Классный час можно ли быть свободным от ответственности

Классный час на тему:»Свобода и ответственность»

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 с. Малояз

муниципального района Салаватский район

Республики Башкортостан

Свобода и ответственность

/классный час/

Составила: Каримова Альфия Рамиловна

с. Малояз — 2017

Цель: подвести обучающихся к осознанию ответственности за собственные поступки и поступки других людей.

Задачи:

личностные

— развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

— воспитывать желание быть духовно красивым человеком

метапредметные

— развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;

— формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную

предметные

— создать условия для осознания учащимися ответственности за человеческую жизнь;

— уточнить смысл понятий «свобода», «выбор», «ответственность»

— формировать умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;

1.Орг. момент.

2.Формулировка темы урока.

Учитель просит прочитать учеников прочитать эпиграф к занятиям, записанный на доске.

Ползти. Идти. Бежать. Лететь. Стремиться. Верить и хотеть…

Забыть. Устать. Застыть. Стоять. Хандрить. Поддаться. Угасать…

Два выбора.

И две судьбы.

Ну, а итог решаешь ты…

Татьяна Ярошевич

Вопросы:

— Как вы понимаете эти слова?

— Как вы думаете, какое отношение они могут иметь к нашему уроку?

— Попробуйте сформулировать тему урока.

Учитель открывает тему: Поговорим о свободе и ответственности человека.

3. Новая тема. Вводная беседа с обучающимся

  • Поднимите руку, кто хочет быть свободным?

  • Известные герои произведения Марка Твена Том Сойер и Гекельберри Финн тоже захотели полной свободы. Они сбежали из Дома, потому что им надоела опека взрослых, необходимость ходить в школу, помогать по хозяйству, мыться и чистить одежду:

Представьте, что вы вместе с ними живете в пещере, питаетесь тем, что попадается…

Долго бы выдержали вы такую «свободу»?

  • Почему мальчики вернулись домой?

  • Приняли бы их на работу?

  • Позволяет ли закон бродяжничать, попрошайничать?

  • Какими правами и свободами обладали дети в тот момент?

Вообще, о свободе мы привыкли говорить исключительно позитивно. Свобода — это желаемое, к чему мы стремимся.

Свобода — это ответственность за ту жизнь, которую мы создаем

и для большинства людей свобода это суровое испытание.

Свобода — это способность преодолевать границы и ограничения

4.Работа с литературным текстом (ПРИТЧА).

Шел по дороге паренек. Смотрит — копейка лежит. «Что же, — подумал он, — и копейка — деньги!» Взял ее и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашел тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует — кошелек вроде бы толще стал. Заглянул в него, а там — тысяча рублей. «Странное дело! — подивился паренек. — Была одна копейка, а теперь — тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашел десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком родителей.!» Смотрит, а у него уже десять тысяч рублей! «Чудеса! — обрадовался счастливчик, — А что, если бы сто тысяч рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме своих стариков!» Быстро раскрыл кошель, — и точно: лежат сто тысяч рублей! Тут его раздумье взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. А подарков много не стану покупать, итак расходы большие…» И вдруг чувствует, что кошель-то стал легким-прелегким! Испугался, раскрыл его, глядь — а там всего одна копейка лежит, одна-одинешенька…

5. Работа с учебником

— Найдите в тексте учебника ответ, что такое ответственность. (Ответственность — эта черта характера личности и ее действий, которая говорит том, что человек отвечает за собственный свободный выбор.)

6.Работа в парах

— Прочитайте стр. 24 и найдите, какие существуют условия ответственного поведения. Приведите свои примеры к каждому условию.

— Стр. 25, 1 абзац. Что такое внутренняя обязанность человека?

— Зачем каждый из нас должен уметь задавать себе такие вопросы?

— Стр. 25, 2 абзац. Прочитайте. Коллективно.

КТО? ЗА ЧТО? ПЕРЕД КЕМ?

7.Минутка отдыха. Игра «Могу и делаю».

Вопросы:

-Умеешь ли ты одеваться сам ? -Одеваешься ли ты сам всегда?

-Умеешь ли ты благодарить , — Говоришь ли ты спасибо каждый

говорить спасибо? Раз, когда это необходимо?

— Умеешь ли ты убирать свои — Наводишь ли ты порядок в своей

вещи? Комнате каждую неделю?

— Умеешь ли ты плакать? — Плакал ли ты сегодня?

— Умеешь ли ты толкаться и — Делал ли ты это сегодня?

дразнить своих товарищей?

— Умеешь ли ты лениться? — Ленился ли ты вчера на уроках?

-Умеешь ли ты вредничать? — Вредничал ли ты вчера?

— Умеешь ли ты собирать свой — Собираешь ли ты свой ранец

ранец? всегда сам?

— Умеешь ли ты ухаживать за — Делаешь ли ты это всегда сам?

Читайте также:  Можно ли есть копченую рыбу на сушке

своими домашними питомцами?

Учитель. На примере этой игры попробуйте объяснить, чем различаются понятия «Могу» и «Делаю».

Знакомство с разными видами ответственности.

Учитель. Ответственность делится на три вида:

— личная, или ответственность перед собой (я)

— ответственность перед другими (другие)

— ответственность в школе (школа)

8.Работа в группах. Учитель помогает организовать работу групп по следующего алгоритму:

— один из участников группы называет какое- нибудь дело.

— остальные вместе решают, к какому виду ответственности оно относится.

-затем записывают нужное дело в нужную колонку.

Три виды ответственности

9.Работа в группах. Задание «Поступаем ответственно». На карточках записана ситуация. Внимательно прочитайте ситуацию, обсудите её в группе и предположите ваши действия в ситуации.

Ситуация № 1

Вы зашли в школьную раздевалку и увидели, как один озорник связывает шнурки у обуви, хранящейся на полках. При этом вы поняли, что безобразник вас заметил. Каковы будут ваши действия?

Ситуация № 2

Вы едете в общественном транспорте и заметили странного человека, который старается тайно подложить пакет под сиденье. Вдруг он понимает, что вы пристально наблюдаете за ним. Он грозно смотрит на вас, давая понять, что готов причинить вам вред. Он реально опасен для вас. Как вы поступите

Ситуация № 3

Вы идёте по улице и видите, как компания подростков издевается над щенком. Они заметили ваше внимание к их действиям и пригрозили, что побьют, если вы проболтаетесь. Вы понимаете, что они замучают щенка до смерти. Как же поступить?

Обсуждение ответов.

— Для чего нужно поступать ответственно?

Пока вы ещё дети, юридическую ответственность несут за вас родители: если вы разбили стекло или испортили книгу, то родители должны будут за это заплатить. Родители отвечают за то, чтобы вы были сыты, у вас была одежда, вам было, где жить. Но и дети должны учиться отвечать за свои поступки, ведь они тоже станут взрослыми.

— За что вы уже сейчас можете нести ответственность?

Человек не может отвечать за всё. Он не может отвечать за то, что другой человек не выполнил своих обязанностей, но за свои поступки должен отвечать каждый.

А теперь выберите каждый для себя вывод.

1. Я отвечаю за всё.

2. Я отвечаю за свои поступки (думаю, а потом делаю)

3. За все мои поступки отвечают родители.

— Кто хочет, может прочитать, что выбрал.

  1. Итог урока: Легко ли быть свободным?

Синквейн к слову:

  1. СВОБОДА

  2. Думать, задавать, поступать

  3. Свобода -это обязанности.

  4. Ответственность

Учитель. Свобода без ответственности — это путь в никуда. Полной свободы в природе не существует вообще. Такая свобода не предполагает жизни. Свободный человек отличается тем, что он готов нести личную ответственность за свой выбор, не перекладывая вину за последствия на других. Прежде чем заявить о своем праве на свободу, задайте себе вопрос: какими будут последствия моей свободы для меня и окружающих меня людей?

Дома: Укажите дела за выполнение которых отвечаете вы?

Источник

Классный час «Свобода и ответственность» классный час по теме

Классный час «Свобода и ответственность».

Дата проведения: II четверть

Класс: 9, 10, 11

Классный руководитель: Алексахина Ирина Викторовна

Если Вы достаточно умны, чтобы сказать: «Да!»,

то я не достаточно глуп, чтобы сказать: «Нет!».

(Владимир Борисов)

Игла испорченного компаса не дрожит.

Свободна от ответственности.

(Станислав Ежи Лец)

Цель:

Дать старшеклассникам возможность задуматься над понятиями «свобода» и «ответственность», соотнести эти категории.

Ход занятия:

Занятие начинается со вступительного слова, в котором учитель сообщает о цели встречи и обозначает все многообразие подходов к теме. Для того чтобы активизировать ребят на собственные размышления о понятии «свобода», учитель предлагает познакомиться с определениями данного понятия, взятыми из различных словарей.

Свобода — это:

  1. отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в деятельности;
  2. сознательный выбор человека из ряда возможных направлений в его мыслях и поступках какого-либо одного направления;
  3. способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на знание объективной необходимости;
  4. реализация своих творческих замыслов, воплощение намеченных задач;
  5. не стесняемое никакими ограничениями развитие сил и способностей, полное раскрытие личности;
  6. степень самостоятельности личности, возможность и полнота удовлетворения потребностей, развития способностей;
  7. наличие прав и их гарантированность;
  8. один из основополагающих принципов правового государства.

Учащимся предлагается выбрать из указанных вариантов тот, который наиболее близок им, и обосновать свою точку зрения. Если среди предложенных нет определения, которое отражало бы личное понимание категории «свобода», ребята пытаются сами сформулировать его.

Примеры из высказываний:

«Удовлетворение личных потребностей напрямую связано с самостоятельностью и ответственностью человека за свои поступки, поэтому свобода — это не только независимость, но и воля, готовность выполнять свои обязанности».

«Если каждый будет думать, что свобода — это только отсутствие ограничений, то в мире будет хаос».

«Безграничная свобода невозможна, она слишком близка к тому, чтобы делать зло другим людям».

Учитель. Свобода — категория, рассуждения о которой звучат на всем протяжении истории человечества. В обобщенном виде ее можно представить как возможность выбора личностью всех составляющих своего существования, возможность целеполагания, совершения действий и поступков.

Читайте также:  Если уже есть ипотека можно ли получить сертификат по молодой семье

Бесконечно число словосочетаний со словом «свобода».

Вместе с классом учитель вспоминает ставшие привычными выражения: «свобода личности», «свобода духа», «политические свободы», «свобода слова», «свободное время» и т.д.

В ценности и значимости этого понятия вряд ли кто-то усомнится. Лишение свободы — одно из самых тяжких наказаний в жизни человека. Каждый из нас готов сейчас вкладывать в это понятие свои смыслы, но с течением времени наши взгляды могут изменяться, и эта трансформация объясняется, кроме прочего, тем, что в течение жизни изменяется число предоставляемых человеку свобод.

Попытаемся проанализировать подобные изменения на примере своей жизни. Заполним таблицу.

Таблица

Я свободен в принятии решений

Раннее детство

Настоящее время

Взрослая жизнь

Таблица заполняется либо индивидуально, либо в ходе общего обсуждения. Делаются выводы об увеличении с возрастом не только числа предоставляемых свобод, но и степени их серьезности, глубины, смысла, а соответственно — возрастает личная ответственность за совершаемые поступки.

Вопросы для обсуждения:

  1. За что мы ценим свободу?
  2. Может ли человек быть абсолютно свободен?
  3. В чем проявляется стремление к абсолютной свободе?
  4. Что ограничивает это стремление?

Учитель. Стремление человека к свободе подталкивает его к попыткам расширить круг своих свобод. Какие пути для этого возможны?

Обычно ребята называют целый список возможностей: богатство, авторитет, знания, власть, творчество, преступления и т.д. Целесообразно рассмотреть все предлагаемые пути и обсудить их с точки зрения приемлемости в современных условиях, оправданности, целесообразности для личности.

В ходе таких рассуждений непременно возникает понятие ответственности.

Учитель. Понимание ответственности как особого социального и морально-правового отношения личности к обществу не может возникнуть в жизни человека спонтанно. Оно формируется в ребенке в процессе воспитания в течение длительного времени — через принятие в свою жизнь тех требований, которые предъявляются к детям со стороны взрослых, сверстников.

Самое привычное, повседневное понимание ответственности — это способность отвечать. Но в таком случае естественно возникают вопросы: «За что и перед кем?» Есть ли обстоятельства, за которые мы не обязаны брать на себя ответственность? Что включает в себя понятие «ответственный человек»?

Класс разбивается на четыре микрогруппы, каждая из которых предлагает свои варианты ответов на один из вопросов:

  1. «Я ответственен за…» (за что я могу и готов принять на себя ответственность);
  2. «Я ответственен перед…» (перед кем и перед чем я готов быть ответственен);
  3. «Я не обязан нести ответственность за…» (за какие аспекты жизни я не хочу или не готов брать ответственность на себя);
  4. «Ответственный человек — это…» (какие качества личности соответствуют такому определению человека).

После работы в группах предложенные варианты выносятся на общую схему на доске, подробно обсуждаются, при необходимости дополняются некоторыми характеристиками. Таким образом выстраивается своеобразный «круг ответственности».

В качестве обобщения и эмоциональной точки в занятии участникам предлагается выразить свое отношение к рассмотренным категориям через написание синквейнов (нерифмованных пятистиший по правилам). Если это первый опыт такой работы, целесообразно предложить создать варианты в микрогруппах.

Правила написания синквейна:

1-я строка: название темы, выраженное одним словом (существительным или местоимением);

2-я строка: определение темы в двух прилагательных или причастиях;

3-я строка: три глагола, показывающие действия в рамках данной темы;

4-я строка: фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме;

5-я строка: завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи.

Темы (первые строки) задаются исходя из тех ключевых слов, которые оказались самыми значимыми для ребят в течение занятия. Варианты созданных синквейнов зачитываются.

Примеры синквейнов на темы СВОБОДА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ДОСТОИНСТВО, ВЫБОР:

Свобода.

Независимая. Самостоятельная.

Мыслить. Делать. Быть.

Всего дороже на свете.

Полет.

Ответственность.

Самостоятельная. Честная.

Была. Есть. Будет.

Тяготит тебя или радует.

Свобода.

Свобода.

Независимая. Достойная.

Думать. Говорить. Действовать.

Свобода — право каждого человека.

Независимость.

Ответственность.

Надежный. Обязательный.

Обещаю. Выполню. Смогу.

Всегда отвечу за слова!

Исполнительность.

Достоинство.

Личное. Возвышенное.

Ценить. Отвечать. Уважать.

Достигай величия любой ценой.

Честь.

Достоинство.

Надежный. Уверенный.

Уважать. Действовать. Решать.

Должно быть в человеке.

Самоуважение.

Выбор.

Уверенный. Свободный.

Подумать. Решить. Принять.

Готов ты сделать выбор?

Решай!

Выбор.

Свободный. Достойный.

Искать. Пробовать. Действовать.

Ответственное решение здравомыслящего человека.

Поиск.

ЭССЕ НА ТЕМУ «СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

  1. Ты кто?
  2. А ты что, не видишь? Я Свобода.
  3. Какая ещё Свобода? Не знаю таких.
  4. «Какая-какая» — обижается Свобода. — Я разная. Я свободная. Я ученическая. Я учительская. Я необходимая.
  5. Да поняла я. Ты толком говори.

Свобода теряется и чешет в затылке.

  1. Ну в общем так, — наконец говорит она.
  2. Понятно, — ехидничает собеседница.
  3. Нет, ты слушай, — Свобода машет руками, — Во-первых, я осознанная необходимость.
  4. Знаем, читали, — собеседница зевает.
  5. Во-вторых, смотри, ученики свободны делать всё, что не запрещено. Учителя тоже.
  6. Подерутся.
  7. Нет, не подерутся, — у Свободы на лице выражение «Всё знаю, но объяснить не могу» — Понимаешь, свобода, она ограничена. Свободой. Понимаешь? Ну например… Например, ученик свободен учиться, а учитель учить. А вот если их свободы пересекаются, то директор свободен разбираться как захочет. В пределах разумного, конечно.
  8. Нет! Это ты не понимаешь! Тут уже я появляюсь.
  9. А ты-то кто такая умная?
  10. Я? — гордо, — Я Ответственность.
  11. И чё?
  12. Да ни чё! Ты сядь и спокойно подумай: ну куда ты, Свобода Батьковна, без меня, без Ответственности? Это же Произвол получается.
  13. Ммм… — Свобода напряженно мыслит, — Наверно…
  14. Ты не мычи, ты головой подумай, — Ответственность откровенно развлекается. — Вот взял человек Свободу, должен взять и Ответственность. Тот же твой ученик: свободен учиться? Пусть отвечает за то, что не учится. Взялся учитель работать, пусть отвечает за качество работы. И пусть не обижаются.
  15. Слу-ушай! — радуется Свобода. — Да это же закон природы!
  16. Угу.
  17. Это же здорово!
  18. Угу.
  19. Это же…
  20. Да ясно, ясно… Заболтались мы с тобой, пошли лучше кофе пить.
  21. Ответственность, я тебя обожаю!
  22. Скажи проще: ты без меня не можешь, — Ответственность пытается освободиться из объятий Свободы.
  23. Ага, и это тоже! Пошли кофе пить!
Читайте также:  Можно ли оспорить наследство если есть дарственная

Источник

Дискуссия «Можно ли быть свободным без ответственности»

«Можно ли быть свободным без ответственности»

Дискуссия

Цель: создать условия для обсуждения с учащимися значение слов «свобода» и «ответственность», показать значимость этих понятий в жизни человека.

Задачи:

Способствовать развитию у учащихся осознанного понимания значимости данных понятий в реальной человеческой жизни

Умения действовать сообразно нравственным законом человеческой жизни.

Подготовка к дискуссии:

I. Готовясь к дискуссии, можно предложить учащимся ответить на некоторые вопросы. Вопросы учащимся предлагаются в виде анкеты.

1. Какой смысл ты вкладываешь в слово «свобода»?

2. Считаешь ли ты себя свободным человеком?

3. В чем выражается твоя свобода?

4. От чего ты считаешь себя зависимым?

5. Считаешь ли ты себя ответственным человеком?

6. Какие качества ответственного человека ты можешь назвать?

7. Какие качества ответственного человека у тебя?

8. Какие качества ответственного человека тебе хотелось бы в себе развить?

II. К данной дискуссии учащимся можно предложить раскрыть собственное понимание афоризмов, которые даны в книге В.Г. Кротова «Массаж мысли» и сравнить их с толкованием данных понятий в словаре В.И. Даля. Ребята могут готовить эту часть дискуссии, разделясь на группы. Задания учащимся можно приготовить в конвертах. Они могут быть следующего содержания:

Конверт 1

1. Найдите в словаре В.И. Даля толкование слова «свобода» и сравните его со следующим определением: «Свобода — это возможность становиться самим собой».

2. Дайте собственное объяснение этого определения.

3. Приведите примеры подтверждений или опровержений из собственных наблюдений.

Конверт 2

1. Найдите в словаре В.И. Даля толкование слова «ответственность» и сравните его со следующим определением: «Ответственность — это груз, дающий силы».

2. Дайте собственное объяснение этого определения.

3. Приведите примеры подтверждения или опровержения данных определений из собственных наблюдений.

К дискуссии можно подготовить плакат под названием «Статистика по проблеме». Для этого можно провести заранее опрос родителей, учащихся, педагогов и самих учащихся класса. Плакат можно построить следующим образом: слева написать следующие положения — я свободен, я — зависим, я — ответственен и я — безответственен, а справа отметить количество человек, признающих в себе эти качества. Плакат выглядит примерно так:

Я свободен — 10 человек

Я зависим — 20 человек

Я ответственен — 10 человек

Я безответственен — 20 человек

В плакате необходимо отразить ответы участвовавших в опросе и с цифровых данных плаката можно начать диспут. В ходе диспута на доске можно фиксировать ответы участвующих в полемике.

Вопросы диспута заранее сообщаются учащимся. Они могут быть такими:

Чем должен обладать человек, чтобы быть свободным?

Мы управляем страстями или страсти управляют нами?

Чем определяется поведение человека: собственным выбором, окружающей средой или обстоятельствами?

Как можно истолковать фразу А.И. Солженицына «Находясь в заключении, преодолевая тяжелые обстоятельства жизни, я чувствовал внутреннюю свободу»?

Может ли свобода человека ограничиваться определенными правилами?

Законы ограничивают свободу или создают условия быть свободным?

Свобода и ответственность — можно ли между этими словами поставить знак равенства?

В конце диспута учащимся предлагается объединиться в группы для того, чтобы выполнить завершающий этап обсуждения проблемы. Для работы в группах ребята объединяются по 4 человека. Несколько групп должны определить и составить правила поведения или нравственный свод законов, регламентирующий поведение свободного и ответственного человека. Учащиеся выполняют работу в течение 5-7 минут, а затем представляют в доказательной манере то, что у них получилось.

Другие группы ребят получают задание изобразить с помощью карандашей и красок понятия «ответственность» и «свобода» в виде ярких красочных плакатов, которые должны помочь человеку в трудной жизненной ситуации и заставят задуматься при принятии определенного решения. Получившиеся работы ребята должны представить в течение 2-3 минут и защитить их. Эти задания (плакаты и своды законов) могут быть предварительной работой учащихся при подготовке к диспуту.

Источник