Ислам можно ли есть мармелад

О дозволенности мармелада и других продуктов с желатином

В XXI столетии сложно представить продукты питания без добавления различных пищевых добавок. Однако их дозволенность для мусульман нередко вызывает сомнения. В особенности это касается желатина.

Чаще всего его применяют в пищевой промышленности. Производится он, как правило, из соединительных тканей и костей животных либо рыб. В большинстве случаев желатин делают из свиных органов, также используют коровью шкуру, кости и пр.

Мусульманские учёные опираются на постулат о том, что всё свиное, а также мертвечина — харам. Ведь знаменитый аят суры «Трапеза» гласит:

Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Него)… (5:3)

Однако что касается дозволенности желатина, который произведён из свинины или мертвечины, мнение алимов разделилось. Одни настаивают, что такая продукция запретна, как и сырьё, из которого она изготовлена. Другие же уверяют о приемлемости любого желатина, поскольку он «подвергся процедуре истихаля».

Истихаля в исламе — это процесс изменения свойств и характеристик одного вещества, в результате чего произошла его трансформация в другое вещество, отличное от первого.

С этой точки зрения желатин должен пройти полное преобразование и фактически не иметь ничего общего с предыдущим своим состоянием, чтобы стать дозволенным. Например, если процессу истихаля подвергается свинина, то в новом веществе не должно остаться ничего свиного.

При этом обычный потребитель, к сожалению, не имеет возможности проверить, произошла ли в процессе производства желатина в конкретном продукте полная трансформация состава исходного сырья и были ли изменены абсолютно все свойства изначально запретного вещества. Нередко желатин делают путём частичного изменения структуры коллагена. По этой причине лабораторным путём возможно определить конкретный вид животного, из которого он изготовлен.

Покупая в магазине мармелад или иной товар, в составе которого есть желатин, мы с точностью не можем определить способ его производства и прошёл ли он полностью истихаля. Поэтому такой желатин является сомнительным, а значит, употреблять его не следует.

Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «Разрешённое явно и запретное явно, а между ними — сомнительное, о чём люди не ведают. Обходящий сомнительное стороной очищает свою религию…» (хадис приводят Муслим, Абу Дауд, Тирмизи).

Из чего делают халяльный мармелад

Альтернативой желатину животного происхождения могут служить добавки из иных видов сырья. В частности, исламские учёные сходятся во мнении, что дозволены продукты из рыб, растений или водорослей. Кроме того, халяльным является желатин, произведённый из животных, которые заколоты согласно требованиям Шариата.

Кроме того, существуют причины, по которым верующие могут употребить в пищу то, что содержит харамные ингредиенты. В форс-мажорных ситуациях, когда здоровью и жизни человека угрожает опасность, мусульманин, по мнению алимов, вправе съесть что-то запретное для спасения своей жизни, когда нет иных продуктов. Аналогично и с лекарствами — если человек болен, и врач ему прописал лекарство, в состав которого входит желатин, и дозволенных аналогов этому препарату не существует, то больной вправе принять его при наличии реальной угрозы ухудшения своего состояния. А вот косметика с сомнительным составом применяться ни при каких обстоятельствах не может (согласитесь, трудно представить ситуацию, когда она оказалась бы «жизненно необходимой»).

Источник

Можно ли мусульманам есть продукты, содержащие желатин?

Нас часто спрашивают, дозволен ли желатин сам по себе и дозволены ли желатиносодержащие продукты. В этой статье мы ответим на этот вопрос. Итак, сначала разберемся с тем, что такое желатин.

Определение желатина

Кулинарный словарь определяет желатин так: «Экстракт клейких веществ костей и хрящей животных, употребляемый в кулинарии для быстрого приготовления студней, заливных, бланманже, желе» (Кулинарный словарь, Зданович Л. И., 2001).

А вот другое определение из энциклопедического словаря: «ЖЕЛАТИН (желатина) (франц. от лат. gelatus — замерзший — застывший), студнеобразующее вещество, продукт денатурации коллагена — белка соединительной ткани. Получают вывариванием костей, хрящей, сухожилий (наиболее чистый — из рыбных хрящей). Применяют в пищевой промышленности, для изготовления фотоэмульсий, в микробиологии как среду для культивирования микроорганизмов, в качестве столярного клея» (Большой Энциклопедический словарь, 2000).

Как можно понять из определений, это частично видоизмененный белок коллаген, который получают из соединительной ткани животных: кожи, хрящей и костей. В современном производстве желатин, как правило, получают из свиней, коров или рыб.

Прежде чем коснуться шариатских решений насчет каждого конкретного вида желатина, следует понять, как производят желатин и превращается ли при этом исходное вещество в другое.

Почему нельзя считать производство желатина превращением (кальб аль-махийя)?

В ханафитском мазхабе есть правило, согласно которому исходное нечистое вещество может стать чистым, если происходит полное изменение вещества (кальб аль-махийя ), причем это касается любого исходного вещества.

المحيط البرهاني للإمام برهان الدين ابن مازة — (ج 1 / ص 390

وفي «نوادر إبراهيم» عن محمد في حمار وقع في الملاحة ومات وترك حتى صار ملحاً أكل الملح، وقال أبو يوسف: لا يؤكل، وكذلك رماد عذرة أحرقت وصلى عليه على هذا الاختلاف، وحكى أبو عصمة: خشبة لو أصابها بول فاحترقت ووقع رمادها في بئر قال أبو يوسف رحمه الله يفسد الماء، وقال محمد رحمه الله: لا يفسد.

Теоретически, если бы при производстве желатина исходное вещество (даже кожа свиньи) полностью изменялось, желатин был бы дозволен. Но этого не происходит. При производстве желатина исходное вещество лишь немного реструктурируется, однако в целом остается прежним.

Желатин — это просто коллаген, растворенный в горячей воде. Коллаген — это животный белок, из которого на 90-95 процентов состоит кориум (соединительнотканная часть кожи). Когда производят желатин, с кожи слабым раствором кислот удаляют все, кроме кориума: мясо, шерсть, нервы и так далее, — а потом кориум растворяют в горячей воде. Сам коллаген кожи остается коллагеном даже после обработки кислотой или щелочью.

Читайте также:  Можно ли есть льняную муку при беременности

Если кориум животного состоит из коллагена на 90-95 процентов, то, если само животное нечистое (наджис аль-айн), 95 процентов его кожи тоже нечистые. И это нечистое вещество (коллаген нечистого животного) остается неизменным вплоть до кипячения. После сильного нагревания растворенный в воде коллаген становится желатином, так что основное производство желатина — это просто вскипятить исходное вещество. Но простое кипячение нечистого вещества не считается в Шариате полной его трансформацией (кальб аль-махийя), иначе суп на свинине считался бы халяльным. Поэтому и трансформация животного коллагена при производстве желатина не может считаться полным изменением исходного вещества.

Таким образом, поскольку полного изменения не происходит, вопрос, можно есть желатин или нет, сводится к тому, можно или нет есть исходное вещество. Желатин обычно получают из свиней и коров, реже — из рыб. Разберем каждый вид по отдельности.

Рыбий желатин

Поскольку по Шариату рыбу дозволено есть и ее не требуется особым образом закалывать, чтобы она стала дозволенной, рыбий желатин тоже в принципе дозволен.

(وحل الجراد) وإن مات حتف أنفه، بخلاف السمك (وأنواع السمك بلا ذكاة) لحديث «أحلت لنا ميتتان: السمك والجراد، ودمان: الكبد والطحال» بكسر الطاء

حاشية ابن عابدين ٦:٣٠٧

Желатин из рыб на российском рынке встречается довольно редко, хотя в западных странах он весьма широко распространен. Это самый чистый и самый дорогой вид желатина, поэтому на упаковках всегда пишут, что желатин именно из рыбы, чтобы подчеркнуть качество продукта и его приемлемость для покупателей с особыми запросами: мусульман, иудеев и песко-вегетарианцев. Если вы видите в составе просто надпись «желатин», нет оснований полагать, что он произведен из рыбы.

Важно отметить, что, хотя рыбий желатин в принципе дозволен, богобоязненному человеку из предосторожности следовало бы убедиться, что оборудование, при помощи которого производили этот желатин, было чистым и на нем не было следов недозволенного мяса (как нередко случается в смешанных производствах). Это может гарантировать только специальная маркировка «Халяль», хотя мы не утверждаем, что весь рыбий желатин без такой маркировки запретен: напротив, мы говорим, что в основе он дозволен.

Свиной желатин

Свиной желатин исторически очень распространен в Европе. Свинья считается нечистой в основе (наджис аль-айн), поэтому неважно, из какой ее части производили желатин: все ее части — нечистые, даже если по ним не течет кровь (как в случае со щетиной). Если свинью заколоть по Шариату, ее щетина и кожа не очистятся.

بدائع الصنائع في ترتيب الشرائع (1/ 63)

(وأما) الخنزير: فقد روي عن أبي حنيفة أنه نجس العين، لأن الله تعالى وصفه بكونه رجسا فيحرم استعمال شعره وسائر أجزائه، إلا أنه رخص في شعره للخرازين للضرورة.

وروي عن أبي يوسف في غير رواية الأصول أنه كره ذلك أيضا نصا ولا يجوز بيعها في الروايات كلها، ولو وقع شعره في الماء القليل، روي عن أبي يوسف أنه ينجس الماء، وعن محمد أنه لا ينجس ما لم يغلب على الماء كشعر غيره.

وروي عن أصحابنا في غير رواية الأصول أن هذه الأجزاء منه طاهرة؛ لانعدام الدم فيها، والصحيح أنها نجسة؛ لأن نجاسة الخنزير ليست لما فيه من الدم والرطوبة بل لعينه

Следовательно, никакой свиной желатин не будет дозволен.

Бычий желатин

Быки относятся к животным, которых дозволено употреблять в пищу при соблюдении исламских норм. Поэтому важно, заколото животное по нормам Шариата или нет. Если животное забито по Шариату, то желатин из его частей: как кожи, так и костей — тоже дозволен. На данный момент в России такой желатин массово не производится, но его можно найти в импортных продуктах с маркировкой иностранных комитетов по стандарту «Халяль».

Если животное не забито по Шариату, то желатин из него тоже не дозволен.

أحكام القرآن للجصاص — (ج 1 / ص 140

باب جلود الميتة إذا دبغت

قوله تعالى إنما حرم عليكم الميتة والدم وقوله تعالى قل لا أجد فيما أوحي إلي محرما على طاعم يطعمه إلا أن يكون ميتة أو دما يقتضي تحريم الميتة بجميع أجزائها وجلدها من أجزائها لأنه قد حله الموت بدلا من الحياة التي كانت فيه إلا أن قوله على طاعم يطعمه قد دل على الاقتصار بالتحريم على ما يتأتى فيه الأكل وقد بين النبي ص — هذا المعنى في جلد الميتة بعد الدباغ بقوله إنما حرم أكلها وإنما حرم لحمها

البحر الرائق — (ج 1 / ص 104

وفيه (السراج الوهاج) مسألة جلد الميتة بعد الدباغ هل يجوز أكله إذا كان جلد حيوان مأكول اللحم قال بعضهم نعم ؛ لأنه طاهر كجلد الشاة المذكاة وقال بعضهم : لا يجوز أكله ، وهو الصحيح لقوله تعالى { حرمت عليكم الميتة } ، وهذا جزء منها { وقال عليه السلام في شاة ميمونة رضي الله تعالى عنها إنما يحرم من الميتة أكلها مع أمره لهم بالدباغ والانتفاع } ، وأما إذا كان جلد ما لا يؤكل كالحمار ، فإنه لا يجوز أكله إجماعا ؛ لأن الدباغ فيه ليس بأقوى من الذكاة وذكاته لا تبيحه فكذا دباغه .

Желатиносодержащие продукты

Желатин иногда используют в заливных, желе, в кремах, муссах, тортах, консервах и некоторых видах конфет. А еще желатин может быть в йогуртах, готовых десертах, жевательной резинке и жевательном мармеладе, мороженом, сметанных продуктах, некоторых творожных суфле и свежих сырах. Но в последние годы очень многие производства переходят от животных ингредиентов к растительным, так что животный желатин все чаще заменяют агар-агаром.

Зефир, пастила и традиционные виды мармелада обычно готовятся на пектине или агар-агаре.

Желатин часто используют при производстве лекарств, но насчет запретных веществ в лекарствах есть свои особые правила.

На что обратить внимание

• Покупайте продукты с символикой «Халяль».

• Готовьте на пектине и агар-агаре.

• Чтобы не купить продукт с желатином, следует читать состав продуктов. Это вообще хорошая практика — проглядывать список ингредиентов перед покупкой.

Читайте также:  Можно ли есть вареную картошку при холестерине

• Особенно обращайте внимание на желейные продукты и десерты с нежным кремовым составом: муссы, легкие творожки, кремы, суфле.

Автор статьи: Малика Умм Яхья

Проверил Специалист Шариатского отдела Абдуллов Х. Д.

Впервые опубликовано на сайте Комитета по стандарту «Халяль».

Источник

Какой мармелад является халяльным?

В состав желейного мармелада обязательно входят желирующие компоненты — пектин, агар-агар или желатин. Этот на первый взгляд безобидный продукт может содержать нехаляльные ингредиенты, которые делают его употребление запретным.

Основным камнем преткновения является желатин, который добывают из костей или шкуры свиней или крупного рогатого скота. При определении дозволенности (халяльности) желатина обычно применяется тот же критерий, что и во многих других случаях, а именно — его происхождение: если желатин получен из разрешенного животного, то его дозволено использовать, в противном случае его употребление в пищу запрещено. Данная информация не печатается на упаковках и может быть получена только путем обращения к производителю или поставщику ингредиентов.

Среди исламских ученых существуют различные точки зрения в отношении дозволенности или запретности употребления желатина животного происхождения. Ученые, полагающие, что употребление животного желатина дозволено в любом случае, независимо от того, из какого животного он сделан, объясняют свою позицию тем, что в процессе производства желатина происходит превращение запретного/нечистого вещества в чистое и дозволенное (принцип «истихаля»). Однако есть и те, кто не признает этот принцип (либо так считают по крайней мере в случаях, когда есть халяльные аналоги) и говорит о запрете желатина, изготовленного из нехаляльных животных. В конечном счете потребитель сам решает, какой точки зрения ему придерживаться, но нужно заметить, что согласно мусульманским нормам, предпочтительнее избегать того, что вызывает сомнение.

Примерно половина желатина , используемого в молочной и мясной промышленности, а также в кондитерских изделиях, добывается из кожи свиньи, что делает его непригодным для рынка халяльной продукции. Остальная часть обычно производится из костей крупного рогатого скота, но страхи перед распространением некоторых болезней привели к тому, что исследователи стали искать альтернативные источники. Д-р Максуд (Dr Maqsood), доцент факультета пищевых наук университета ОАЭ, сообщает, что на сегодняшний день существует несколько альтернатив, и одна из них — производство халяльного желатина из костей верблюдов. Международный исламский университет Малайзии и университет короля Сауда в Саудовской Аравии собираются совместно работать над этим проектом (см. подробнее по ссылке).

Если на упаковке мармелада есть знак «халяль», то (при условии достоверности данного знака) потребителю не о чем беспокоиться: это значит, что товар прошел сертификацию и в нем отсутствуют запретные компоненты. Однако если знака «халяль» нет, мармелад все равно может быть халяльным, если в нем использованы растительные заменители желатина, например, агар-агар или пектин. Агар-агар — это продукт, получаемый из красных и бурых водорослей. Благодаря своим свойствам агар-агар успешно применяется при производстве кондитерских изделий и диетических продуктов. Пектин в промышленных масштабах получают в основном из яблочных и/или цитрусовых выжимок, жома сахарной свёклы, корзинок подсолнечника. Например, компания «Мармеладная сказка», участник выставки Moscow Halal Expo, применяет для производства мармелада пектин. Сам продут позиционируется как постный, поскольку в нем отсутствуют животные компоненты. Соответственно, мармелад данной компании является халяльным.

Желатин не является единственным ингредиентом, способным свести на нет халяльность продукта: следует обратить внимание и на пищевые добавки. Если речь идет о натуральном мармеладе (например, собственного приготовления), их там не будет — в данном случае фрукты придают лакомству естественный вкус и цвет. В составе же искусственного мармелада именно ароматизаторы и красители создают его внешний вид. А среди этих добавок могут попасться и запрещенные к употреблению в силу своего происхождения либо действия на человеческий организм. В качестве примера можно привести краситель кармин, который придает сладостям красный цвет и получается из насекомого кошенильного червеца (хотя и по поводу этой добавки мнение исламских ученых не едино). Другие добавки могут иметь не животное происхождение, но при накоплении в организме приводить к различным расстройствам пищеварения и развитию рака. А один из главных критериев при определении халяльности того или иного продукта — отсутствие вреда для организма и окружающей среды.

Как и в случае с другими продуктами питания, оборудование и инструменты, использующиеся для производства халяльного мармелада, должны быть чистыми и не контактировать с нехаляльными веществами, так как одно из требований стандартов халяль заключается в запрете на смешивание и соприкосновение халяльных и запретных продуктов и компонентов.

Таким образом, желающие попробовать полезное и безвредное лакомство могут с полной уверенностью покупать халяльный мармелад. А если есть желание поближе познакомиться с производителями такого мармелада (и, конечно, их продукцией!), то это можно сделать на международной выставке Moscow Halal Expo.

Источник

Список недозволенных в исламе продуктов растет: гематоген, мармелад, некоторые виды сыра и мяса

Где проходит тонкая грань между халяльными и недозволенными в исламе (харам) продуктами питания? На что надо обращать внимание при приобретении продуктов в магазине? Чем может навредить человеку харамная еда? Об этом в ходе программы «Хак дин» Фаиля Гимадова на «Булгар радиосы» рассказал руководитель комитета «Халяль» ДУМ РТ Ирек хазрат Зиганшин.

— Хазрат, хотелось бы еще раз уточнить, что в исламе является дозволенным (халяль) и недозволенным (харам)?

— Как различить халяль и харам, четко разъяснено в Коране. Есть продукты, которые мусульманам употреблять в пищу строго запрещено. В суре «Аль-маида» («Трапеза») эти продукты перечисляются: мертвечина, кровь, свинина и «то, над чем не было произнесено имя Аллаха», то есть животное, забитое без упоминания имени Всевышнего.

В первую очередь запрещена мертвечина. Если животное погибло естественной смертью, то употреблять мясо такого животного нельзя.

Второе — кровь. Нельзя есть кровь в сыром и вареном виде, и мясо, сваренное в крови, тоже харам. Даже если само мясо является халяльным.

В аптеках продаются плитки под названием «гематоген», его часто дают детям для повышения гемоглобина. Гематоген изготавливается из бычьей крови, поэтому не подходит для употребления мусульманами.

Читайте также:  Можно ли есть замороженные креветки после срока годности

Третье — свинина. Надо помнить о том, что недозволенным являются не только мясо этого животного, но и все, что с ним связано, — желатин из его костей, одежда и обувь, произведенные из свиной кожи.

Четвертое — мясо животного, заколотого без упоминания имени Аллаха. Допустим, это курица. Если она была забита без произнесения «Бисмилла-хиррахман-иррахим, Аллаху акбар!», то душа ее отделяется от тела неправильно, и мясо такой курицы для нас становится недозволенным. То же самое при забое крупного рогатого скота, овец.

Пятое упомянутое в Коране недозволенное — хищные звери (волк, лиса, собака, кошка, медведь) и хищные птицы (сокол, ястреб).

— В условиях промышленного производства мяса одновременно забивается большое количество скота. Обязательно ли произнесение «Бисмиллах, Аллаху акбар» для каждого животного?

— Мы контролируем соблюдение правил в условиях промышленного забоя. Если мы видим, что у животного вытекает кровь, то это мясо пригодно для употребления. Обычно комбинат, желающий производить мясо согласно канонам шариата, обращается в наш комитет «Халяль», и мы выезжаем в предприятие для проверки условий производства и забоя скота, а также тех, кто непосредственно занимается забоем. По результатам проверки выносится решение — работать с этим предприятием или нет. Забойщики скота должны быть мусульманами, хазрат к ним едет, знакомится с ними, дает свое благословение.

— Что делать, если халяльная курица оказалась испорченной?

— Если курица, маркированная «халяль», имеет посторонние запахи, можете обращаться к нам. Но должна быть сохранена индивидуальная упаковка тушки и на ней должна стоять маркировка «халяль». Неприятный запах может идти из-за несоблюдения условий хранения. В этом случае за испорченную курицу мы не отвечаем, в первую очередь надо обращаться в администрацию магазина. А если они не примут возврат, проблема не будет решена, то в этом случае можно обратиться к нам — по адресу ул. Тукая, 3.

— Сейчас на полках магазинов большой выбор мясной продукции «халяль»: колбаса, копченое мясо, сосиски. Где и по какой технологии они изготавливаются, отдельно или же в том же цехе, что остальная продукция? Можно ли доверять такой продукции?

— Сегодня существует большое число предприятий, изготавливающих мясные полуфабрикаты и колбасные изделия. Среди них есть предприятия, где владельцы и сотрудники — мусульмане, они очень серьезно относятся к соблюдению всех норм при производстве. Под контролем и сырье, и добавки. Конечно, в России есть и такие предприятия, где производится не только халяль. В этом случае для производства халяльной мясной продукции выделяется отдельный цех. Мы следим за соблюдением условий производства халяльной продукции, проводим проверки.

— Если скот выращен в деревне, на экологически чистом корме, то можно его мясо считать дозволенным?

— Если этот скот забит без произнесения «Бисмиллах, Аллаху акбар», то это мясо не является халяль. Мы не знаем, кто его заколол и в каких условиях животное было заколото.

— Хазрат, что ожидает человека, который съел заведомо недозволенную (харам) пищу?

— Наш Пророк в одном из хадисов говорит: «Если верующий в Аллаха человек съест заведомо недозволенную пищу, то его молитвы не принимаются в течение 40 дней». Это очень важно. Если употребляешь харамную пищу, то могут быть не приняты не только молитвы, но и содеянные тобой благие дела. Нельзя также уговаривать других съесть мясо, только потому, что это не свинина, не зная, как животное было заколото и кем.

Харам и халяль относятся не только к еде. Эти понятия охватывают все наше существование. Какая у нас работа — дозволенная по шариату или нет? Имеем ли мы законную супругу или же поддерживаем отношения на стороне? Строить все стороны жизни в соответствии с канонами шариата обязательно для каждого мусульманина, это его долг.

— Если вернемся к теме продуктов питания, что скажете насчет сычужного фермента, который используется в производстве сыра?

— Если фермент изготовлен из забитого халяльным способом животного, то такой сыр употреблять можно. Но в большинстве случаев для получения сычужного фермента используется свинина. Поэтому советую мусульманам быть внимательными при выборе сыра. Необходимо удостовериться, что в нем применен фермент не «животного происхождения», а «микробиального происхождения».

— Хазрат, какой мармелад можно, а какой нельзя?

— Мармелад изготавливается из желатина. Он в большинстве случаев не халяль. Старайтесь брать мармелад или конфеты, приготовленные из агар-агара.

— Где можно найти список магазинов, признанных ДУМ РТ халяльными?

— Эту информацию можно посмотреть на нашем сайте https://halalrt.ru/ . Список постоянно пополняется.

— Является ли халяльным шоколад?

— Надо читать его состав. Если в составе есть алкоголь, то нет.

— А разрешается ли мусульманам есть рыбу?

— Рыба — дозволенный продукт. Но если рыба выращена в хозяйствах искусственным способом, на корме из запрещенных мусульманам продуктов, то я бы не стал доверять такой рыбе и употреблять ее. Лучше брать рыбу, выросшую в естественных условиях.

— В магазинах продается маркированное «халяль» яйцо. Разве яйцо может быть харам?

— Это связано с питанием курицы. Если в рационе есть мясокостная мука, тогда получается, что эта курица питается курицей. Если курица росла на рыбной муке, то она считается халяль. И ее яйцо тоже.

— Кто должен забивать животное?

— Лучше, если это человек, соблюдающий пятикратный намаз. Но это не главное условие. Главное условие — чтобы он был мусульманином и был в здравом уме. И он должен забить скот со словами: «Бисмиллах, Аллаху акбар!»

— А молочные продукты? Они халяль?

— Откуда поступают молочные продукты, мы знаем. Есть специальные организации, которые проверяют, противоречат ли вещества, используемые в изготовлении тех или иных продуктов, предписаниям нашей религии, как они воздействуют на организм — положительно или вредят ему? Если продукт соответствует халяльным условиям, не подвергается воздействию других животных, то употреблять в пищу такой продукт можно.

Ислам можно ли есть мармелад

sntat.ru/

Источник