Ислам можно ли есть когда в доме покойник

Трапеза в доме покойного

В нашем регионе есть два основных «вида» мусульман:

1. Те, кто делает «зикр», бегая по кругу, входя в экстаз, и при этом от них исходит не очень приятный запах, о котором они говорят, что именно благодаря ему они попадут в Рай. Да и еще едят на похоронах в том доме, где умер человек… и многое другое.

2. Приверженцы накшбандийского тариката, которые не делают ничего из вышеупомянутого, а молятся Всевышнему про себя и тихо. Они не едят на похоронах.

Кто прав? Кто ведет более правильную жизнь по Исламу?

Не нам с вами судить. Господь рассудит. Людям же работающим в сфере просвещения и занимающимся богословием следует наставлять и увещевать.

Напомню вам и себе слова пророка Ноя, проговоренные им в ответ на упрек, что, мол, «прислушиваются к тебе и идут за тобою, Ной, далеко не лучшие»: «Нет у меня знаний о том, что они делали ранее [неважно, кем они были, кто они есть, а ценно то, кем они искренне желают стать». Или: «Я не знаю, что они делали, насколько были искренни и бескорыстны в своем выборе уверовать, я сужу по внешним проявлениям их желаний, намерений, а о внутренних состояниях мне неведомо]. Не я им судья, а Господь. Если [конечно же] вы в состоянии это почувствовать [понять][1]. Я не могу прогнать верующих [к какому бы роду, сословию, социальному положению они ни относились; что бы вам ни казалось относительно искренности их намерений]. Я не более чем ясно говорящий (разъясняющий), предостерегающий увещеватель. [В мои обязанности входит предупредить об опасностях земных и вечных, не принуждая и не вынося судебных вердиктов кому-либо из вас. Бог — Судья]» (Св. Коран, 26:112-115).

Я родом с Кавказа, и у нас после смерти человека похороны проводят по-разному. Одни — первые три дня едят в доме умершего, другие — нет. Как одни, так и другие ссылаются на учения Ислама, и на эту тему возникают серьезные разногласия. Ответив на мой вопрос, вы ответите тысячам.

Можно ли есть три дня в том дворе или доме, где проходят похороны?

По этому поводу имеется один хадис, приводимый в большей части сводов хадисов в теме «Приготовление еды для семьи покойного». То есть по данной теме он единственен и однозначно достоверен[2].

‘Абдулла ибн Джа’фар передал: «Когда пришло извещение о смерти [моего отца] Джа’фара, пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) [обратившись к своей семье][3] сказал: «Приготовьте для семьи Джа’фара еду. Воистину, их постигло то, что [в полной мере] их заняло [не дает им возможности приготовить пищу даже для себя, им не до этого]»[4].

Важно отметить, что те, кто готовит угощения в доме или дворе покойного, не делают чего-то запретного (харам). Возможно, что они акцентируют внимание на совершении благого от имени умершего уже в первые дни его перехода в мир иной[5].

Запрета на приготовление пищи в доме покойного в Сунне нет (!), а есть призыв к соседям и родственникам поучаствовать в облегчении страданий и забот, связанных с похоронами, помогая в приготовлении угощений и еды, а точнее — готовя и принося к ним еду из своего дома[6].

Конечно же, первостепенным с точки зрения Сунны Пророка (да благословит его Господь и приветствует) является полное или частичное освобождение семьи покойного от приготовления еды и угощений в первые дни после его смерти. Это не категорично (фард), а желательно (мустахаб). Период, упоминаемый учеными, — один день (сутки). Некоторые богословы говорили и о трех днях. В первую очередь это делается для самой семьи покойного, чтобы им самим было что поесть.

В то же время необходимо заметить, что все мусульманские ученые указывали на нежелательность (макрух) специального приготовления угощений (в первые дни) в доме покойного с приглашением гостей. Чем больше затрат, приготовлений и хлопот, связанных с этим, тем более это порицаемо, вплоть до запретности (харам).

Нежелательность эта проистекает из достоверного повествования о том, что сподвижники Пророка считали сбор людей и приготовление пищи в доме покойного одной из форм излишнего его оплакивания, что порицаемо достоверными хадисами. Хотя имам Ибн Кудама[7] говорил о допустимости приготовления угощений в доме покойного в вынужденных ситуациях, например, когда для соболезнования приезжают дальние родственники, которых необходимо принять в качестве гостей. Но прием их не должен производиться на деньги сирот, оставшихся без кормильца. Устраивать прием гостей на деньги сирот[8] — запретно (харам), и ученые в этом единодушны[9].

Вышеприведенная информация достоверна и соответствует мнению ученых всех четырех мазхабов, то есть все грани Сунны пророка Мухаммада в данном изложении учтены.

У меня давно уже об этом спрашивали, но я (да простит меня Всевышний) не осмеливался ответить, так как вопрос из той категории, неаккуратность в которой и недостаток информации может явиться причиной споров, разногласий и фитны (смуты, раздоров), которая по Исламу пагубнее убийства[10].

Осмелился же ответить, находясь в солидной мусульманской библиотеке, где нашел исчерпывающее количество информации по данному вопросу[11]. Учитывая привыкание людей к обычаям, некоторые из коих не имеют даже минимальной обоснованности, следует проявлять аккуратность, не раздражать людей категоричностью, а тем более не начинать споров и разбирательств по этому поводу, «прикрываясь» Сунной Пророка, в которой, наряду с упомянутым, много говорится о важности любви и уважения друг к другу и крайне порицается проявление неприязни и злобы.

Напомню только три хадиса по этому поводу:

— пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) подчеркивал: «Не гневайтесь друг на друга, не завидуйте друг другу, не враждуйте и будьте же, о люди, братьями. [Если уж поссорились] то пусть не продолжается ссора (состояние вражды) больше трех дней [как можно скорее помиритесь, максимум на примирение — три дня]»[12];

— сподвижник Усама ибн Шарик передал: «Мы сидели рядом с Пророком будто с птицами на головах (без единого движения и шороха очень внимательно слушали его). Пришла толпа бедуинов со своими вопросами. Некоторые из них касались затруднений в религиозных обязанностях. Посланник Всевышнего сказал: «О люди! Господь снял с вас затруднения[13] [и многое может вам простить]. Исключением же является случай, когда один задел честь и достоинство другого. Это — [очень тяжелый, проблемный] грех и погибель. [Продолжая быть невоспитанным, не следя за своей речью человек приведет себя к очевидной погибели в обоих мирах]»[14];

— пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Ни один из вас не уверует [не станет по-настоящему верующим] до тех пор, пока не пожелает для брата [по вере, а также по кровному и общечеловеческому родству] того же [из хорошего], что желает себе»[15].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Возможен и такой вариант перевода: «Подвести итог их дел, поступков [а затем воздать каждому тем, что заслужил] вправе только Господь [а не я]. Если [конечно] вы в состоянии постигнуть это [понять]».

[2] Что и явилось причиной единодушия мусульманских ученых в данном вопросе.

[3] См., например: аль-Бенна А. (известный как ас-Са’ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 4. Ч. 8. С. 93; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т., 1992. Т. 4. С. 222.

[4] Хадис от ‘Абдуллы ибн Джа’фара; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, Абу Дауду, Ибн Маджа, аль-Байхакы, ат-Табарани и др. См., например: аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи [Сокращенный вариант свода хадисов ат-Тирмизи]. Бейрут: аль-Ямама, 1997. С. 130, хадис № 998, «хасан сахих»; аль-Байхакы. Китаб ас-сунан аль-кубра [Большой свод хадисов]. В 11 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1999. Т. 4. С. 100, хадисы № 7096, 7097 (одинаковы по смыслу); аль-Хаким ан-Нисабури. Аль-мустадракь ‘аля ас-сахихайн. В 5 т. Бейрут: аль-Ма’рифа, [б. г.]. Т. 1. С. 372, «сахих»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Т. 4. С. 222, хадис № 1739; ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих [Ниша светильников]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1991. Т. 1. С. 483, хадис № 1739; Аль-кутуб ас-ситта [(Объединенные) шесть сводов хадисов]. В 23 т. Стамбул: Чагре, 1981. Т. 9 (св. х. Абу Дауда. Т. 3). С. 497, хадис № 3132; Заглюль М. Мавсу’а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 1. С. 558; аль-Бенна А. (известный как ас-Са’ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 4. Ч. 8. С. 93, хадисы № 274, 275 (одинаковы по смыслу); аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 10 т. Каир: аль-Куллият аль-азхарийя, 1978. Т. 5. С. 120, 121; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 105, хадис № 1494; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ [Энциклопедия хадисов. Шесть сводов хадисов]. В 18 т. Стамбул: Ак чаг. Т. 15. С. 138, хадис № 5488.

[5] Но с точки зрения Сунны в первый день смерти такой акцент неверен.

[6] Все мусульманские ученые говорили о желательности (мустахаб) приготовления еды соседями или родными.

[7] И не только он.

[8] Сирота — ребенок, оставшийся без отца и не достигший еще совершеннолетия. См.: Му’джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 513.

[9] См., например: аль-Бенна А. (известный как ас-Са’ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 4. С. 96; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Т. 4. С. 223.

[10] «Смута — хуже убийства» (см. Св. Коран, 2:217).

[11] Данный материал был написан мною в 2004 году.

[12] Хадис от Анаса ибн Малика; св. х. аль-Бухари и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1915, хадис № 6065; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 589, хадис № 6065. Также см.: аль-Бенна А. (известный как ас-Са’ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 10. Ч. 19. С. 238, 239, хадисы № 110-117.

[13] В Коране сказано: «Всевышний не сделал для вас затруднений (стесненности, критического положения) в религии» (см.: Св. Коран, 22:78). Отмечу, что Творец не снял с нас религиозные обязанности (молитва-намаз, пост, обязательная милостыня и т. п.), но Он снял с наших плеч затруднения и стесненность. В религии нет порабощения человеческой натуры, а присутствует раскрепощение ее. И чем грамотнее и мудрее человек, тем больше он это чувствует, понимает и видит.

Однако же настоящей проблемой является упомянутое далее в хадисе.

[14] Хадис от Усамы ибн Шарика; св. х. Ахмада, Ибн Маджа, ат-Табарани и др. См., например: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад. В 6 т., 1985. Т. 4. С. 278; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 2. С. 236, 237, хадис № 486, «сахих»; ат-Табарани С. Аль-му’джам аль-кябир. В 25 т. Каир: Ихья ат-турас аль-‘араби, 1985. Т. 1. С. 184, хадис № 482; аль-Хатыб аль-Багдади А. Тарих багдад [История Багдада]. В 19 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 9. С. 197.

[15] Хадис от Анаса; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 29, хадис № 13; ас-Суюты Дж. Аль-джами’ ас-сагыр. С. 586, хадис № 9940, «сахих».

Источник

Приход смерти и обряды, совершаемые над покойным

Умирающий человек видит ангела смерти. Если этот человек в числе людей счастья (а ими бывают только истинно верующие), то он видит ангела в красивом виде, а находящихся рядом ангелов милости — с сияющими лицами. Они приносят с собой саван и бальзам из Рая. Ангел смерти сообщает мусульманину радостную весть о грядущем Рае.

Если же этот человек умирает немусульманином, то, находясь при смерти, он видит ангела смерти, а рядом с ним — ангелов мучения. Ангел смерти возвещает неверующему об Аде.

В тот момент, когда умирающий видит ангела смерти, у него заканчиваются силы. Он начинает терять сознание, у него появляется агония, он лишается способности разговаривать. Он слышит всё, но не может отвечать, видит, но не может понять, его сердце беспорядочно бьётся. Он то приходит в себя, то вновь теряет сознание. Всё это предсмертная агония. О Аллах, облегчи нам предсмертные муки!

Признаки наступления смерти

1. Неподвижный взгляд. Об этом говорится в хадисе, рассказанном Умму Саляма:

عن أم سلمة قالت دخل رسول الله صلي الله عليه وسلم علي ابي سلمة وقد شق بصره فأغمضه ثم قال ان الروح اذا قبض تبعه البصر

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение) зашёл к Абу Саляма, взгляд которого был неподвижен. Тогда Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) закрыл умершему глаза и сказал: «Поистине, когда душа покидает тело, взгляд следует за ней»». Хадис передал Ибн Маджа.

2. Слабость нижней челюсти, а также всех других органов.

3. Остановка сердца и охлаждение всего тела.

Обряды, совершаемые над умершим мусульманином

После того как человек умирает, его помещают в прохладное место (по возможности в комнату), и желательно (сунна) закрыть ему глаза для того, чтобы он не выглядел некрасиво. Тому, кто смыкает ему глаза, рекомендуется произнести следующие слова:

بسم الله وعلي ملة رسول الله

«С именем и помощью Аллаха и следуя религии Посланника Аллаха».

Затем широкой полоской ткани подвязывают подбородок и голову, что также является сунной. Это делается для того, чтобы через открытый рот в тело умершего не входило что-либо из насекомых и чтобы он не выглядел некрасиво.

Также желательно массировать его пальцы и другие суставы рук и ног, сжимая и разжимая их по нескольку раз. Если таким образом не смягчить суставы, то после охлаждения тела их трудно бывает раздвигать, что осложнит и обмывание покойника. Сразу после отделения души от тела оно всё ещё бывает тёплым, и если тогда немного раздвигать суставы, они и в последующем остаются мягкими, а после охлаждения тела их невозможно бывает снова разогреть и смягчить.

Затем аккуратно следует снять с него одежду, в которой он был до смерти, дабы от тела его быстро не исходил неприятный запах. Далее полностью укрывают тело умершего лёгкой тканью, свернув края материи под тело.

Необходимо по мере возможности остерегаться того, чтобы при снятии одежды и укрытии его тела покрывалом не выставилось напоказ его тело, особенно нужно остерегаться оголения половых органов и целиком аврата (аврат — часть тела, которая, согласно Шариату, должна быть укрыта от взгляда посторонних людей: для мужчин — от пупка до колен, для женщин — всё тело, кроме кистей рук и лица).

Возле умершего также распространяют приятные запахи благовоний.

Приподняв от земли, тело умершего кладут на софу, тахту или что-либо другое, не подстелив при этом матрац, ибо его тепло может быстро вызвать изменения в теле, ускорить разложение.

Так же, как кладут умирающего, и после смерти тело следует положить на правый бок или на спину, обратив его в сторону Киблы. Следует как можно скорее похоронить умершего (мнение о том, что якобы нельзя совершать похороны ночью, — неверное. Передано теологами, что имам Али (да будет доволен им Аллах) похоронил свою жену Фатиму (да будет доволен ею Аллах), дочь Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), ночью). Если обмывание умершего намерены совершить не сразу после того, как он умер, а спустя некоторое время, то умершему на живот во избежание вздутия следует положить тяжёлый предмет (в пределах килограмма). И лучше положить этот тяжёлый предмет на покрывале, и желательно, чтобы он был железным. Если тело лежит на правом боку, обратившись в сторону Киблы, то следует к животу привязать что-либо повязкой. Пока не захоронили, следует стараться находиться рядом с умершим, не оставлять его одного. Ходить возле умершего следует тихо. Также не следует смеяться, шуметь и говорить не-нужные слова.

Лучше, чтобы человек, совершающий перечисленные обряды, был из числа близких родственников умершего и самым милосердным из них.

И все эти процедуры мужчинам совершают мужчины, а женщинам — женщины. А ещё лучше, если супруги совершают это друг для друга. И, выполняя все эти обряды, следует всё время просить Всевышнего простить умершему грехи, чтобы Он смилостивился над ним и дал ему способность правильно, в соответствии с Исламом, ответить на допрос ангелов Мункара и Накира, потому что покойный нуждается в наших молитвах. Аллах лучше знает!

Сообщение о смерти человека окружающим

Сообщать о смерти мусульманина окружающим людям, тем, с которыми он был знаком, является сунной, но не напоказ и не в каких-то других корыстных целях, а с целью собрать как можно больше людей на заупокойный намаз.

Тот, кто узнал о смерти мусульманина, читает мольбу:

انا لله وانا اليه راجعون اللهم ان كان هذا الميت محسنا فزد في احسانه وان كان مسيئا فتجاوز عنه

«Воистину, мы созданы Аллахом, и после смерти мы будем воскрешены, и ожидает нас отчёт. О Аллах! Если этот умерший был благочестивым, дай ему больше блага, а если он был грешником, то прости его».

После этого читают:

وَلَنَبْلُوَنَّكُمْ بِشَيْءٍ مِنَ الْخَوْفِ وَالْجُوعِ وَنَقْصٍ مِنَ الْأَمْوَالِ وَالْأَنْفُسِ وَالثَّمَرَاتِ وَبَشِّرِ الصَّابِرِينَ الَّذِينَ إِذَا أَصَابَتْهُمْ مُصِيبَةٌ قَالُوا إِنَّا لِلَّهِ وَإِنَّا إِلَيْهِ رَاجِعُونَ

Смысл: «Аллах испытывает верующих страхом, голодом, потерей имущества, смертью близких людей. И обрадуй тех, кто проявляет терпение: Аллах даёт большое вознаграждение терпеливым, которые при постижении беды говорят: «Воистину, мы созданы Аллахом и принадлежим Ему и, покинув эту жизнь, возвратимся к Нему»» (сура «Аль-Бакара», аяты 155-156).

В настоящее время в нашем обществе есть много нежелательных аспектов, поддерживать которые в качестве обычаев является запретным. Это связано с теми моментами, когда женщины царапают или раздирают себе лица или бьют себя в грудь. Особенно запрещается громко рыдать и кричать с целью вызвать слёзы у других. Таких плакальщиц по возможности следует выпроводить из дома. Запрещается причитать, придавая не присущие усопшему человеку качества.

Муки умершего увеличиваются, если он завещал, чтобы по нему плакали. Есть богословы, которые считают, что увеличатся муки даже того человека, в завещании которого ничего не сказано о том, чтобы его не оплакивали. Поэтому, когда составляется завещание, лучше написать так: «После моей смерти не плачьте и не причитайте громко, царапая лица и выдирая волосы. Не делайте и не произносите ничего, из-за чего можно впасть в неверие». При этом тихо плакать и проливать слёзы по человеку, смерть которого так близко воспринята сердцем, не является запретным. Самое же лучшее — проявить терпение. Желательно вспомнить о присущих покойному хороших качествах, но не вымышленных.

В настоящее время некоторые женщины громко рыдают, причитают и кричат так, что их даже бывает слышно за пределами дома, и это является одним из самых недостойных среди порицаемых Шариатом деяний. Поэтому такие деяния следует отвергнуть, и имеющий такую возможность должен воспретить это.

Нежелательно декламировать всякие панегирики (марсийа), воспевая хорошие качества и стороны умершего, а если при этом издаются громкие крики, то это вообще является запретным (харам). Однако воспевать действительные достоинства и качества шейха, святого угодника Аллаха (вали), учёного-богослова, не причитая при этом, является сунной. Так пишется в книге «Бушра аль-карим». В ней же отмечается, что целовать в лицо умершего учёного-богослова, шейха для каждого является сунной. Аиша рассказывала: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) поцеловал умершего Усмана ибн Мазуна, и я видела, как из глаз его текли слёзы». Также обычного умершего человека имеют право целовать в лицо его родные и близкие, а другим людям не подобает делать это.

Необходимо по возможности постараться поскорее возместить материальные или моральные (хула, наговор) долги умершего перед другими людьми или добиться их прощения и довольства. Если покойный завещал поскорее выполнить указанные пункты, или если он впал в грех из-за не возмещённых вовремя долгов, или если кредитор или лицо, которому он завещал имущество, требуют своей части имущества, и если есть возможность выплатить указанные долги из имущества, оставленного покойным, то наследник или исполнитель завещания обязаны, не затягивая, быстро решить эти вопросы. Если же нет возможности быстро расплатиться с ними и решить эти вопросы, то для опекуна (вали) умершего подобает просить у указанных лиц прощения покойному и добиться их довольства или сказать им, что берёт возмещение долгов покойного на себя, и чтобы они из-за уважения к покойному освободили его от ответственности и предоставили ему самому (опекуну) небольшую отсрочку.

В хадисе, переданном имамами Ахмадом, ат-Тирмизи и Ибн Маджой, говорится:

نَفْسُ الْمُؤْمِنِ مُعَلَّقَةٌ بِدَيْنِهِ حَتَّى يُقْضَى عَنْهُ

«Душу верующего из-за имеющихся на нём долгов удерживают от того уровня, который предназначен для него, пока их не возместят», т. е. если, будучи живым, он имел возможность возмещать долги, но всё же относился к этому поверхностно, невнимательно и, умирая, не оставил после себя имущество, с которого могли бы возместить их. Так пишет аль-Кальюби.

Если человек умер ночью или если похороны умершего откладываются по каким-либо уважительным причинам и тело оставляется на ночь, то после того как умершего обмоют, желательно, чтобы кто-либо читал возле умершего Священный Коран, поминал (зикр) Всевышнего Аллаха, благословлял Его Пророка (мир ему и благословение), т. е. читал салават.

Источник

Читайте также:  Можно ли есть мясо речных ракушек