецедент уже имеет место — если дело дойдёт до законопроекта или внесения поправок в существующий регламент, автомобилистов на дорогах станет гораздо больше.

Рабочая схема

Многие водители любят говорить: «А вот в Европе…» И дальше речь идёт либо про бензин, либо про дороги, либо про качество автомобилей. Во всём этом великолепии есть одно но. Никаких послаблений даже для одарённых подростков в вопросе получения водительского удостоверения в Европе нет. Работает всё точно так же, как и в России, — получить право на управление автомобилем можно только с 18 лет. С одной оговоркой.

Читайте также:  Можно ли есть бананы при проблеме с поджелудочной

Права можно получить и в 16 лет, но в ряде стран (в Германии, Бельгии, Дании, Норвегии, например) это так называемые ученические права. С ними у подростка есть право на управление машиной, но только в компании инструктора или взрослых, стаж вождения которых превышает пять лет. За нарушение этого регламента (если местные инспекторы остановят) штраф от 1,5 до 5 тыс. евро и лишение прав на три года.

Фото © Агентство "Москва" / Андрей Любимов

Фото © Агентство «Москва» / Андрей Любимов

В США всё ещё круче. Возраст выдачи водительских прав устанавливает каждый штат в отдельности. Работает это примерно так, как если бы в каждой области России возраст получения ВУ, как и транспортный налог, устанавливали бы индивидуально. А теперь внимание. Минимальный возраст для получения «базовых» водительских прав в штате Вайоминг — 14,5 года. Средний возраст получения прав при этом по Соединённым Штатам одинаков, и подростки в Америке начинают гонять за рулём с 16 лет.

Правда, как и в Европе, такие права относят к ученическим — ездить после 22 часов подросткам разрешают лишь в сопровождении людей, достигших 21 года. При этом их стаж вождения должен превышать два года.

Проблема дураков и дорог

В России вопрос получения прав несовершеннолетними поднимался несколько раз. Последние публичные сообщения об этой инициативе были в 2018 году, однако после этого в СМИ перестали уделять внимание этому вопросу. В 2019 году в рамках форума «Я выбираю ЮИД» («Юный инспектор движения») глава ГИБДД России Михаил Черников поддержал идею выдавать права несовершеннолетним.

Ещё в сентябре 2019 года с аналогичным предложением выходило и МВД. В министерстве полагают, что после сдачи теории и практики в ГИБДД подросток может получать права на управление автомобилем категории В и может отправляться ездить в город. МВД предлагает допустить несовершеннолетних к управлению автомобилями через поэтапную программу доступа, а к закону «О безопасности дорожного движения» при этом будут добавлены специальные поправки.

Фото © Агентство "Москва" / Андрей Любимов

Фото © Агентство «Москва» / Андрей Любимов

Правда, собственники автошкол говорят, что способности подростков трезво и быстро оценивать обстановку существенно отстают от тех, что были лет десять назад. Директор одной из автошкол в Нижнем Новгороде Владимир Щербинский отмечает, что в подростковом возрасте сознательность подростков далека от того уровня, который нужен водителям. По словам Щербинского, подростки без прав и с правами в 16 лет принципиально не отличаются друг от друга по качеству принятых на дороге решений.

Кураж и фан в этом возрасте часто затмевают рассудок. И это часто заводит за красную черту, когда на дорожную ситуацию повлиять никак нельзя. Обгоны по встречной полосе, две сплошные, вылеты в кювет

Владимир Щербинский

Было, но прошло

Практика выдачи водительского удостоверения в 16 лет уже была в СССР. Тогда подростки могли ездить по городу в сопровождении родителей, но и нужно признать, что автомобилей в 60–70-х годах прошлого века было существенно меньше, да и пешеходы были чуть внимательнее, чем сейчас. Смартфоны, электросамокаты, трафик, постоянный звук аудиосистемы в машине и многое другое отвлекают водителя от дороги, и даже опытные, имеющие по 30 лет стажа водители нет-нет да и попадают в ДТП.

И хотя руководитель ГИБДД России Михаил Черников поддержал идею выдачи прав несовершеннолетним, ребёнок не получит права и не сможет сразу ездить на машине по городу. Для начала стоит понимать, что подросткам предлагают изучать правила дорожного движения не три месяца, а гораздо дольше.

Фото © Агентство "Москва" / Андрей Любимов

Фото © Агентство «Москва» / Андрей Любимов

До 14 лет — в движении ЮИД, а после — в юношеских автомобильных школах на специальных курсах. Владельцы классических, обычных автошкол отмечают, что, скорее всего, тестировать подростков придётся после завершения каждого этапа — так будет проще контролировать обучаемость будущих водителей. При этом инструкторы считают, что подростки могут спокойно ориентироваться лишь на «площадках», где можно поучиться водить на небольшой скорости, а вот при каждом выезде в город «молодняк» ждёт настоящий стресс.

Директор автошколы Владимир Щербинский считает, что сознательность приходит к водителям в России сильно позже 16 лет и до этого возраста доверять управление автомобилями подросткам опасно.

В нормальном режиме, как ездят все автомобилисты, нужно чётко реагировать, держать темп, не нервничать и не считать себя королём на дороге. Подростки часто не понимают, что движение — это прежде всего контроль над собой, отсюда и проблемы

Владимир Щербинский

При этом опытные юристы и собственники автошкол отмечают, что идея выдавать права в 16 лет (или раньше) может не прижиться. Крайне велик риск появления правовых коллизий, которые суд разрешить не сможет. Юрист Владимир Фролов отмечает, что вместе с правом на управление машиной приходит и ответственность не только за свою, но и за чужие жизни.

Фото © Агентство "Москва" / Андрей Любимов

Фото © Агентство «Москва» / Андрей Любимов

По закону с 16 лет можно спрашивать за совершение уголовных преступлений, но то, как это будет работать, например, если подросток вылетит на встречную полосу и допустит ДТП со смертельным исходом, понять крайне сложно

Владимир Фролов

В любом случае законопроект о наделении несовершеннолетних правом управлять машиной далёк от окончательного вида. И к тому моменту, как МВД и Госдума сформируют поправки в единый документ, может поменяться нормативная база. К дорожной ситуации, как отмечают инструкторы и специалисты по подготовке водителей, это не относится — с каждым годом машин становится всё больше и водить становится всё труднее.

Подпишитесь на LIFE

    Источник