Можно ли будет ездить на всесезонной резине по закону
Содержание статьи
За какие зимние шины не оштрафуют летом: полезный лайфхак
С 1 июня 2021 года российских водителей начнут штрафовать за очередное нарушение — использование шин не по сезону. Часть автомобилистов этот штраф не затронет. Объясняем, почему, и рассказываем, как можно сэкономить на резине.
Новый штраф
В соответствии с поправками к ПДД, подготовленными МВД, которые вступят в силу с начала лета 2021 года, эксплуатация шипованных зимних покрышек будет полностью запрещена с июня по август, а летних — с декабря по февраль. В зависимости от климатических особенностей, региональные власти смогут скорректировать сроки действия ограничений. За нарушение правил эксплуатации транспортных средств водителей начнут штрафовать по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ — на 500 рублей. В законе есть интересная лазейка — оштрафовать часть водителей за применение шин не по сезону будет невозможно. И речь не о всесезонных шинах.
Сезонность шин
Автомобильные шины принято делить на три типа по сезонности использования — летние, зимние и так называемые всесезонные. Последние позволяют перемещаться по дорогам в любое время года без опасности словить штраф, правда, их характеристики оставляют желать лучшего — такие изделия не блещут сцепными свойствами ни зимой, ни летом. Иное дело — специализированные летние и зимние шины, заточенные под конкретные условия эксплуатации.
Типичная маркировка зимних шин
Pixabay
Определить, к какой сезонности относятся автомобильные покрышки, довольно просто. На летней резине специальной маркировки нет, на зимней — наносятся надпись «M+S», слово «Winter» или изображение снежинки. Всесезонные покрышки маркируются «зимней» символикой, но чаще — аббревиатурами «AS» (все сезоны, All Seasons), «R+W» (всесезонная для холодных регионов, Road + Winter) или «AW» (всесезонная для любых условий, Any Weather). Маркировка на шинах позволяет точно идентифицировать их принадлежность к тому или иному классу по сезону — и, соответственно, при выявлении нарушения штрафовать.
Важный нюанс касается зимних шин: маркировка шипованных и нешипованных изделий ничем не отличается. Зато визуально видно, должны ли быть в покрышке шипы. На федеральном уровне запрет распространяется лишь на шипованные шины летом, а вот применение фрикционных зимних шин, в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза, допускается всегда.
Как это может вам помочь
Во избежание недоразумений, сразу подчеркнём: мы ни в коем случае не призываем эксплуатировать зимние фрикционные шины летом. Это чрезвычайно мягкие покрышки со специальным, зимним рисунком, созданные для езды по снегу и льду, а не по горячему летнему асфальту. Тем не менее, их использование летом возможно и оправданно при одном важном условии — сильном износе протектора.
Такие шины уже нельзя эксплуатировать зимой, но можно летом. При условии полного отсутствия шипов
Pixabay
В соответствии с требованиями ПДД, для транспортных средств категории M1, N1, O1, O2, к которым относятся легковые автомобили, минимальная допустимая остаточная глубина протектора зимних шин составляет 4 мм. Для летних шин требования гораздо менее жёсткие — 1,6 мм. Разница между этими параметрами весьма велика — 2,4 мм. В переводе на пробег — не одна и часто даже не пять тысяч километров.
Присмотревшись к фрикционным шинам, вы обнаружите на них два маркера остаточной высоты протектора — зимний и летний. Отлиты они не просто так: производитель учёл и просчитал возможность использования данных покрышек как зимой, так и летом. Выбрасывать ещё пригодные к эксплуатации дорогостоящие шины неразумно. К счастью, понимают это и в МВД.
Внимательно присмотритесь к верхней широкой продольной канавке: справа — зимний маркер (4 мм), слева — летний (1,6 мм)
Pixabay
Как докатывать фрикционки летом
Ещё раз подчеркнём, что ни в коем случае не призываем эксплуатировать зимние фрикционные покрышки летом. Докатывать их можно лишь при строгом соблюдении ПДД и должных навыках в управлении автомобилем. Оставаться на «зиме» рекомендуется лишь непродолжительное время, за которое можно подкопить средства на новые покрышки. И вот почему:
зимние шины имеют относительно плохое сцепление с асфальтом;
такие покрышки увеличивают тормозной путь и ухудшают управляемость в летний период;
протектор зимних шин не может выводить из пятна контакта большое количество воды — эффект аквапланирования наступает раньше;
фрикционные шины летом быстро изнашиваются.
Впрочем, при правильном подходе эксплуатация таких шин вполне допустима. В особенности если вы передвигаетесь преимущественно не по асфальту, а по грунтовым и лесным дорогам. При езде по грязи даже сильно изношенные зимние «липучки» не оставляют никаких шансов новым летним шинам — благодаря развитому «внедорожному» рисунку. По мере уменьшения высоты протектора количество ламелей уменьшается: блоки становятся крупнее и жёстче, дубеет с годами и сама резина — шины приобретают всё более «летний» характер.
Не придерутся ли сотрудники ГИБДД и страховщики?
Придраться к зимним шинам летом можно в единственном случае — если у вас шипованные шины (достаточно наличия всего одного шипа). С зимней и летней глубиной протектора проблем быть также не должно. Согласно тексту Техрегламента, эксплуатация невозможна, когда «остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри неё, а также маркированных знаками «M+S», «M&S», «M S» (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии составляет не более 4 мм». Ключевом момент — «на указанном покрытии»: в летний период эксплуатация шин возможна до летнего маркера или остаточной высоты протектора в 1,6 мм. Что до шипованных покрышек, шины, утратившие шипы, перестают быть шипованными шинами. Как говорится, пассатижи вам в помощь!
Источник
Когда ставить зимнюю резину по закону в 2021 году?
Добрый день, уважаемый читатель.
Каждый год с приближением холодов водители начинают задаваться вопросом, когда обувать зимнюю резину. В настоящее время ответ на данный вопрос частично регулируется нормативным правовым документом.
Соответствующий закон — Технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 О безопасности колесных транспортных средств.
В этой статье речь пойдет о законодательно установленных сроках смены летней резины на зимнюю. Кроме того будет рассмотрен штраф за неправильное использование резины.
Содержание:
- Когда можно использовать зимнюю резину?
- Особенности применения всесезонной резины.
- Штрафы за неправильное использование резины.
Приступим.
Когда переходить на зимнюю резину по закону?
Рассмотрим пункт 5.5 Приложения 8 к техническому регламенту таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств»:
5.5. Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август).
В зимний период (декабрь, январь, февраль) запрещается эксплуатация транспортных средств категорий M1 и N1, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения. Зимние шины устанавливаются на всех колесах указанных транспортных средств.
Отличный от указанного в абзаце первом настоящего пункта период может быть установлен законодательством государства — члена Евразийского экономического союза в связи с характерными для государств — членов Евразийского экономического союза климатическими и географическими факторами.
Итак, что можно понять из данного пункта:
- В летние месяцы (июнь, июль, август) запрещается использовать только шипованные шины. Это требование относится ко всем транспортным средствам.
- В зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) разрешается использовать только зимние шины. Можно поставить на автомобиль как шипованные, так и неошипованные шины. Главное, чтобы они имели маркировку «М+S», «M&S» или «M S» и соответствующий рисунок (на картинке слева). Требование распространяется только на автомобили категории B (легковые M1 и грузовые N1). На прочие транспортные средства с 11 ноября 2018 года ограничение не действует.
- Сроки запрета эксплуатации могут быть только увеличены законодательной властью любого уровня (федеральной, региональной) и не могут быть уменьшены. Т.е. в Вашем регионе могут, например, запретить использовать шипованные шины с мая по сентябрь. При этом региональные власти не могут уменьшить срок запрета, т.е. с июня по август автомобили во всех регионах не должны использовать шипы.
Таким образом существуют следующие промежутки использования автомобильной резины:
- Летние шины (без маркировки М+S и т.п.) могут использоваться с марта по ноябрь.
- Зимние ошипованные шины (с маркировкой М+S и т.п.) могут использоваться с сентября по май.
- Зимние неошипованные шины (с маркировкой М+S и т.п.) могут использоваться круглый год.
Рассмотрим таблицу с периодами возможного использования резины в течение года:
Летние | Зимние ошипованные | Зимние неошипованные | |
Зима (декабрь — февраль) | + | + | |
Весна (март — май) | + | + | + |
Лето (июнь — август) | + | + | |
Осень (сентябрь — ноябрь) | + | + | + |
Таким образом, если у Вас есть летняя резина (без маркировки) и зимняя ошипованная резина, то произвести замену Вы должны в течение осени, т.е. с сентября по ноябрь.
Обратную замену резины следует выполнить в течение весны, т.е. с марта по май.
Использование всесезонной резины в 2021 году
В отдельную группу нужно выделить водителей, использующих так называемую всесезонную резину (предназначенную для эксплуатации в течение всего года).
Всесезонная резина может эксплуатироваться в зимние месяцы (декабрь — февраль) только в том случае, если она имеет соответствующую маркировку «М+S», «M&S» или «M S».
В противном случае эксплуатация всесезонной резины в зимние месяцы не допускается.
Штраф за неправильное использование резины в 2021 году
В 2021 году Глава 12 КоАП не содержит ссылок на Технический регламент Таможенного союза. Т.е. штраф за отсутствие зимней резины наложен быть не может. Однако проект подобного штрафа существует. Узнать о нем подробнее можно в этой статье.
Тем не менее существует штраф за использование изношенной зимней резины — 500 рублей (или предупреждение). Данный штраф может быть наложен на водителя, эксплуатирующего зимнюю резину (с маркировкой M+S и т.п.), у которой глубина протектора на самом изношенном месте составляет менее 4 мм. Отмечу, что штраф накладывается только при эксплуатации автомобиля на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии.
Подведем итоги данной статьи:
- По закону менять резину на зимнюю можно с сентября по ноябрь.
- На практике выбор конкретной даты для замены нужно делать с учетом погодных условий. Однако я не рекомендую менять резину позже 15 ноября — неофициального дня смены летней резины.
- Штраф за использование летней или всесезонной резины в зимние месяцы в 2021 году не накладывается.
Удачи на дорогах!
Обновлено: 24 сентября 2019
Об авторе:
Максим Калашников
—
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Источник
Как меня за всесезонную резину зимой оштрафовать хотели
Штрафа за шины не по сезону в России нет. Но это не мешает доблестным ГАИшникам штрафовать водителей за отсутствие зимней резины в зимний период.
На днях меня очень хотели оштрафовать за мои всесезонные шины. Не получилось. Со мной этот вариант не прокатил, но, по словам инспектора, штрафы за летнюю резину они выписывают часто.
Как дело было?
Нужно мне было поехать в суд в Краснодар. Спокойно сел, поехал по давно знакомому маршруту, и где-то под Кропоткиным меня остановил экипаж ДПС. Простая проверка документов привычно перешла в просьбу открыть багажник. За багажником последовала просьба капот открыть. И тут у меня закралась мысль, что инспекторам просто заняться нечем.
Под капот инспектор даже не заглянул, так как нашел повод придраться.
— Шины, — говорит — у вас не по сезону. Нарушаете.
— Нормальные шины. Уже лет 10 на всесезонке езжу. С нашим климатом самое то.
— А вы знаете, что всесезонная резина запрещена? Теперь шины могут быть только летние или только зимние.
-Про то, что всесезонку теперь не производят, я в курсе. Еле нашел. Последний комплект этой осенью в магазине купил. Но чтобы было запрещено ездить на таких шинах, это новость.
Инспектор решительно направился к патрульному автомобилю, отдал мои документы напарнику и сказал мне пройти туда же для составления протокола. Я покорно сел в патрульный авто, предварительно включив диктофон. Беседу воспроизвожу по диктофонной записи.
Упитанный капитан с моими документами в руках прочитал мне лекцию о зимних шинах, об опасности, которую я представляю со своей резиной не по сезону.
Я попытался отшутится.
— Ну, какая зимняя резина? Мы на юге живем. У нас зима длится две недели. Я бы наоборот запретил шипованную резину.
— С декабря по март считается считается зимним периодом. Нужно ездить на зимних шинах. Если шины шипованные, нужно знак «Шипы» клеить.
— У нас в Ставрополе зима не в декабре начинается. У вас в Краснодаре с зимой тоже дефицит. Снег в лучшем случае только в конце января выпадает и сразу тает. Какой «с декабря по март»? Помните, еще Пушкин писал: «Зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только в январе»?
— При чем тут снег? В правилах написан зимний период, есть обязанность устанавливать зимние шины. Значит водители обязаны правила соблюдать. Не я это придумал. Моя работа — исполнять то, что они там в Москве придумывают.
— Товарищ капитан, в этом году прямо по Пушкину снег только 9 января выпал. Все кто в конце ноября в зиму переобулись, уже давно все свои шипы растеряли. На них ведь в декабре смотреть страшно было. Как коровы на своих шипах по голому асфальту в +15 ездили.
— Они там в Правительстве правила меняют, придумали всякие снежинки, горы альпийские…
— Кстати, у меня на шинах есть знак «Снежинка». Там все четыре знака есть, на каждый сезон.
Пошли с инспектором к моему автомобилю и обнаружили на шинах вот такие значки:
-Не по ГОСТу значки, — парировал инспектор — сейчас другая снежинка должна быть изображена.
Пошли с ним к патрульному автомобилю. Инспектор указал на шины. Там снежинка, и вправду, нарисована по-другому.
— Вот как должны обозначаться зимние шины. Садитесь в автомобиль, будем оформлять.
— Так, а за что вы меня штрафовать собрались? По какой статье?
— 12.5 КоАП » Управление транспортным средством при наличии неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена»
— А чем запрещена эксплуатация моих шин?
— Вот, читайте — инспектор открыл КоАП и стал зачитывать ч. 1 ст. 12.5, — Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации.
— Ну, раз пошла такая пьянка, может и на эти Основные положения по допуску взглянем?
Инспектор достал Правила дорожного движения, в приложениях отыскал Перечень неисправностей. Пятый раздел этого приложения называется «Колеса и шины».
Мы довольно долго пытались в пяти пунктах этого раздела найти что-то про запрет летней резины в зимний период, но нашли только «Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками «M+S», «M&S», «M S» (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии составляет не более 4 мм».
— Вот, видите! Зимние шины нужно использовать с маркировкой «M+S» или «M S». У вас на шинах такого обозначения нет. И горной вершины с тремя пиками и снежинкой нет. У вас просто снежинка.
— Тут написано, что у зимних шин с такой маркировкой протектор должен быть не менее 4 мм. Для всех остальных легковых шин протектор должен быть не меньше 1,6 мм.
Сам я при этом внимательно рассматривал приложение со списком неисправностей. Последний раз так внимательно этот перечень я рассматривал лет пятнадцать назад, когда в автошколе учился. И в то время этот перечень выглядел иначе. Он тогда был каким-то логичным и разумным. С 2010 по 2013 годы список неисправностей разбавили бредом про зимнюю резину.
— Если на ваших шинах нет установленной маркировки, значит протектор на них меньше 4 мм. А для зимних шин глубина протектора должна быть больше 4 мм. Поэтому ваши шины даже новые не соответствовали требованиям к зимним шинам. — Инспектор продолжал убеждать меня, да и себя тоже, в нарушении Правил дорожного движения, пытаясь подогнать только что обнаруженный пункт ПДД под статью 12.5 КоАП.
— Товарищ капитан, если честно, мне и в голову не приходило измерять глубину протектора на своих шинах. Им еще и полгода не исполнилось. Не думаю, что за это время они износились. Колеса на моей машине нормальные. Если хотите, можете их измерить. Можете мне на слово поверить. Можете на диагностическую карту глянуть. Я год назад в декабре техосмотр проходил на старых шинах, точно таких же, только старых. Претензий к протектору тогда не было.
Капитан позвал напарника, чтобы посовещаться. Я же в этот момент почувствовал, что у оппонентов аргументы на исходе. Инициатива перешла ко мне. Нужно добивать.
— Товарищ капитан, мне очень приятно с вами беседовать, и тема разговора интересная, но я тороплюсь в суд. До Краснодара мне еще часа два пилить. Поэтому давайте по-быстрее. Вы или меряйте мой протектор, или просто составляйте протокол. Я его потом обжалую спокойно в суде.
— Если я составлю протокол, то я должен отстранить вас от управления и эвакуировать автомобиль с неисправностью.
— Вот тут опять мимо! — открыв на телефоне приложение Консультант+, показываю инспектору статью 12.5 КоАП, — Видите примечание к части 2 статьи 12.5 про отстранение от управления? К первой части отстранение не применяется. Задержание ТС применяется при неисправности тормозной системы. К моим тормозам у вас, вроде бы, претензий не было.
Капитан с напарником переглянулись. Старлей взял в руки КоАП, несколько секунд внимательно рассматривал статью 12.5, а потом обратился к капитану: «Там штраф 500 рублей или предупреждение. Предупреди его и пусть едет».
Последовав совету напарника, капитан опять коротенько рассказал мне о зимних шинах, потом с важным видом и ощущением, будто он делает мне одолжение, озвучил мне приговор: «Штрафовать я вас не буду, я вам выношу предупреждение в соответствии с частью 1 статьи 12.5 КоАП». С этими словами капитан вернул мне мои документы, порекомендовал сменить резину и пожелал счастливого пути.
Я поблагодарил инспектора за приятную беседу, попросил его не штрафовать других водителей, у которых нет на шинах горной вершины со снежинкой, попрощался и поехал в Краснодар.
Позже, пробивая по краснодарским пробкам и ожидая судебного заседания в фойе суда, я перечитал ПДД, КоАП, Регламент Таможенного союза, но нигде не нашел штрафа за летнюю резину зимой. После заседания Яндекс.Дзен, учитывая мои поисковые запросы, показал мне интервью главы ГИБДД, где генерал-майор полиции Михаил Черников, отвечая на вопросы журналиста, разъяснил, что «Ответственность за нарушение данного требования законодательством РФ не предусмотрена»
Спасибо, товарищ генерал-майор!
Источник