Каковы были результаты культурной революции можно ли

Каковы были результаты культурной революции можно ли выделить среди них позитивные и негативные?

12

1 ответ:

0 0

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Пожалуй, нигде с такой силой не проявилась противоречивость большевистской политики и ее результатов, как в области культурного строительства. Ее истоки коренятся в доктринальных установках большевизма, резко отграничивавшего новую культуру от культуры старого «буржуазного общества».

Культурная революция, по замыслу большевиков, должна была произвести переворот в культурной сфере. Она предполагала решение двух блоков задач, подчиненных главной стратегической цели — построению нового коммунистического общества.

На начальном этапе культурной революции важнейшим направлением культурного строительства было создание, восстановление и расширение системы народного образования. Собственно, ничего революционного в этом не было, если не считать фактор тотального идеологического вмешательства партии в этот процесс. В начала 30-х гг. в СССР создавалась бесплатная, обязательная, трудовая светская школа, свободная от влияния религии. В стране вводилось обязательное обучение детей 8-10 лет в объеме четырех лет начальной школы. С 1931 г. началась подготовка условий для перехода к всеобщему семилетнему обучению, которое было введено к концу 30- х годов. Следует отметить, что в образовательный процесс были включено все тогдашнее подрастающее поколение. Были созданы в республиках национальные школы и подготавливались национальные кадры учителей. В этой области, несомненно, были достигнуты успехи.

Со второй половины 20-х годов в стране шел процесс создания системы высших учебных заведений, и прежде всего технических, поскольку научно-техническая интеллигенция была жизненно важна для решения проблем индустриализации и укрепления обороны страны. Здесь имелись впечатляющие результаты. Была создана сеть ВУЗов, научных школ. Шел процесс зарождения национальной научно- технической интеллигенции.

Вместе с тем гуманитарное знание оказалось под сильнейшим прессом идеологии и политических установок, отсюда — уродливость и односторонность его развития. В атмосфере жестких требований «социалистического реализма» развивались советская литература и искусство.

Однако, главная задача культурной революции — создание новой коммунистической культуры, а, соответственно, и создание человека новой формации, с новым типом мышления, естественно, так и не была решена.

Читайте также

Общее:

Отдельное здание;

Есть сцена, место для оркестра, хранение декораций;

Есть билеты;

Места для зрителей;

Играют комедии и трагедии;

Играют профессиональные актеры

Различия:

греческий

Играют комедии и трагедии;

Играют только в масках;

Представления только днем;

Представления длятся 3 дня;

Играют только мужчины.

современный

Много разных жанров;

Играют без масок;

Представление в любое время года;

Представление в любое время суток.

Играют женщины и мужчины.

Места для зрителей (по-гречески — «театр», позже этим словом стали называть все сооружение);

Орхестра — круглая площадка с жертвенником или статуей Диониса посередине;

Трагедия — печальное представление, часто заканчивающаяся гибелью действующих лиц

Комедия — веселое, насмешливое представление

Скене — примыкавшая к орхестре каменная постройка, к ней крепили декорации, внутри скене хранили костюмы.

Наполеон либо хотел войти в Москву красиво либо он трясся за свою жизнь

Нет священники жили в храмах с большим количеством почестей и богатств

Может быть Узбекистан

Источник

Итоги культурной революции в СССР в 30х годах? Итоги культурной революции в СССР в 30х годах?

Андрей Ярославский Мыслитель (6491) 9 лет назад

Культурная революция была направлена на «перевоспитание» масс — на «коммунизацию» и «советизацию» массового сознания, на разрыв с традициями исторического (дореволюционного) культурного наследия через большевистскую идеологизацию культуры. На передний план выдвигалась задача создания так называемой «пролетарской культуры» , основанной на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании» , массовости культуры, ориентированной на низшие слои общества.

Культурная революция обусловлена такими преобразованиями в экономике и политике как установление диктатуры пролетариата, обобществление средств производства, социалистическая индустриализация и коллективизация сельского хозяйства.

Культурная революция с одной стороны предусматривала ликвидацию неграмотности среди рабочих и крестьян, создание социалистической системы народного образования и просвещения, формирование нового социального слоя — «социалистической интеллигенции» , перестройку быта, развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем. С другой стороны — в системе народного образования ликвидировалась трехзвенная структура средних учебных заведений (классическая гимназия — Реальное училище — Коммерческое училище) и заменялась на «политехническую и трудовую» среднюю школу. Таким образом, такие школьные предметы, как: логика, богословие, латинский и греческий языки, и другие гуманитарные предметы — из системы народного образования были удалены.

Читайте также:  Можно ли похудеть если есть супы быстрого приготовления

В результате осуществления культурной революции СССР были достигнуты определенные успехи: по официальным данным переписи 1939 г. грамотность населения стала составлять 70 %; в СССР была создана первоклассная общеобразовательная школа, численность советской интеллигенции достигла 14 млн чел. ; до начала 1940-х гг. наблюдался расцвет официально одобренных науки и искусства, с 1960-х — рассвет советской космонавтики, высшие спортивные достижения, процветание сельской промышленности и многое другое. В культурном развитии, согласно официальной государственной информации, СССР вышел на передовые рубежи в мире. Однако реальные результаты значительно расходились с официально заявленными. Во всех республиках СССР вследствие погрома существовавших ранее достижений культуры, искусства, систематических жестоких репрессий интеллигенции и пр. слоёв населения с начала 1920-х гг. стали наблюдаться стагнация его общего культурного уровня, моральная деградация, подмена общечеловеческих ценностей узкоидеологическими.

Главной задачей культурной революции была идеологическая пропаганда. Культурные преобразования находились под контролем коммунистической партии и государства. Советское искусство, подчинённое партийной цензуре, было обязано следовать одному художественному направлению — социалистическому реализму. Политический смысл этого метода заключался в том, что мастера искусства должны были отображать советскую жизнь не такой, какая она была на самом деле, а такой, какой она должна быть при социализме.

Во времена «культурной революции» Сталин выдвинул мысль, что все науки, а в том числе и естественные, должны носить политический характер. Не согласных с этим учёных травили в прессе или репрессировали. Были свёрнуты исследования и разработки советских генетиков, т. к генетика была названа «буржуазной наукой» . Самое пристальное внимание Сталин уделял истории. Он взял под личный контроль учебники по истории России, которая стала называться историей СССР. История представляла в них летописью классовой борьбы угнетённых классов с эксплуататорами. Появилась новая отрасль исторической науки, ставшая одной из ведущих идеологических дисциплин, — «история партии».

Развитие советской культуры в 30-е гг. имело противоречивый характер. С одной стороны, образование, наука, литература, художественная культура были взяты под строгий контроль, испытывали идеологическое давление. С другой стороны, культура достигла значительных успехов

Belyi Medved Гений (79968) 9 лет назад

1). ликвидирована безграмотность населения.

2). создана система всеобщего обязательного начального образования (начальная шола) .

3). создана единая система образования современного индустриального госудрства:

— начальное

— начальные школы

— ликбез

— среднее (с средне-специальное)

— средние школы

— фабрично-заводские училища (ФЗУ)

— техникумы

— высшее

— университеты (как правило гуманитарные специальности)

— институты (технические)

Источник

Культурная революция в СССР

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 марта 2021; проверки требуют 11 правок.

Культу́рная револю́ция — комплекс мероприятий, осуществлённых в Советской России и СССР, направленных на коренную перестройку культурной и идеологической жизни общества. Целью было формирование нового типа культуры как часть строительства социалистического общества[1][2], в том числе увеличение доли выходцев из пролетарских классов в социальном составе интеллигенции[3].

Культурная революция в СССР как целенаправленная программа по трансформации национальной культуры на практике зачастую буксовала и была массированно реализована лишь в годы первых пятилеток[4]. В результате, в современной историографии существует традиционное, но, по мнению ряда историков, не вполне корректное, а потому зачастую оспариваемое соотнесение культурной революции в СССР лишь с периодом 1928-1931 гг.[5][6]. Культурная революция в 1930-е годы понималась как часть больших преобразований общества и народного хозяйства, наряду с индустриализацией и коллективизацией[7]. Также, в ходе культурной революции значительной перестройке и реорганизации подверглась и организация научной деятельности в Советском Союзе[8][9].

Этимология[править | править код]

Термин «культурная революция» в России появился в «Манифесте анархизма» братьев Гординых в мае 1917 года, а в советский политический язык введён В. И. Лениным в 1923 году в работе «О кооперации»[10]: «Культурная революция — это… целый переворот, целая полоса культурного развития всей народной массы» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 372).

Культурная революция в первые годы советской власти[править | править код]

Культурная революция как изменение идеологии общества была начата вскоре после Октябрьской революции[2]. 23 января 1918 года появился декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви[2]. Из системы образования были удалены предметы, связанные с религиозным образованием: богословие, древнегреческий язык и другие. Главной задачей культурной революции было внедрение в личные убеждения советских граждан принципов марксистско-ленинской идеологии[1].

Читайте также:  Есть ли болезни которые можно спутать

Для реализации программы в первые месяцы советской власти была создана сеть органов партийно-государственного управления культурной жизнью общества: Агитпроп (отдел ЦК ВКП(б)), Главполитпросвет, Наркомпрос, Главлит и другие. Подверглись национализации учреждения культуры: издательства, музеи, кинофабрики; была отменена свобода печати. В области идеологии была широко развёрнута атеистическая пропаганда, начались гонения на религию, в храмах устраивались клубы, склады, производства, вводилась жёсткая цензура[1].

Большая часть населения не имело образования: так, из результатов переписи населения 1920 года следовало, что на территории Советской России умело читать 41,7 % населения старше 8 лет[11]. Культурная революция предполагала прежде всего борьбу с безграмотностью, что было необходимо для последующего научно-технического развития. Культурная работа намеренно ограничивалась лишь элементарными формами, поскольку, по мнению ряда исследователей, советскому режиму нужна была культура исполнительская, но не творческая[7]. Однако темпы ликвидации безграмотности в силу целого ряда причин были неудовлетворительными. Всеобщее начальное образование в СССР де-факто было введено в 1930 году. Массовая безграмотность была ликвидирована после Великой Отечественной войны[2].

В это время были созданы национальные алфавиты нескольких народностей (Крайнего севера, Дагестана, киргизов, башкир, бурят и т. д.). Была развёрнута широкая сеть рабочих факультетов для подготовки трудящейся молодёжи к поступлению в ВУЗы, в которые сначала был открыт путь молодёжи пролетарского происхождения независимо от наличия начального образования. В целях воспитания новой интеллектуальной элиты учреждены Коммунистический университет, Истпарт, Коммунистическая академия, Институт красной профессуры. Для привлечения «старых» научных кадров создавались комиссии по улучшению быта учёных, издавались соответствующие декреты[1].

Вместе с тем принимались репрессивные меры по устранению интеллектуальных политических противников: так, более 200 видных представителей российской науки и культуры были высланы из страны на «Философском пароходе». С конца 1920-х годов проводилось «вытеснение» буржуазных специалистов: «Академическое дело», «Шахтинское дело», «Дело Промпартии» и т. п. С 1929 года начали свою деятельность «шарашки» — организованные органами внутренних дел особые технические бюро из заключённых для проведения важных научно-исследовательских и конструкторских работ[1].

В 1920-е годы в советских общественных и партийных организациях шли дискуссии о методах и направлении культурной революции. Например, летом 1923 года кампанию по обсуждению «вопросов быта» инициировал Л.Д. Троцкий, выступивший в печати с циклом статей, опубликованных в одноимённой брошюре (выдержала три издания)[12].

Идеологическая гегемония в проведении культурно революции всегда оставалась за партией. Большую роль в выполнении задач партии по проведению культурной революции играл комсомол[2].

Революция открыла широкую дорогу «новой» культуре, зародившейся ещё в 1910-х годах. Революционные идеи находили отклик у футуристов и приверженцев других направлений авангардизма. Созданный в 1922 году «Левый фронт искусств» (ЛЕФ) стремился к созданию социально полезного искусства.

Вначале власти мало вмешивались в дела литературы и искусства. Но со 2-й половины 1920-х годов от деятелей культуры уже требовалась поддержка «генеральной линии партии»; были созданы Российская ассоциация пролетарских писателей, Российская ассоциация пролетарских музыкантов, Российская ассоциация пролетарских художников. В 1932 году различные литературно-художественные объединения были распущены и вместо них были созданы отраслевые творческие союзы, а в качестве единственно допустимого направления был провозглашён «социалистический реализм»[1].

Роль женщин[править | править код]

В деле построения социализма и проведения «культурной революции» женщины рассматривались как серьезный кадровый резерв. Активно обсуждался так называемый «женский вопрос» — проблемы пола, брака, семьи, положения женщины в обществе, женского мировоззрения. Провозглашались лозунги освобождения женщин от «домашнего гнёта» и равенства их с мужчинами. Предоставление женщинам полного политического равноправия с мужчинами существенно отразилось на их положении в обществе. Женщинам предлагались различные общественные должности. Создавались «женотделы» при местных органах РКП (б), которыми руководил Отдел по работе среди женщин ЦК РКП (б). Однако в связи с большей занятостью горожанок в труде на фабриках и заводах остро проявились проблемы, связанные с нехваткой у женщин времени на воспитание детей, ведение домашнего хозяйства и т.п.[13][14]

Результаты[править | править код]

К успехам культурной революции можно отнести повышение уровня грамотности до 87,4 % населения (по переписи 1939 года), создание обширной системы общеобразовательных школ, значительное развитие науки и искусства[3]. Вместе с тем была сформирована официальная культура, основанная на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры и образования, что было необходимо для формирования большого количества производственных кадров[7] и формирования новой «советской интеллигенции» из рабоче-крестьянской среды[2][15].

Согласно одной из точек зрения, в этот период средствами большевистской идеологизации был произведён разрыв с традициями многовекового исторического культурного наследия[3].

Читайте также:  Можно ли есть овсянку

С другой стороны, целый ряд авторов оспаривают это положение и приходят к выводу о том, что традиционные ценности и мировоззрения российской интеллигенции, мещанства и крестьянства были лишь незначительно трансформированы в ходе культурной революции, а большевистский проект создания более совершенного, гармоничного, коллективистского человека нового типа, то есть «нового человека», следует считать в значительной мере проваленным[16][17].

Примечания[править | править код]

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 Культурная революция // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004-2017.
  2. ↑ 1 2 3 4 5 6 Россия: иллюстрированная энциклопедия / Ю.А. Никифоров. — Москва: «ОЛМА-Пресс Образование», 2006. — С. 262, 288. — 600 с. — ISBN 5-94849-897-2.
  3. ↑ 1 2 3 Культурная революция социалистическая // Большая энциклопедия «Терра». Т. 24. М., «Терра», 2006 г.
  4. ↑ Sheila Fitzpatrick. Cultural revolution in Russia, 1928-1931. — USA: Indiana University Press, 1984. — ISBN 0-253-20337-6.
  5. ↑ David-Fox, M. What Is Cultural Revolution? The Russian Review. Volume 58, Issue 2, pages 181-201, April 1999
  6. ↑ Fitzpatrick, S. Cultural Revolution Revisited The Russian Review. Volume 58, Issue 2, pages 202-209, April 1999
  7. ↑ 1 2 3 Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: учебное пособие. — Москва: «Проспект», 2011. — С. 531-532. — 567 с. — ISBN 978-5-392-01829-1.
  8. ↑ О направлениях развития науки в ходе культурной революции в стране см., напр., Ольденбург С. Ф. Задачи Секции научных работников в деле культурной революции // Научный работник. 1928. № 5/6.
  9. ↑ Культурная революция и научные работники. Сборник статей. / Под ред. Луппол И. К. — М.: Работник просвещения, 1928.
  10. ↑ Культурная революция / Толстых В. И. // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.
  11. ↑ Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. М., 1993; URL: www.otrok.ru/teach/enc/txt/4/page95.html
  12. ↑ Резник А.В. Троцкий и товарищи: левая оппозиция и политическая культура РКП(б), 1923-1924 годы. — СПб: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017. — С. 81-101.
  13. ↑ ЖЕНСКИЙ ВОПРОС В «КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ» (ПО МАТЕРИАЛАМ ВЯТСКОГО РЕГИОНА)
  14. ↑ Создание специального аппарата для работы среди женского населения в 1920-1930-е годы (региональный опыт)
  15. ↑ «Культурная революция». БСЭ. Дата обращения: 16 декабря 2012. Архивировано 23 декабря 2012 года.
  16. ↑ Bauer, R.A. The New Man in Soviet Psychology. Cambridge: Harvard University Press, 1952
  17. ↑ Hoffmann, David L. Cultivating the Masses. Modern e Practices and Soviet ism, 1914-1939. Ithaca, NY: Cornell University Press, 2011. ISBN 978-0-8014-4629-0

Литература[править | править код]

  • Fitzpatrick, S. Education and Mobility in the Soviet Union 1921-1934. Cambridge University Press, 2002
  • Douglas R. Weiner. Models of nature. Ecology, Conservation and Cultural Revolution in Soviet Russia. — USA: University of Pittsburg Press, 2000. — ISBN 0-8229-5733-7.
  • Fitzpatrick, S. Cultural Revolution Revisited The Russian Review. Volume 58, Issue 2, pages 202-209, April 1999
  • David-Fox, M. What Is Cultural Revolution? The Russian Review. Volume 58, Issue 2, pages 181-201, April 1999
  • Fitzpatrick, S. The Cultural Front: Power and Culture in Revolutionary Russia. Cornell University Press, 1992
  • Sheila Fitzpatrick. Cultural revolution in Russia, 1928-1931. — USA: Indiana University Press, 1984. — ISBN 0-253-20337-6.
  • P. H. Kneen. Higher Education and Cultural Revolution in the USSR. — UК: Centre for Russian and East European Studies, University of Birmingham, 1976. — 63 с.
  • Плаггенборг Шт. Революция и культура. Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма / Пер. с нем. И. Карташевой.. — СПб: Журнал «Нева», 2000. — 416 с. — ISBN 5-87516-190-6.
  • Михаил Хамзетовых Герандоков, В. Ж. Герандокова. Культурная революция в национальных регионах: миф или реальность. — Эль-Фа, 2003. — 198 с.
  • Бухарин Н. И. Ленинизм и проблема культурной революции. — в кн.: Бухарин Н. И. Избранные произведения. — М.: Политиздат, 1988.- С.368-390

Ссылки[править | править код]

  • Культурная революция в БСЭ, 2-е издание, т. 24; М. 1953 год
  • Научный коммунизм: Словарь (1983) / Культурная революция
  • [dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/4445/КУЛЬТУРНАЯ Культурная революция] на dic.academic.ru

Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист.

Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).

Список проблемных доменов

Источник