Госслужащим можно ли быть понятым

Содержание статьи

Понятые: обязательное участие, кто не может быть понятым, ответственность

Здравствуйте, уважаемые читатели публикации!

Кто из вас не слышал слова «понятой»? Наверное, нет таких. Давайте сегодня поговорим на эту тему.

Вообще-то понятые как таковые бывают только в административном и уголовном производствах. В гражданско-процессуальном понятия «понятые» не существует. Итак, кто же такие понятые? Говоря простыми словами, это свидетели со стороны правоохранительных органов. Приходилось ли вам когда-либо что-то кому-то передавать, возвращать долг? И наверняка многие при этом говорили: «Вот смотри, при свидетелях отдаю!» Вот эти самые свидетели в вашем случае и являются понятыми, если можно так выразиться.

Понятые удостоверяют факт какого-то процессуального действия (например, обыск, осмотр места происшествия в уголовно-процессуальном процессе, изъятие вещей и документов в административном процессе), его ход и результаты. Случаи, когда участие понятых является обязательным, указаны в ст. 25.7 КоАП РФ и ст. 170 УПК РФ. Понятым может быть любое незаинтересованное в исходе дела лицо.

Всегда ли обязательно присутствие понятых?

Нет, не всегда. Например. В ч. 2 ст. 25.7 КоАП РФ говорится: «В случаях, предусмотренных главой 27 и статьей 28.1.1 настоящего Кодекса, обязательно присутствие понятых или применение видеозаписи». Следовательно, если вас, к примеру, остановили сотрудники ГИБДД на дороге и предлагают «подуть в трубочку» и при этом снимают все на видеокамеру, то участие понятых необязательно. А если не снимают, то понятые обязательны.

В уголовно-процессуальном процессе есть случаи, когда участие понятых обязательно. А есть и как в административном процессе случаи, когда участие понятых – на усмотрение следователя. Но в случае, когда понятые отсутствуют, то так же, как и в административном процессе, обязательна видеофиксация.

Кто не может быть понятым.

В качестве понятого не может быть приглашено лицо, которое прямо или косвенно заинтересованно в исходе дела. Например, сотрудники полиции. Или приведу пример из собственной практики.

Судом я был назначен в качестве защитника по уголовному делу по статья 228 часть 2 УК РФ. Ознакомившись с протоколом личного обыска, я увидел знакомую фамилию в графе «Понятые». Это была секретарша отдела УФСКН. Погоны она не носила, не была аттестованной, но, тем не менее, уже после ответа на вопрос «Ваше место работы?» ее заинтересованность была бы налицо! Я сказал об этом подзащитному. Но он ответил, что ничего не нужно, заявлен особый порядок и что он все признает.

Об ответственности понятых

Существует ли ответственность понятых? Вот именно как понятых — нет, не существует.

Следовательно, если вы откажетесь присутствовать в качестве понятого по приглашению работников полиции, либо потом откажетесь подписывать в качестве понятого протокол, то вам абсолютно ничего не будет за это. Но есть небольшой нюанс. Как правило, по делам о незаконном обороте наркотиков при их изъятии составляется протокол личного обыска. А при производстве личного обыска (ст. 184 УПК РФ), согласно ст. 170 УПК РФ, участие понятых обязательно и без всяких там «или»! Если личный обыск фиксируется на видеокамеру, то все равно присутствие понятых обязательно! Потом по делам такого характера следователь вызывает понятых и допрашивает их в качестве свидетелей по уголовному делу.

Лично я не помню из практики случая, когда такого не было! И вот тут-то медаль поворачивают другой стороной! Теперь уже как свидетели (именно как свидетели, а не понятые!) они несут ответственность за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний.

«За прокурором стоит закон, а за адвокатом – человек со своей судьбой, со своими чаяниями, и этот человек взбирается на адвоката, ищет у него защиты, и очень страшно поскользнуться с такой ношей.»
Фёдор Никифорович Плевако

Вам приходилось участвовать в процессуальных действиях в качетсве понятого?

  • Да

  • Нет

Читайте также

16.03.2021, 17:31

Госдума приняла закон о просветительской деятельности.
Депутаты Госдумы в ходе заседания во вторник, 16 марта, приняли в третьем, окончательном чтении закон о запрете использовать просветительскую деятельность для разжигания социальной, расовой, …

1

50

14.03.2021, 19:42

13

97

12.03.2021, 16:57

30

159

07.03.2021, 16:45

Изменение КоАП РФ с 7 марта 2021 года.
Административная ответственность за нарушения на митингах.Нормами статьи 20.2 КоАП РФ в новой редакции к административным правонарушениям отнесено нарушение организатором публичного мероприятия:…

2

89

07.03.2021, 15:15

Обзор ВС РФ по вопросам пандемии.
Влияет ли пандемия на обязанность граждан своевременно уплачивать налоги?В Обзоре ВС РФ по коронавирусной инфекции отмечено:на федеральном уровне Правительство РФ продлило сроки уплаты налогов …

2

43

03.03.2021, 22:33

2

47

01.03.2021, 15:54

2

44

28.02.2021, 18:22

Чем отличается, в чем разница осмотра от досмотра?
Чем отличается осмотр от досмотра?Осмотр заключается в визуальном обследовании транспортного средства (далее — ТС) и перевозимого груза. Проводится без участия понятых и, чаще всего, без применения …

0

36

26.02.2021, 10:07

Кассовые чеки: изменение требований с 1 февраля
C 1 февраля 2021 года в России изменились требования к чекам, выдаваемым предпринимателями при совершении покупки. Теперь в чеке обязательно должны быть указаны: дата и время расчета, наименование,…

0

94

25.02.2021, 14:11

10

215

25.02.2021, 05:33

Путин подписал закон о сроках сплошной кассации
Теперь обжаловать вступивший в силу приговор можно будет в течение шести месяцев.Президент Владимир Путин подписал закон об установлении срока обжалования окончательного судебного решения по …

3

154

24.02.2021, 18:00

2

113

24.02.2021, 15:50

36

3 093

Администратор печатает сообщение

Источник

«Понятым будете?»: что делать, если вы понадобились полиции

Во многих ситуациях полиции нужна помощь штатских. Столкнуться с просьбой побыть понятым может любой горожанин

Поделиться

Многие горожане наверняка хотя бы раз оказывались в такой ситуации: прямо на улице подходит полицейский и предлагает «пройти» — но не потому, что человек что-то нарушил, а потому, что нужны понятые. Эмоции того, кому это предложили, вполне понятны: идти не хочется, особого доверия к полиции часто нет, зато есть страх влипнуть в историю. Ну или просто оказаться свидетелем какой-то неприятной сцены, после которой останутся плохие воспоминания. Так что делать? Можно ли отказаться от роли понятого? А если согласился — какие обязанности и права из этого возникают?

NGS55.RU постарался найти ответы на все возникающие вопросы.

Кто может стать понятым?

Как пояснили в областной прокуратуре, понятой — это не заинтересованный в исходе уголовного дела человек, которого дознаватель, следователь или прокурор привлекает, чтобы он заверил сам факт проведения следственного действия, а также содержание, ход и результаты этого действия.

Читайте также:  Можно ли похудеть если есть только жареное мясо

Так ограничений нет? Понятым может стать любой?

Есть исключения. Не могут быть понятыми люди, которым ещё не исполнилось 18 лет, участники конкретного уголовного судопроизводства и их родственники. Ещё такую роль не могут играть работники органов исполнительной власти, которые уполномочены заниматься оперативно-разыскной деятельностью и (или) предварительным расследованием.

Можно ли отказаться быть понятым?

В 60-й статье УПК ничего не говорится о том, как именно полиция должна искать понятых. Нет в законодательстве ни слова и об ответственности за отказ. Отсюда следует, что ответ положительный: отказаться можно. Классического аргумента «Мне некогда» должно быть достаточно, чтобы полицейский отправился на поиски нового кандидата.

Если согласился стать понятым — возникают ли какие-то обязанности?

Да, конечно.

— Понятой обязан являться по вызовам дознавателя, следователя или в суд, — рассказывают в прокуратуре, — не разглашать данные предварительного расследования, если он был об этом заранее предупрежден.

Что будет, если пренебрегать этими обязанностями?

Если игнорировать вызовы, следствие или суд захотят в конце концов организовать принудительную явку. То есть на пороге вашей квартиры в один прекрасный момент появятся судебные приставы, и придётся им подчиниться. А разглашение тайны предварительного следствия — это статья 310 УК РФ, которая предусматривает штраф в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные работы на срок до двух лет, либо арест на срок до трех месяцев.

Что конкретно делает понятой?

Понятые нужны, чтобы подтвердить законность определённой процедуры, которую проводит полиция. Это личный досмотр, досмотр транспортного средства, осмотр места происшествия. Ещё понятые могут быть нужны, чтобы зафиксировать чей-то отказ от проставления подписи в документе. Их необходимость вытекает из статьи 50 Конституции России: «При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона». Отсутствие понятых в определённых случаях — явное нарушение, вот полиция их и ищет.

Понятых всегда двое. Полицейский перед началом процедуры (досмотра, осмотра и т. п.) вписывает их в протокол и разъясняет им их права и обязанности.

Какие у понятого права?

— Понятой имеет право на участие в следственном действии и делать по поводу него заявления и замечания, подлежащие занесению в протокол, — рассказывают в прокуратуре. — Он вправе знакомиться с протоколом следственного действия, в производстве которого он участвовал, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя и прокурора, ограничивающие его права.

Может ли оплачиваться работа понятого?

Собственно выполнение обязанностей — нет. А вот если понятой в связи с этим понёс расходы, он имеет право на компенсацию. Теоретически это могут быть расходы на поездки — если человека угораздило стать понятым не в своём родном городе (хотя это как раз та ситуация, в которой следует отказывать полицейским).

Источник

ВС объяснил, когда полицейский может стать понятым

10 марта 2018 года Виталий Самаров* сел за руль в нетрезвом виде. Его остановили сотрудники ГИБДД, которые заметили у водителя запах алкоголя изо рта, странные движения и речь. Освидетельствование показало, что Самаров действительно был пьян. Сам Самаров в объяснениях рассказал, что пил пиво, с результатами освидетельствования согласился. Полицейские составили протоколы об отстранении от управления автомобилем, о задержании ТС и об административном правонарушении за нетрезвое вождение (ч.1 ст. 12.8 КоАП). Эти бумаги в соответствии со ст. 27.12 КоАП сотрудники ГИБДД составляли с участием двух понятых. Одним из них привлекли полицейского не при исполнении, который ехал по личным делам на такси. 

Дело Самарова прошло три круга. Мировой судья участка №115 Тольятти Самарской области прекратил производство по делу  из-за отсутствия состава административного правонарушения (дело № 5-202/2018). Судья посчитал, что документы по делу составлены с нарушениями и не доказывают вину Самарова. В том числе, одним из понятых был полицейский, что противоречит требованию о незаинтересованности  (ст. 25.7 КоАП).

В этом сюжете

  • Вождение в пьяном виде: возврат прав

    17 сентября, 8:27

  • Двое полицейских против троих свидетелей: Верховный суд разъяснил, кому верить

    15 мая, 19:33

Областной суд дважды отменял постановления в пользу Самарова — по его мнению, мировые судьи неполно исследовали материалы и необоснованно «подвергали критике» некоторые доказательства вины Самарова (показания сотрудников ГИБДД, участие полицейского в качестве понятого).

И только в третий раз (5-61/2019) мировой судья привлек к административной ответственности Самарова за вождение в нетрезвом виде (ч.1 ст. 12.8 КоАП) и назначил штраф в 3000 рублей. Также мужчина лишился права управления транспортным средством на полтора года. Центральный районный (№ 12-181/2019 от 5 июня 2019 года) и Самарский областной суды на этот раз согласились с решением нижестоящей инстанции (№ 4А-910/2019 от 26 августа 2019 года), так как решили, что факт нахождения Самарова в состоянии опьянения за рулем доказан.

Мужчина не согласился с этим и отправился в Верховный суд. Он полагал, что его вина не доказана, указывал на участие полицейского в качестве понятого. Заявитель не соглашался с оценкой доказательств и с толкованием  КоАП судами.

Но ВС жалобу Самарова не удовлетворил (дело № 46-АД20-4).

Доводы Верховного суда

ВС в своем определении указал, что факт нахождения мужчины в состоянии опьянения объективно подтвержден совокупностью доказательств и сомнений не вызывает. Как следует из материалов дела, сотрудники полиции выявили у водителя несколько признаков опьянения: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи и так далее. Освидетельствование также подтвердило, что мужчина находился в состоянии опьянения. Никаких замечаний по процедуре и результатам водитель не отметил. 

Также суд отметил, что протоколы, в соответствии со ст. 27.12 КоАП, составляли с участием двух понятых. То обстоятельство, что один из них сотрудник полиции, не влечет отмену судебных актов. В качестве понятого можно привлечь любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо (ч.1 ст. 25.7 КоАП). Какой-либо заинтересованности сотрудника полиции судом не установлено. Более того, мужчина при исполнении служебных обязанностей в тот момент не находился. Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием норм КоАПа не говорит о том, что суды нарушили закон и рассмотрели дело не всесторонне и не объективно.

Эксперты о деле

Юристы по-разному оценили решение ВС. Сергей Куликов, руководитель корпоративного управления

Федеральный рейтинг.

группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции

группа
Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство

, не сомневается в правильности выводов ВС. «Эту позицию подтверждает и Определение КС от 29 января 2009 года № 46-О-О. Основное правило — лицо, которое привлекают в качестве понятого, не должно быть заинтересованным. Понятым можем стать и сотрудник полиции, и эксперт, и так далее», — объясняет юрист.

А вот Дмитрий Загайнов, партнер

Федеральный рейтинг.

группа
Цифровая экономика

группа
Интеллектуальная собственность (включая споры)

группа
ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)

13место
По количеству юристов

Читайте также:  Можно ли вернуть парня у которого уже есть девушка

25место
По выручке на юриста (более 30 юристов)

36место
По выручке

Профайл компании

, не соглашается с позицией Верховного суда :»Даже если сотрудник полиции не находится явно в служебных отношениях с сотрудниками ГИБДД, он косвенно может являться заинтересованным. Ведь он понимает, как непросто найти понятых. Поэтому, в том числе, из солидарности служебных интересов, сотрудник полиции может где-то не обратить внимание на процессуальное нарушение». С коллегой соглашается Валерий Лазебный, управляющий партнер юрфирмы

Федеральный рейтинг.

группа
Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market)

группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции

Профайл компании

: «У всех сотрудников органов ГИБДД есть одна общая задача — пресекать правонарушения в области дорожного движения, а значит есть коллективная заинтересованность. Известно, что чем больше сотрудники полиции подразделения выявили правонарушений, тем это лучше для всех — они получают премии и другие поощрения».

Михаил Кюрджев, адвокат

Федеральный рейтинг.

группа
Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство

группа
Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market)

группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения

Профайл компании

, полагает, что позиция судов по данному делу противоречит ответу на вопрос № 12 Обзора законодательства и судебной практики Верховного суда за четвертый квартал 2006 года. Согласно этой позиции, сотрудник милиции не может быть понятым по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения. 

Впрочем,  в вопросах  привлечения к административной ответственности редко встречаются «свои постоянные» понятые, в отличие от уголовных дел, отмечает Любовь Шебанова из  

Федеральный рейтинг.

.

Кто не может быть понятым

Статья 25.7 КоАП устанавливает, что понятыми могут быть любые незаинтересованные совершеннолетние лица. Но беспристрастность — спорный вопрос. Загайнов полагает, что все зависит от контролирующего органа и предмета проверки. «Например, если протокол составляет Роспотребнадзор, то его сотрудники не могут стать понятыми. Зато понятыми могут быть сотрудники МЧС. Но если идёт совместная проверка прокуратуры, Роспотребнадзора и МЧС, то ни один из их сотрудников не должен быть понятым». 

Эксперт также уточняет, что сотруднику прокуратуры во всех случаях нельзя в понятые, ведь это надзирающий орган за всеми организациями, в том числе и контролирующими.

Более широкого подхода придерживается Шебанова. Юрист полагает, что любые лица, которые обладают властными полномочиями (полицейские, судьи, прокуроры, и так далее) не должны быть понятыми. Поскольку изначально из-за их деятельности возникают вопросы к беспристрастности.

*Имя изменено редакцией.

Источник

Государственные служащие: виды, порядок назначения и денежное довольствие

Здравствуйте.

В своей предыдущей статье, я писала про муниципальных служащих Подробнее >>>

Сейчас я хотела бы рассказать о том, кто такие госслужащие и чем они отличаются от муниципальных служащих.

Государственные служащие

Что такое государственная служба, кто относится к госслужащим?

Государственная служба — это исполнение государственных функций в рамках действующего законодательства. Государственная служба Российской Федерации подразделяется на гражданскую и военную.

Рассмотрим, кто такие госслужащие, кто к ним относится, определим список профессий государственных служащих. Сотрудники, работающие в федеральных и региональных органах власти, выполняющие государственные функции в разных сферах относятся к госслужащим. Выплата заработной платы таким сотрудникам производится из федерального или регионального бюджета. Военнослужащим выплачивают заработную плату из бюджета Министерства обороны.

Кто является госслужащим в России?

Статья 10. Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации» дает четкое определение государственным служащим.

1. Федеральный государственный служащий — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.
2. Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета.
3. Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации — соответствующий субъект Российской Федерации.
4. Правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.

К госслужащим относятся сотрудники, которые работают в:

  • администрации Президента;
  • Правительстве РФ;
  • Государственной Думе;
  • Совете Федерации;
  • Министерствах и различных государственных ведомствах;
  • органах местного самоуправления;
  • государственных корпорациях;
  • силовых ведомствах, например, в прокуратуре, судах, полиции.

Должности государственной гражданской службы создают на основании указов Президента РФ, федерального законодательства, актов субъектов РФ.

Все должности государственных служащих условно подразделяют на пять основных групп:

  • Младшая. В нее включают сотрудников, которые обеспечивают работу государственных органов. Например, это могут быть курьеры, секретари. Работникам присваивается классный чин «секретаря государственной службы РФ».
  • Старшая. Группа включает обеспечивающих работников и специалистов ведомств. Здесь могут быть сосредоточены менеджеры, которые имеют чин «референта государственной службы».
  • Ведущая. В группу входят специалисты госслужбы, руководители, заместители и помощники руководителей. Сотрудникам присваивают чины советников.
  • Главная. В группе специалисты центральных органов власти и руководители. Им присваивают чины государственных советников.
  • Высшая.

Сюда входят как высшие руководители государства, так и их помощники. Им присваивают чины действительных государственных советников.

К госслужащим относятся те специалисты, которые работают в госорганах федерального или регионального уровня. Заработную плату им выплачивают из федерального или регионального бюджета. Госслужащие могут быть военные и гражданские.

Так, по закону к гражданским госслужащим относят:

  • налоговиков;
  • прокуроров и судей;
  • полицейских;
  • депутатов;
  • специалистов, работающих в администрациях.

Источник:Подробнее >>>

Гражданский служащий -это особое должностное лицо, взявшее на себя обязанность проходить госслужбу. Этот субъект осуществляет свою профессиональную деятельность на основании акта о назначении и контракта. Денежное содержание лицо получает за счет средств регионального или федерального бюджета. — Читайте подробнее на

Ограничения Условия и порядок принятия на госслужбу, а также требования к гражданским служащим установлены в ФЗ № 79. В 16 статье этого нормативного акта закреплены определенные ограничения.

На госслужбу не могут приниматься субъекты:

  • -Признанные ограниченно дееспособными или недееспособными в соответствии с судебным решением, вступившим в действие.
  • -Осужденные к отбыванию наказания, исключающего возможность выполнять должностные обязанности гражданского служащего, по вступившему в силу приговору, имеющие неснятую/непогашенную судимость.
  • -Выразившие отказ от прохождения процедуры обязательного оформления допуска к информации, составляющей тайну, охраняемую законом, если должность, на которую претендует кандидат, предполагает использование таких сведений.
  • -Имеющие заболевания, препятствующие принятию на госслужбу. Наличие соответствующих патологий должно подтверждаться медзаключением, оформленным компетентным медучреждением.
  • -Состоящие в близком родстве или свойстве с гражданским служащим, если замещение должности предполагает непосредственную подчиненность или подконтрольность одного из них другому.
  • -Вышедшие из гражданства РФ или получившие гражданство иного государства. Являющиеся поданными другой страны, если иное не закреплено международным соглашением РФ.
  • -Представившие подложные документы либо заведомо недостоверные сведения при поступлении на госслужбу.
  • -Не представившие данные или представившие ложные сведения о доходах, обязательствах и имуществе.
  • -Признанные не прошедшими службу в ВС РФ по призыву без уважительных причин. Этот факт должен подтверждаться заключением, оформленным призывной комиссией. Данное требование не распространяется на лиц, прошедших службу по контракту.
Читайте также:  Анализ крови на сахар можно ли есть перед ним

Прочие ограничения могут предусматриваться федеральными законами.

Источник Подробнее >>>

Работодатель

Наниматель гражданских служащих — это Российская Федерация или конкретный субъект РФ (другими словами, — регионы). Полномочия работодателя реализуются его представителем. В качестве него выступает руководитель госоргана, гражданин, занимающий государственную должность или представитель одного из указанных лиц.

Особенности статуса

Гражданский служащий — это лицо, состоящее в должности гражданской службы. Соответственно, им не может являться гражданин, выступающий сотрудником госпредприятия, даже если он реализует управленческие, властно-распорядительные полномочия. Это связано с тем, что указанное лицо не занимает должность гражданской службы, а денежное вознаграждение ему выплачивается из средств предприятия.

Не являются гражданскими служащими работники бюджетных организаций, в том числе реализующие властно-распорядительные полномочия. В данном случае должности, которые занимают эти сотрудники, не удовлетворяют требованиям должностей госслужбы, однако денежное содержание им выплачивается из бюджетных средств. К таким работникам относят, к примеру, педагогов школ и вузов, врачей медучреждений.

Классификация

Существуют разные критерии, по которым выделяют группы гражданских служащих. Это, в частности, такие признаки, как:

  • -Категории должностей.
  • -Группы.
  • -Виды госорганов.
  • -Характер и объем полномочий.

Основным критерием классификации является вид службы. По этому признаку выделяют федеральных и региональных гражданских служащих. Классные чины также являются критерием классификации.

Федеральными госслужащими являются граждане, осуществляющие профессиональную деятельность на должностях в федеральных органах и получающие денежное довольствие из средств федерального бюджета.

Особенности должностей

По категориям выделяют:

  • -Руководителей.
  • -Советников (помощников).
  • -Специалистов.
  • -Обеспечивающих специалистов.

Должности служащих разделены на следующие группы:

  • -Высшие.
  • -Главные.
  • -Ведущие.
  • -Старшие.
  • -Младшие.

Классные чины присваиваются в пределах соответствующих групп:

  • Высшая – действительный госсоветник 1, 2, 3 кл.
  • Главная – госсоветник 1, 2, 3 кл. Ведущая – советник 1, 2, 3 кл.
  • Старшая – референт 1, 2, 3 кл.
  • Младшая – секретарь.

Служащие, находящиеся на должностях без ограничения срока их полномочий, получают классный чин после прохождения квалификационного экзамена.

Спорные моменты

Разделение госслужащих в зависимости от госорганов, в которых они осуществляют деятельность, предполагает учет как минимум 2-х обстоятельств:

  • -В госструктурах могут быть учреждены должности разных видов госслужбы.
  • -Понятия правоохранительной и военной службы должны быть уточнены в нормативных актах, которые необходимо принять.

В настоящее время вопрос о видах правоохранительных структур остается дискуссионным. Одни юристы относят к ним и судебные органы, другие исключают судебные инстанции. Между тем ни первый, ни второй подход нельзя принять безоговорочно. Дело в том, что в судебной системе существуют и инстанции общей юрисдикции, и военные суды.

Проверка уровня знаний и квалификации

Она осуществляется в ходе аттестации государственных гражданских служащих. Процедура проводится в порядке, закрепленном ФЗ № 79, и в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента № 110.

Аттестация государственных гражданских служащих способствует совершенствованию деятельности, связанной с отбором, подбором, расстановкой кадров и повышением квалификации сотрудников. Выступая в качестве правового института, она включает в себя совокупность норм, регламентирующих отношения, складывающиеся в ходе ее организации, оценку исполнения госслужащими задач, возложенных на них, характеристику перспектив использования кадров в будущем.

Участие в аттестации – не только право гражданского служащего, но и важнейшая его обязанность. Эту процедуру необходимо рассматривать как средство карьерного роста, изменения условий контракта между служащим и госорганом.

Исключения

Аттестацию обязаны проходить все госслужащие, кроме:

  • -Отработавших в соответствующей должности менее года.
  • -Достигших 60 лет.
  • -Беременных или находящихся в отпуске по беременности и родам или уходу за ребенком до 3-х лет.
  • -Замещающих должности категорий «руководители» и «советники» («помощники») в соответствии со срочным контрактом.

Прошедших квалификационный экзамен меньше года назад.

Этапы проверки

Аттестацию проводят в 2 этапа раз в 3 года. Первая стадия является подготовительной. От своевременности и качества работы на этом этапе во многом будут зависеть результаты проверки.

Подготовка к аттестации осуществляется планомерно. Она начинается с разъяснения служащим целей, задач и порядка проведения проверки. В ходе подготовки уточняется перечень сотрудников, подлежащих аттестации, формируется список членов комиссии, оформляются необходимые документы

Руководитель госоргана должен издать приказ, в котором указываются все существенные сведения о проверке, в том числе график и сроки ее проведения.

Гарантии для госслужащих

Лица, находящиеся на должностях госслужбы, имеют право на:

  • -Обеспечение надлежащих условий для исполнения своих обязанностей.
  • -Ознакомление с документами, определяющими их полномочия, права, критерии оценки результативности деятельности гражданского служащего, условиями карьерного роста.
  • -Отдых. Он обеспечивается посредством установления продолжительности рабочего дня в соответствии с законодательством, предоставлением нерабочих выходных и праздничных дней, ежегодных оплачиваемых отпусков (гражданским служащим полагается основной и дополнительный отпуск).
  • -Оплату труда и прочие выплаты, предусмотренные ФЗ № 79, иными правовыми актами, а также условиями контракта.
  • -Получение материалов и сведений, необходимых для исполнения своих обязанностей. Внесение предложений, направленных на совершенствование работы гражданских служащих и госоргана.
  • -Защиту персональных данных.
  • -Должностной рост и, соответственно, повышение зарплаты. Госслужащим расчет заработка осуществляется по особым правилам, закрепленным ФЗ № 79.
  • Ознакомление с отзывами о служебной деятельности, документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу письменных объяснений и иных сведений.
  • -Повышение квалификации, профессиональную переподготовку, стажировку в порядке, закрепленном законодательством.
  • -Членство в профсоюзе.
  • -Рассмотрение служебных споров.
  • -Проведение проверки по заявлению служащего.
  • -Медстрахование.
  • -Защиту интересов и прав на службе, включая обжалование их нарушений.
  • -Пенсионное обеспечение в порядке, установленном ФЗ № 166.
  • -Защиту своих здоровья и жизни и членов семьи, а также имущества.

Обязанности

Они установлены в 15 статье ФЗ № 79. В обязанности госслужащего входят:

Соблюдение положений Конституции, ФКЗ, иных федеральных законов и нормативных актов и обеспечение их выполнения.

Исполнение должностных обязанностей согласно регламенту.

Выполнение поручений руководителей, данных в рамках их полномочий. В должностном регламенте устанавливается перечень лиц, чьи распоряжения должен исполнять служащий. Вместе с тем должностное лицо вправе не выполнять поручение, носящее явно противоправный характер.

Соблюдение интересов и прав организаций и граждан при исполнении обязанностей по службе.

Поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащей реализации поставленных задач. Данная обязанность корреспондирует с правом госслужащего на повышение квалификации, стажировку, профессиональную переподготовку.

Соблюдение служебного распорядка госоргана, утвержденного руководителем.

Сохранение конфиденциальности информации, отнесенной к тайне, охраняемой законодательством, и сведений, которые стали известны при исполнении обязанностей, в том числе данные, затрагивающие достоинство и честь граждан и касающиеся их жизни и здоровья. За разглашение такой информации предусмотрены не только дисциплинарные взыскания, но и уголовное наказание.

Бережное отношение к государственному имуществу, материальным ценностям, предоставленным служащему для исполнения обязанностей.

Предоставление в установленном законом порядке сведений о себе и членах семьи. Речь, в частности, о декларации. В отчет включаются сведения обо всем имуществе, находящемся в собственности. Декларации о доходах госслужащих размещены на официальных сайтах соответствующих министерств и ведомств.

Сообщение о выходе из гражданства РФ, приобретении гражданства иностранного государства.

Соблюдение ограничений, выполнение предписаний, установленных ФЗ № 79.

Сообщение руководителю о личной заинтересованности, которая может повлечь конфли