Можно ли будет читать символ веры

Молитва «Символ веры»

В жизни христианской церкви особое значение всегда имел Символ веры — молитва: как емкое содержание того, во что верит Церковь. Символ — изначально то, что держит вместе, объединяет. И Символ веры как раз вмещает те истины, что, как верит Церковь, нужны человеку для наполненности его существования и избавления от греха и духовной погибели.

Текст молитвы «Символ веры»

На русском языке

  1. Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
  2. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.
  3. Ради нас людей и ради нашего спасения сошедшего с небес и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.
  4. Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного.
  5. И воскресшего в третий день, согласно Писанию.
  6. И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца.
  7. И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.
  8. И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопоклоняемого и прославляемого, говорившего через пророков.
  9. В единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
  10. Признаю одно крещение для прощения грехов.
  11. Ожидаю воскресения мертвых.
  12. И жизни будущего века. Аминь (истинно так).

На церковно-славянском языке

  1. Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым.
  2. И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век; Све́та от Света, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша.
  3. Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы и вочелове́чшася.
  4. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна.
  5. И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием.
  6. И возше́дшаго на Небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́.
  7. И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́.
  8. И в Д́уха Свята́го, Го́спода, Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щего, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки.
  9. Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь.
  10. Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в.
  11. Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых,
  12. и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Аминь.

Весь Символ веры состоит из двенадцати членов (предложений), и в каждом из них содержится особая истина, или, как еще называют, догмат нашей православной веры.

1-й член говорит о Боге Отце, 2-й по 7-й члены говорят о Боге Сыне, 8-й — о Боге Духе Святом, 9-й — о Церкви, 10-й — о крещении, 11-й и 12-й — о воскресении мертвых и о вечной жизни.

Зарождение молитвы «Символ веры»

Молитва Символ веры

Символ веры зародился как подготовка новообращенных, собирающихся принять крещение. В далекие времена крестились, как правило, уже взрослые люди. Точно так же, как и сегодня, воцерквлялся каждый в результате своего собственного, именно его пути. Так как любое обращение, любое соприкосновение человека с Богом — тайна божественного промысла, открыть завесу которого нам не дозволено. Кто-то ищет Бога, переполнившись несчастьями, попав в беду. Прочие находят Бога, увидев его как свет радости и благодати.

Возникновение веры в душе человека — загадка. Но, тем не менее, вера в Христа — дорога человека к Церкви, к общине верующих во Христа. Именно вера стремится и призывает к объединению верующих, которые как раз своим единением, любовью один к другому показывают свету, что они последователи Христовы.

Жизнь новоуверовавшего, как христианина брала свое начала с его визита к епископу тамошней Церкви, и тот наносил крест на лбу, словно обозначая знак Христа. Человек явился к Богу, уверовал во Христа. Но теперь ему полагается выяснить содержание веры. Он превращается в ученика. Согласно церковным писаниям его начинают оглашать. Так как христианство — не всего лишь чувство, а встреча с Истиной, непростой подвиг принятия ее всецело. Словно человек, у которого страстная любовь к музыке, чтоб играть на инструменте, обязан освоить трудное обучение, аналогично уверовавший во Христа, возлюбивший его, обязан теперь осознать глубину своей веры и то, к чему она призывает.

В канун празднования Пасхи — потому как в ранней Церкви крестили в пасхальную ночь — любой, собирающийся принять крещение торжественно читал слова молитвы «Символ веры», производя «отдачу» его, принимая свое вхождение в единение веры и любви. У любой крупной тамошней церкви — Римской, Антиохийской и так далее, имелся собственный символ веры для крещения. И даже при том, что они были везде выражением единой и неделимой веры, стилистикой и фразеологией, они различались.

Икона Символ веры

Роль Вселенских соборов

В первой половине 4-го столетия в Церкви разгорелись серьезные дискуссии, относительно основного христианского учения о Христе как о Боге. В 20-х годах 4-го века в городе Никее был созван первый Вселенский Собор, и на нем составили общий, одинаковый для всех христиан Символ веры. Через несколько десятков лет, на втором Вселенском соборе, в Константинополе, Символ веры дополнили и дали ему имя Никео-Царьградский, единого для вселенской Церкви. И третий, Вселенский собор, в Ефесе в 30-х годах 5-го столетия провозгласил, что этот символ сохранялся вовеки неприкосновенным, чтобы более он не дополнялся.

С того времени вселенский Символ веры поют либо читают в Церкви на любой литургии. Он — общее для всех непременное выражение Церковью своей веры. И по этой причине любой, кто хочет выяснить, во что верит Церковь, в чем суть христианской веры, какова Истина, передаваемая христианством свету — ответ отыщет в молитве «Символ веры».

(9 оценок, среднее: 4,11 из 5)

Читайте также:  Можно ли быть свидетельницей если замужем

Загрузка…

Источник

Тайна и смысл молитвы «Символ веры»

Каждая молитва в христианстве имеет свою определенную цель и смысл. Что касается «Символа веры», то она является одной из самых важных для православия в целом.

Молитвы для человека верующего — способ общения с Богом, источник спасения. Это относится ко всем молитвам, особенно к основным, типа «Отче наш», «Живые помощи» и, конечно же, «Символ веры». Не нужно ждать, пока вы сможете посетить храм. Читайте молитвы дома перед сном и с утра, причем не только в трудные дни, но и в приятные моменты в качестве благодарности.

Текст и смысл молитвы «Символ веры»

Текст одной из самых важных молитв в православном христианстве состоит из 12 частей. Начинается молитва со слова «Верую», а дальше идет перечисление того, во что необходимо верить настоящему христианину. Иначе говоря, эта молитва являет собой прямой ответ на вопрос о том, во что принято верить людям православным.

Вот текст самой молитвы, разделенный на 12 основных частей, главных составляющих веры каждого христианина:

«Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небес и земли, видимым же всем и невидимым.

И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, иже от Отца рожденного прежде всех времен; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, Им же все сотворено.

Нас ради человек и нашего ради спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечившегося.

Распятого же за грехи наши при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного.

И воскресшего в третий день по Писанию.

И восшедшего на небеса, и сидящего одесную Отца.

И вновь грядущего со славою судить живых и мертвых, Его же Царствию не будет конца.

И в Духа Святого, Господа, Животворящего, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцом и Сыном сопоклоняемого и прославляемого, глаголившего через пророков.

Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Исповедую едино крещение во оставление грехов.

Чаю воскресения мертвых

и жизни будущего века. Аминь.»

Первая строчка гласит о том, что вы верите в Бога, который сотворил все живое и неживое, Небо и Землю, а также все видимое и невидимое. Весь мир, в котором мы существуем — это подарок Небес.

Вторая часть молитвы — это строки о Сыне Божьем, Иисусе Христе, который был рожден от Бога и является его продолжением, его образом человеческим.

В третьей части поется о том, что наш Бог сошел с небес и стал человеком ради нас, людей.

Четвертая строка молитвы напоминает о распятии Христа, Спасителя нашего и принятии на себя наших с вами грехов.

Потом напоминается о чудесном Воскресении Христа.

В шестой части молитвы говорится о том, что Иисус занял свое место рядом с Отцом на Небесах.

Правлению Господа не будет конца. Господь вечен и будет судить нас, живых и мертвых.

Далее говорится о Святом Духе, который жизнь дает всему на Земле и говорит с людьми через пророков.

Часть девятая говорит нам о том, что верующий человек должен верить в церковь.

В десятой строке прославляется таинство крещения.

Предпоследняя часть говорит, что все мертвые будут воскрешены.

Последняя часть — это завершение. Верю в будущую жизнь.

Тайна молитвы «Символ веры»

Сама вера являет собою великую тайну. Никто не знает, дает ли Бог человеку веру, либо он сам ее обретает. Постоянно идут споры о том, что ждет людей, рожденных в иной культуре. Они верят в нечто иное, так какова же их судьба? Ответ прост — судьба тех, кто живет в окружении неверных, но живет по правилам морали и с любовью в сердце, попадет в рай Господень. Каждый достоин этого, ведь добро есть внутри всех нас. Это выбор, который делаем мы сами, а не который делает за нас кто-то другой.

Что касается молитвы «Символ веры», то ее тайна — это сплочение все верующих. Она словно делает из всех нас одну большую семью, которая идет к свету Божьему. Она содержит всё, во что должен верить каждый православный христианин.

Верить — значит не принимать во внимание все то, что говорят враги религии. Да, никто из нас не видел Бога, но каждый верит, что это случится. Каждый верит, что после смерти нас ждет нечто теплое и прекрасное, а не холодная и черная пустота. Тайный смысл этой молитвы заключен в первом слове — «верую». Без нашей веры мы лишь люди. С верой в Бога мы дети Божьи, его воплощения и отражения.

Верьте в Бога, в любовь, в добро, в себя и во все, что делает вас счастливыми. Верьте в свет Божий, в то, что он заботится о нас и хранит нас.

Данную молитву поют на каждом богослужении во всех церквях, поэтому вы ее должны были слышать. Обычно ее поют все вместе. Учить ее не обязательно, но читать ее лучше как можно чаще. Это не благодарственная, а скорее прославляющая молитва, которая должна читаться на сон грядущий и с утра. Таким образом вы будете напоминать себе о том, во что вы верите. По своему назначению эта молитва похожа на «Отче наш». Чтением этих строк вы укрепляете свою веру в Бога.

Источник

Символ веры не является молитвой. Кому и как его надо читать на самом деле.

Можно ли заставить человека верить с помощью аргументов? Это как заставить его уверовать с помощью пыток. В этом деле аргументы не помогут. Потому что верят не тогда, когда не понимают, а когда отказываются понимать. Вере доказательства не нужны.

А вот рассказать о своей вере можно и нужно. О ней расскажет любовь к людям и добрые дела, радость в любых обстоятельствах, чистота мыслей и слов. Добросовестное отношение к работе и честность тоже является исповеданием веры. Это вера на практике. Без слов.

Но чаще всего люди используют слова, чтобы рассказать о своей вере. В свое время апостолы пришли к необходимости как-то сжато и понятно согласовать свою веру с целью избежать возможных разногласий. Так родился символ веры.

А вообще-то первоначально символом называлась монета, разрезанная по сложной траектории. По половинками такой монеты люди могли узнать причастность друг друга к некой тайне или знаниям. Например, пришел к вам человек с вестью. Как узнать, стоит ли ему доверять? Если у него есть половина монеты, которая точно дополняет твою половину, то это означает, что человек «свой».

Читайте также:  Можно ли есть зерна урюка

Символ веры играет ту же роль, он помогает определить «своих» по вере и в то же время проверить свою принадлежность к христианскому миру. Ведь этот текст содержит выдержку основных христианских истин.

Вера у каждого своя, а исповедание христианской веры — общее. Оно и зафиксировано в символе веры. Апостольский символ веры является самым древним символом веры.

Церковь росла, появлялись ереси, различные философские течения с примесью христианства. В борьбе с ними Вселенские Соборы дополняли и расширяли символ веры. Эти дополнения были призваны не допустить двусмыслия.

Сегодня многие христиане читают символ веры как молитву. Хотя это и не молитва. Там нет обращения к Богу, нет просьб. Это и понятно, ведь текст составлен совсем с другими целями. Символ веры не для Бога, а для тех, кто только прикасается к христианству, для тех, кто хочет понять ее. Не больше и не меньше.

В символе вере нет ничего мистического. Это не заклинание. Он не даёт силу, не исцеляет, не наделяет властью и не спасает. Чтение символа веры не соединяет чудесным образом с высшими силами и не защищает от духовных проблем и неверия. Можно выучить символ веры наизусть, читать его утром и вечером, можно даже петь. Но не это присоединяет человека к христианству.

Текст символа веры составлен не для верующих. Апостолы прекрасно помнили, во что они верили и не подозревали других христиан в плохой памяти. Напоминать себе и Богу то, во что ты веришь два раза в день, как требует того церковь, странно как-то. Не находите?

Итак, символ веры является инструментом для евангелизации. Это не молитва и не заклинание.

Знаете, как будет звучать самый короткий новозаветный символ веры? Иисус Христос! В этих словах весь смысл христианства. Иисус есть Тот, Кого Бог сделал Царем, Священником и Спасителем всего человечества. Тот, кто в это верит и есть христианин. Может такого символа веры достаточно?

А зачем длинный? Для этого же есть каноны…

Помните сюжет из нового Завета, где Филипп проповедовал евнуху ефиопянину? Филипп рассказал ему про Иисуса и этого было достаточно. Поверив в Него, евнух крестился.

Христианин это тот, кто верит в Христа или во все пункты символа веры? Как думаете?

Источник

Символ веры

  • Тол­ко­ва­ние Сим­вола веры свя­тыми отцами
  • Объ­яс­не­ние Сим­вола веры свящ. Павел Гуме­ров
  • 10 инте­рес­ных фактов о Сим­воле веры свящ. К. Пар­хо­менко
  • Символ веры про­топр. А. Шмеман
  • Тол­ко­ва­ние на Символ веры проф. Вла­ди­мир Лос­ский
  • Тол­ко­ва­ние на Символ веры иерей Олег Давы­ден­ков
  • Беседы о Сим­воле веры М. Михай­лова
  • Сим­волы веры ран­него хри­сти­ан­ства
  • Символ веры на гре­че­ском и англий­ском языках
  • Таб­лица Символ веры
  • ВИДЕО. О Сим­воле веры
  • АУДИО. О Сим­воле веры

Пример чтения Сим­вола веры:

Пение Сим­вола веры на литур­гии:

***

Си́мволом ве́ры назы­ва­ется крат­кое и точное изло­же­ние основ хри­сти­ан­ского веро­уче­ния, состав­лен­ное и утвер­жден­ное на 1‑м и 2‑м Все­лен­ских Собо­рах.

Символ веры — не молитва (а испо­ве­да­ние веры). Ибо он не содер­жит обра­ще­ний к Богу, Анге­лам, Пре­свя­той Бого­ро­дице и святым.

Весь Символ веры состоит из две­на­дцати членов (пред­ло­же­ний), и в каждом из них содер­жится особая истина, или, как еще назы­вают, догмат нашей пра­во­слав­ной веры.

1‑й член гово­рит о Боге Отце, 2‑й по 7‑й члены гово­рят о Боге Сыне, 8‑й — о Боге Духе Святом, 9‑й — о Церкви, 10‑й — о Кре­ще­нии, 11‑й и 12‑й — о вос­кре­се­нии мерт­вых и о вечной жизни.

***

Текст Сим­вола веры

В цер­ков­но­сла­вян­ском языке нет буквы «ё», потому все е нужно читать как «е».

Ска­чать в фор­мате Microsoft Word

1‑й. Верую во еди́наго Бога Отца, Все­дер­жи­теля, Творца не́бу и земли, види­мым же всем и неви­ди­мым.

Верую во един­ствен­ного1 Бога Отца, Все­дер­жи­теля, Творца неба и земли, всего види­мого и неви­ди­мого.

2‑й. И во еди́наго Гос­пода Иисуса Христа, Сына Божия, Единоро́днаго, И́же от Отца рожде́ннаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожде́нна, несотворе́нна, еди­но­сущна Отцу, Им же вся бы́ша;

(Верую) и во един­ствен­ного Гос­пода Иисуса Христа, Сына Божия, Един­ствен­ного, рож­да­е­мого от Отца в веч­но­сти; Света от Света, Бога истин­ного от Бога истин­ного, рож­ден­ного, не создан­ного, одного суще­ства с Отцом, через Кото­рого все сотво­рено;

3‑й. Нас ради чело­век и нашего ради спа­се­ния сше́дшаго с небес, и воплоти́вшагося от Духа Свя́та и Марии Девы, и вочелове́чшася;

Для нас людей и для нашего спа­се­ния сшед­шего с небес, при­няв­шего плоть от Духа Свя­того и Марии Девы, и сде­лав­ше­гося чело­ве­ком;

4‑й. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пилате, и стра­давша, и погре­бенна;

Рас­пя­того же за нас при Понтии Пилате, стра­дав­шего и погре­бен­ного;

5‑й. И воскре́сшаго в третий день, по Писа­нием;

И вос­крес­шего в третий день, согласно с Писа­ни­ями (про­ро­че­скими).

6‑й. И восше́дшаго на небеса, и седя́ща одесну́ю Отца;

И вос­шед­шего на небеса и сидя­щего справа от Отца;

7‑й. И па́ки гряду́щаго со славою суди́ти живым и мерт­вым, Его́же Цар­ствию не будет конца.

И опять име­ю­щего прийти со славою судить живых и мерт­вых, цар­ству Кото­рого не будет конца.

8‑й. И в Духа Свя­таго, Гос­пода, Животворя́щаго, Иже от Отца исхо­дя­щаго, Иже со Отцем и Сыном спокланя́ема и ссла́вима, гла­го­лав­шаго про­роки.

(Верую) и в Духа Свя­того, Гос­пода, пода­ю­щего жизнь, исхо­дя­щего от Отца, покло­ня­е­мого и про­слав­ля­е­мого равно со Отцом и Сыном, гово­рив­шего через про­ро­ков.

9‑й. Во Еди́ну, Святу́ю, Собор­ную и Апо­столь­скую Цер­ковь.

(Верую) и во Един­ствен­ную, Святую, Собор­ную (Все­лен­скую) и Апо­столь­скую Цер­ковь.

10‑й. Испове́дую еди́но Кре­ще­ние во оставле́ние грехов.

Испо­ве­дую одно Кре­ще­ние во остав­ле­ние грехов.

11‑й. Ча́ю воскресе́ния мерт­вых.

Ожидаю вос­кре­се­ния мерт­вых.

12‑й. И жизни буду­щаго века. Аминь.

И жизни буду­щего века. Истинно так.

1Все случаи упо­треб­ле­ния в сла­вян­ском Сим­воле веры слова «единый» соот­вет­ствуют раз­лич­ным формам слова eis в гре­че­ском тексте. Оно озна­чает «один, одна, одно» с акцен­том на един­ствен­ность.

Верую — верю, я убеж­ден; Еди­но­род­наго — един­ствен­ного; прежде всех век — прежде вся­кого вре­мени, от веч­но­сти; еди­но­сущна Отцу — име­ю­щего оди­на­ко­вую сущ­ность (при­роду, есте­ство) с (Богом) Отцом; Им же вся быша, — и Им, то есть Сыном Божиим, все сотво­рено; вопло­тив­ша­гося — при­няв­шего на Себя тело чело­ве­че­ское; воче­ло­веч­шася — сде­лав­ше­гося чело­ве­ком, подоб­ным нам, но не пере­ста­вая быть Богом; вос­крес­шаго — ожив­шего: по Писа­нием — согласно со Свя­щен­ным Писа­нием, где про­роки пред­ска­зали, что Он вос­крес­нет из мерт­вых в третий день; вос­шед­шаго — воз­нес­ше­гося; одес­ную — по правую сто­рону Бога Отца, Слова седяща одес­ную, то есть сидя­щего с правой сто­роны (эту фразу сле­дует пони­мать в том смысле, что Иисус Хри­стос имеет оди­на­ко­вое могу­ще­ство и славу с Богом Отцом); паки — опять, во второй раз; мерт­вых — умер­ших, кото­рые тогда вос­крес­нут; Его же Цар­ствию не будет конца — после суда наста­нет бес­ко­нечно цар­ство Его; Живо­тво­ря­щаго — даю­щего жизнь; спо­кла­ня­ема и ссла­вима — Духу Свя­тому сле­дует покло­няться и про­слав­лять Его наравне с Отцом и Сыном, т. е. Дух Святой равный Богу Отцу и Богу Сыну; Гла­го­лав­шаго про­роки — Дух Святой гово­рил через про­ро­ков; Собор­ную — соглас­ную, еди­но­душ­ную, охва­ты­ва­ю­щую людей со всей все­лен­ной; испо­ве­дую — открыто при­знаю словом и делом; чаю — ожидаю; И жизни буду­щаго века — наста­нет после все­об­щего суда вечная жизнь.

Читайте также:  Можно ли отказаться от госпитализации если есть направление

Никео-Царе­град­ский Символ веры

Из кате­хи­зиса «Меч духов­ный в ограж­де­ние от сек­тант­ских лже­уче­ний» доре­во­лю­ци­он­ного мис­си­о­нера диа­кона Иоанна Смо­лина.

1. Верую (Евр.11:1-6, Рим.10:10) во еди­ного (Исх.20:3, Ин.17:3, 1Кор.8:4-6, Еф.4:6) Бога Отца (Быт.1:26, 18:2-10, Пс.2:7-12, Пс.109:3, Сир.51:14, Мф.28:19, Ин.3:16, Ин.17:1-2, 1Ин.5:7, 1Пет.1:2, Рим.1:4, 2Кор.1:3), Все­дер­жи­теля (Ис.57:15, Пс.32:9, Пс.89:3, Пс.138:7-12, 1Ин.3:20, Евр.1:3, Откр.4:8), Творца небу и земли (Быт.1, Иер.10:11-12, Мф.19:4) види­мым же всем и неви­ди­мым (Иер.10:16, Деян.4:24, Деян.17:24), (Иов.38:6-7, Кол.1:16).

2. И во еди­ного Гос­пода (Еф.4:4) Иисуса (Лк.1:31-32) Христа (Мк.8:29), Сына Божия (Пс.2:7-12, Пс.109:3, Ис.9:6, Мф.3:17, Мк.9:7, Лк.1:35, Лк.3:21, Ин.3:16, Ин.17:1), Еди­но­род­ного, (Прем.7:21, Ин.1:14-18, Ин.3:16-18, 1Ин.4:9), Иже от Отца рож­ден­наго (Ис.9:6, Пс.2:7, Сир.51:14, Евр.1:4) прежде всех век (Притч.8:22-23, Ис.44:6, Пс.109:3, Ин.17:5, Ин.8:25, Откр.1:10-17, 3:14); Света от Света (Прем.7:26, Лк.2:32, Ин.1:4-9, Ин.8:12, 1Ин.1:5-7), Бога истинна от Бога истинна, рож­денна, несо­тво­ренна (Мф.11:27, Ин.10:30, Ин.14:9, Ин.17:3, 1Ин.5:20), еди­но­сущна Отцу (Исх.3:14, Ин.5:26, Ин.10:30), Имже вся быша (Пс.32:6, Пс.101:26, Ин.1:3, Кол.1:16-17, Евр.1:10-12).

3. Нас ради чело­век (Быт.3:17, Пс.50:7, Иов.14:4, 1Ин.1:8, 3:4-8, Иак.3:2, 1Пет.4:18, Рим.5:12) и ради нашего спа­се­ния (Мк.1:14-15, Ин.14:6, Деян.4:12, Тит.3:4-6, 1Тим.2:4-6) сошед­шего с небес (Ин.3:13), и вопло­тив­ша­гося (Ин.1:14, Ин.3:17) от Духа Свята и Марии Девы (Быт.3:15, Ис.7:14, Мф.1:20-23, Лк.1:30-35,43), и воче­ло­веч­шася (Ин.2:2-3, 11:35, 1Тим.2:5).

4. Рас­пя­того же (Мф.26-27, Лк.22-23, Ин.18-19, Ин.10:17-18), за ны (1Пет.3:18-19, Гал.2:19-20, 5:24, Еф.1:7, Гал.3:13, Евр.2:14-15, Рим.8:1-4, Флп.3:10) при Пон­тий­стем Пилате (Быт.49:10, Лк.23), и стра­давша (Пс.21, Ис.53, Мк.14:65, 15:17-34, Лк.23:35-40), и погре­бенна (Дан.9:25-26, Мф.27:63-66, Мк.15:37-47, Мф.12:39-40, 1Пет.3:19, 4:6, Еф.4:9).

5. И вос­крес­шаго (Мф.16:21-23, Мф.26:32, Лк.24:36-45, Ин.20:19-27, 1Кор.15:6,20) в третий день (Ион.2:1, Мф.12:39-40, Мк.16:2) по Писа­нием (Ис.53:5, 1Кор.15:3-4).

6. И воз­шед­шаго на небеса (Лк.24:51, Ин.16:28, Деян.1:11, Еф.4:10), и седяща одес­ную Отца (Пс.109:1, Лк.22:69, Мк.14:62-64, 16:19, Евр.8:1).

7. И паки гря­ду­щаго (Ин.5:28-29) со славою (Мф.24:27-30, Мф.25:31-34,46), судити (Мф.12:36, 25:13,31, 1Кор.4:5, 2Пет.3:7-10, 2Кор.5:10) живым и мерт­вым (Дан.7:14, 12:2, Ис.26:19, Ин.5:25-29, 1Кор.15:52, Откр.14:11), Егоже Цар­ствию не будет конца (2Цар.7:12-13, Лк.1:33).

8. И в Духа Свя­таго (Быт.1:2, Мф.3:16, Ин.3:5-8, Деян.13:2), Гос­пода (Деян.5:3-4), Живо­тво­ря­щаго (Ис.11:1-3, Ин.3:5, 1Кор.3:16, Рим.8:14-16,26), Иже от Отца исхо­дя­щаго (Ин.14:16,26, 15:26), Иже со Отцем и Сыном спо­кла­ня­ема и ссла­вима (Мф.28:19, Ин.16:13-15, Пс.32:6, Деян.5:3-4, 1Кор.12:3), гла­го­лав­шего про­роки (1Пет.1:12, 2Пет.1:21).

9. Во едину (Мф.16:18, Ин.17:11, Еф.4:4, 1Кор.1:10) Святую (Мф.16:18, 18:17, Ин.15:5-6, 17:14-20, Еф.3:21, 5:25-27, 1Тим.3:15, 2Тим.2:19), Собор­ную (Деян.1:15-26, 6:1-5, 8:14, 15, Кол.3:11) и Апо­столь­скую (Мф.28:16,20, Деян.8:18, 16:4, Еф.2:19-20, 2Фес.2:15, Тит.1:5,10-11, 3:10) Цер­ковь (Мф.18:17 — коли­че­ство, Деян.11:26, 1Кор.1:2 — место, Еф.4:11-12 — разные при­зва­ния, 1Кор.12:29 — не всем дары учи­тель­ства, Деян.14:23, 1Тим.5:22 — руко­по­ло­же­ние, Деян.8:17-18, 20:28, 2Тим.1:6 — дар Духа Свя­того).

10. Испо­ве­дую едино кре­ще­ние (Мф.28:20, Ин.3:5, Деян.16:15,33, 19:4, Кол.2:11-12, 1Кор.1:16) во остав­ле­ние грехов (Мк.2:5, 16:16, Ин.3:5, Деян.2:38-39, 22:16, Рим.6:3).

11. Чаю вос­кре­се­ния мерт­вых (Мф.27:52-53, Лк.7:11-15, 8:41-56, Ин.5:25, 6:54, 12:1-11, 1Кор.15:12-14,19-20,41-53).

12. И жизни буду­щаго века (Мф.13:43, 25:41-46, Мк.9:47-48, Лк.20:34-38, 1Кор.15:41-42, Откр.20:14-15). Аминь (истинно так).

***

С апо­столь­ских времен, хри­сти­ане поль­зо­ва­лись так назы­ва­е­мыми «сим­во­лами веры» для того, чтобы напо­ми­нать самим себе основ­ные истины хри­сти­ан­ской веры. В древ­ней церкви суще­ство­вало несколько крат­ких сим­во­лов веры. В 4‑м веке, когда появи­лись ложные учения о Боге Сыне и о Духе Святом, воз­никла необ­хо­ди­мость преж­ние сим­волы попол­нить и уточ­нить.

На Первом Все­лен­ском Соборе были сфор­му­ли­ро­ваны первые семь членов Сим­вола, на Втором — сле­ду­ю­щие пять. Первый Все­лен­ский Собор состо­ялся в городе Никее в 325 г. по Рож­де­стве Хри­сто­вом для утвер­жде­ния апо­столь­ского учения о Сыне Божием против непра­виль­ного учения Ария, счи­тав­шего, что Сын Божий создан Богом Отцом и поэтому не явля­ется истин­ным Богом. Второй Все­лен­ский Собор состо­ялся в Кон­стан­ти­но­поле (Царь­граде) в 381 г. для утвер­жде­ния апо­столь­ского учения о Святом Духе против лже­уче­ния Маке­до­ния, отвер­гав­шего Боже­ствен­ное досто­ин­ство Духа Свя­того. По двум горо­дам, в кото­рых состо­я­лись эти Все­лен­ские соборы, Символ веры носит назва­ние Никео-Цареградского.

Символ веры про­из­но­сится при­ни­ма­ю­щим кре­ще­ние («огла­шен­ным») во время совер­ше­ния Таин­ства Кре­ще­ния. При кре­ще­нии мла­денца Символ веры про­из­но­сится вос­при­ем­ни­ками. Кроме того, Символ веры соборно поется веру­ю­щими в храме за литур­гией и чита­ется еже­дневно в составе утрен­него молит­вен­ного пра­вила.

Cвя­то­оте­че­ские тол­ко­ва­ния Сим­вола веры:^

  • Поуче­ния огла­си­тель­ные свя­ти­тель Кирилл Иеру­са­лим­ский
  • О Сим­воле веры вообще и о его про­ис­хож­де­нии свт. Фила­рет (Дроз­дов)
  • Пра­во­слав­ное испо­ве­да­ние. О вере свя­ти­тель Петр (Могила)
  • Испо­ве­да­ние правой веры свя­ти­тель Марк Эфес­ский
  • Лати­ня­нин. Раз­го­вор о при­бавке в Сим­воле веры «и Сына» (Filioque) cвя­ти­тель Марк Эфес­ский
  • О Сим­воле веры бла­жен­ный Авре­лий Авгу­стин
  • Испо­ве­да­ние веры пре­по­доб­ный Никита Стифат
  • На Святой Символ свя­ти­тель Кирилл Алек­сан­дрий­ский
  • Зер­цало пра­во­слав­ного испо­ве­да­ния свя­ти­тель Димит­рий Ростов­ский
  • О правой вере свя­ти­тель Амфи­ло­хий Ико­ний­ский
  • Объ­яс­не­ние Сим­вола свя­ти­тель Амвро­сий Медио­лан­ский
  • Тол­ко­ва­ние Сим­вола веры Евфи­мий Зига­бен
  • Тол­ко­ва­ние на боже­ствен­ный и свя­щен­ный Символ пра­во­слав­ной и непо­роч­ной нашей веры хри­сти­ан­ской свя­ти­тель Симеон Солун­ский
  • Изло­же­ние необ­хо­ди­мей­ших (ука­за­ний) о выра­же­ниях боже­ствен­ного Сим­вола, откуда они собраны и против кого постав­лены свт. Симеон Солун­ский
  • Символ веры Афа­на­сия Алек­сан­дрий­ского свя­ти­тель Афа­на­сий Вели­кий
  • Как учат об исхож­де­нии Свя­того Духа древ­ние сим­волы митр. Мака­рий
  • Тол­ко­ва­ние Сим­вола веры свт. Нико­лай Серб­ский
  • Верую свт. Нико­лай Серб­ский

***

См. ДОГ­МАТЫ

Источник