Есть ли в комедии чехова героев которых можно назвать ходульными
Содержание статьи
Тест по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» тест по литературе (11 класс) на тему
Тест по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»
1. Чеховская глубина конфликтности сюжетов и ситуаций основана на:
а) Прямых столкновениях персонажей, вызванных поражениями одних и победами других.
б) Раскрытии характеров героев, показе их не в борьбе, а в осознании противоречий жизни.
в) Требовании от персонажей активных действий и их участия в борьбе с противоборствующими силами.
2. Речь героев пьесы отражает характеры героев. Кому принадлежат эти слова: «Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину».
а) Лопахин.
б) Петр Трофимов.
в) Гаев.
г) Симеонов-Пищик.
3. О возрасте Петра Сергеевича Трофимова можно судить по репликам действующих лиц пьесы. Кто из героев ближе к истине:
а) Лопахин: «Ему пятьдесят скоро, а он все еще студент».
б) Раневская: «Вам двадцать шесть или двадцать семь, а вы все еще гимназист второго класса».
4. Драматургический конфликт — это
а) столкновение двух персонажей, придерживающихся разных взглядов на одну и ту же проблему
б) противоречия внутри группы персонажей
в) внутренние психологические противоречия одного героя
5. В чем заключается особенность развития действия в пьесе?
а) действие развивается стремительно
б) между основными событиями в пьесе проходит несколько лет
в) события развиваются циклично
г) в пьесе отсутствует напряженное развитие действия, но есть ожидание события
6. Как проявляется специфика системы образов в пьесе «Вишневый сад»?
а) прогрессивный герой-одиночка противостоит обществу консерваторов
б) система образов построена на противостоянии двух лагерей: «старого» — уходящего образа жизни, и «нового» — утверждающегося
в) в пьесе отсутствует главный герой
7. В чем заключено значение образа вишневого сада?
а) средство выражения авторской позиции
б) заменяет роль главного героя
в) средство характеристики героев
г) средство оскудения старого мира
д) развитие традиций мира русской драматургии — введение пейзажа в драматическое произведение
8. Что такое «подтекст», «подводные течения» в пьесах А. П. Чехова?
а) отображение тайного психологизма
б) монологи не выражают духовного состояния персонажей
в) острота переживаний героев внешне не выражена
г) внутренний монолог
9. Размышлял о драматургии, А. П. Чехов писал: «Надо, чтобы жизнь была такая, какая она есть, и люди такие, какие они есть, а не ходульные».
а) Удается ли в «Вишневом саде» изображать жизнь такою, какая она есть? Нет ли в этом изображении чего-то неестественного, надуманного?
б) Есть ли в комедии Чехова героев, которых можно назвать «ходульными»?
10. «Память в контексте чеховской пьесы выступает не только как связь времен, но и как связь людей …» (Е. М. Гушанская).
а) Как часто и в каких случаях герои «Вишневого сада» обращаются к своей памяти?
б) Можете вы согласиться с тем, что память выступает у Чехова не только «как связь времен, но и как связь людей»? Обоснуйте свой ответ обращением к жизни Раневской и Лопахина, Гаева и Фирса…
11. «В центре оказался процесс постепенного разрушения «старой жизни», от ее внешних форм до человеческих отношений». (Т. Шах-Азизова).
а) Как и кем представлена в пьесе Чехова «старая жизнь»? Как показывает драматург разрушение внешних форм «старой жизни»?
б) Действительно ли разрушаются не только формы жизни, но и человеческие отношения? Дает ли сам Чехов оценку этому?
12. Критик В. Вульф: «Нищета и поэзия старинной усадьбы, Раневская, разрывающаяся между домом, родиной и Парижем, и бедный люд, забитый, малограмотный, привыкший к грубости и несчастьям. Все сосуществует рядом».
а) Можете вы согласиться с тем, что в пьесе Чехова «нищета и поэзия» сосуществуют рядом? Обоснуйте свое мнение.
б) Как показано Чеховым то, что Раневская разрывается «между домом, родиной и Парижем»?
в) Кем и как представлен в «Вишневом саде» «бедный люд»?
13. Критик Л. Малюгин считает, что Раневская «легкомысленна, инфантильна», но и «обаятельна, сердечна, тонка, искренна».
а) В чем легкомысленность и инфантильность Раневской?
б) Можете вы согласиться с тем, что героиня Чехова «обаятельна, сердечна, тонка, искренна»?
14. Журналист В. М. Дорошевич писал в 1904 г. о героях «Вишневого сада»: «Перед вами гибнут, беспомощно гибнут старые дети… Все в жизни застает их врасплох».
а) Кого из героев «Вишневого сада» можно назвать «старыми детьми» или это определение применимо ко всем главным героям пьесы?
б) Действительно ли эти герои «гибнут», что «все в жизни застает их врасплох»? Если да, то какова, на ваш взгляд, причина этого?
15. В. М. Дорошевич писал в 1904 г. о жанре «Вишневого сада»: «Это комедия по названию, драма по содержанию. Это — поэма».
а) Можете вы согласиться с тем, что «Вишневый сад» — комедия только «по названию»?
б) Что, на ваш взгляд, дает критику право называть ее драмой?
в) Как, по вашему мнению, необходимо принимать утверждение Дорошевича о том, что «Вишневый сад» — это поэма?
16. Писатель В. В. Розанов считал «Вишневый сад» примером «прекрасной, но бессильной живописи»: «Грустное произведение; но сколько уже их есть в русской литературе, безмерной ярости, силы и красоты. Ударяли они по русской впечатлительности: и рванется русская душа от стыда за себя (вечный мотив), но рвануться-то ей некуда, солнца нет».
а) Как вы поняли определение «Вишневого сада» примером «прекрасной, но бессильной живописи»? Можете вы с этим согласиться?
б) Верно ли, что «Вишневый сад» — «грустное произведение», или вы видите в этой пьесе только комедию? Обоснуйте свой ответ.
в) дает ли, по вашему мнению, чеховская пьеса толчок для порыва «от стыда за себя»? Создает ли «Вишневый сад» ощущение, что рвануться стыдливой душе некуда, что «солнца нет»?
Источник
Герои-недотёпы в драматургии А.П. Чехова. Сочинение по пьесе «Вишневый сад»
Пьесу «Вишневый сад» пронизывает атмосфера всеобщего неблагополучия, все герои пьесы несчастны и в той или иной мере – оказываются неудачниками. Жизнь Гаева и Раневской по-настоящему трагична: старинное родовое имение с роскошным вишневым садом разорено и реализуется за долги с аукциона. Петя Трофимов – «вечный студент»; Лопахин недоволен жизнью и страдает по причине неразрешимого конфликта с миром:
О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь.
Аня настолько юна и легкомысленна, что не способна осознать, что без прошлого, с которым она так беспечно расстается, нет будущего; а Епиходов с его несчастьями – олицетворение всеобщей нескладности жизни, от которой страдают все герои пьесы. Всех их можно назвать недотёпами.
Именно это слово – лейтмотив пьесы. Оно часто употребляется автором в своем прямом значении. Так говорят о неловком и неумелом человеке. Действительно, настоящий недотёпа конторщик Епиходов, по прозвищу «22 несчастья». Он постоянно оказывается в нелепых ситуациях: то роняет букет, то натыкается на стул, то нечаянно ломает бильярдный кий. Смешна и нелепа гувернантка Шарлотта с фокусами, которые она неумело демонстрирует. Вызывает недоумение её вид, когда она разгуливает в костюме охотника, с ружьем и фуражкой на голове, или вдруг вытаскивает из кармана огурец и начинает его есть. Петю Трофимова Раневская также называет «недотёпой». С ним, как и с Епиходовым, всё время происходит что-нибудь странное. Он неловок и неуклюж: падает с лестницы. Петя постоянно занят поисками калош, а они оказываются старыми, грязными. Смешон и недотёпа Симеонов-Пищик, утверждающий, что от медикаментов нет «ни вреда, ни пользы» и выпивающий за один раз все пилюли Раневской. На балу именно он (по нелепому совпадению!) толстый, задыхающийся, в поддевке и шароварах оказывается распорядителем танцев. В конце пьесы Фирс называет себя недотёпой. Он стар, неловок, еле-еле двигается.
Нелепость героев подчеркивает их речь. Они изъясняются странно, необычно. Гаев пересыпает свою речь бильярдными терминами. Фирс постоянно бормочет себе под нос что-то непонятное, чего никто не может разобрать. Речь Епиходова представляет собой смесь книжного и разговорного стилей. Герой не знает грамматических правил и произносит нелепицы: «Наш климат не может способствовать в самый раз…», «вы … совершенно привели меня в состояние духа…». Немка Шарлотта говорит на ломаном русском языке, используя немецкие слова и выражения. Высокопарные монологи Гаева и пламенные речи Пети Трофимова насыщены шаблонами и по сути тоже неуместны и нелепы. В пьесе не случайно постоянно звучит нескладная, комическая речь и так много показано нелепых положений героев, странных ситуаций. Действующие лица недотёпы не только внешне, но и внутренне. Слово «недотёпа» в подтексте пьесы имеет как прямое, так и переносное значение. Это определение несостоятельности, некоторой нравственной ущербности человека. Герои несчастны и одиноки, потому что разъединены, не слушают и не слышат друг друга. Они во многом сами виноваты, что их жизнь скучна и пуста; сложные проблемы им решить не под силу.
Персонажи поверхностны в своих чувствах, порой бестактны, «неуклюжи» в нравственном отношении. Все центральные фигуры пьесы уязвимы. Гаев – ничего не умеющий, сентиментальный «большой ребенок». Его неприспособленность к жизни усиливается характерной деталью: герой постоянно сосет леденцы. Он не думает о последствиях своих слов и поступков. Именно Ане он вдруг сообщает свои замечания о Раневской: «… все же, надо сознаться, она порочна …» Аня, с ужасом слушая, защищает мать, а через мгновенье в свою очередь сурово её осуждает: «… едва доехали. И мама не понимает! Сядем, а она требует самое дорогое».
Раневскую Антон Павлович показывает со всех сторон, не скрывая и нравственных изъянов. Так, героиня очень спокойно воспринимает известие о смерти своей няни. Её сухость поражает. Ведь до этого сообщения она эмоционально обращалась даже к комнате, признавалась в любви «шкапу», даже целовала его. В память о няне Раневская добрых слов не сказала. Удивляет, что она даже не расстроилась и не ощутила горького укола в сердце.
Лопахин не способен увлекаться, любить. Герой не может понять душевное состояние других людей. Он заставляет страдать Варю, не хочет с ней искренне объясниться. Он с нежностью признается Раневской:
…вы сделали для меня когда-то так много, что я … люблю Вас, как родную.
И тем не менее именно он становится владельцем её дома, вишневого сада и торопится поскорее уничтожить красоту, не щадя чувств Любови Андреевны.
Недотёпы устраивают бал в то время, когда идут торги имения. Это нелепо, странно. Характерна авторская ремарка: «Варя плачет, танцуя». Неуместные в день продажи развлечения усиливают впечатление разобщенности героев, их взаимной нравственной глухоты. Они не только не способны спасти себя, окружающий мир, но даже сделать хоть какое-то конкретное добро: позаботиться о старом больном Фирсе. О том, что верного слугу надо отправить в больницу все только говорили, но никто этого не сделал.
Таким образом, герои пьесы – недотёпы, несчастные существа, потому что не умеют любить и жертвовать собой. Автор не случайно развертывает действие на фоне вишневого сада. Оказывается, что конфликт в пьесе возникает не между различными поколениями или социальными группами, а между всеми действующими лицами и вишневым садом. Никто из героев не достоин прекрасного будущего, никто не способен распоряжаться созданными природой и людьми богатствами.
Источник
Тест по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»
Тест по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»
1. Чеховская глубина конфликтности сюжетов и ситуаций основана на:
а) Прямых столкновениях персонажей, вызванных поражениями одних и победами других.
б) Раскрытии характеров героев, показе их не в борьбе, а в осознании противоречий жизни.
в) Требовании от персонажей активных действий и их участия в борьбе с противоборствующими си-лами.
2. Речь героев пьесы отражает характеры героев. Кому принадлежат эти слова: «Челове-чество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину».
а) Лопахин.
б) Петр Трофимов.
в) Гаев.
г) Симеонов-Пищик.
3. О возрасте Петра Сергеевича Трофимова можно судить по репликам действующих лиц пьесы. Кто из героев ближе к истине:
а) Лопахин: «Ему пятьдесят скоро, а он все еще студент».
б) Раневская: «Вам двадцать шесть или двадцать семь, а вы все еще гимназист второго класса».
4. Драматургический конфликт — это
а) столкновение двух персонажей, придерживающихся разных взглядов на одну и ту же проблему
б) противоречия внутри группы персонажей
в) внутренние психологические противоречия одного героя
5. В чем заключается особенность развития действия в пьесе?
а) действие развивается стремительно
б) между основными событиями в пьесе проходит несколько лет
в) события развиваются циклично
г) в пьесе отсутствует напряженное развитие действия, но есть ожидание события
6. Как проявляется специфика системы образов в пьесе «Вишневый сад»?
а) прогрессивный герой-одиночка противостоит обществу консерваторов
б) система образов построена на противостоянии двух лагерей: «старого» — уходящего образа жизни, и «нового» — утверждающегося
в) в пьесе отсутствует главный герой
7. В чем заключено значение образа вишневого сада?
а) средство выражения авторской позиции
б) заменяет роль главного героя
в) средство характеристики героев
г) средство оскудения старого мира
д) развитие традиций мира русской драматургии — введение пейзажа в драматическое произведение
8. Что такое «подтекст», «подводные течения» в пьесах А. П. Чехова?
а) отображение тайного психологизма
б) монологи не выражают духовного состояния персонажей
в) острота переживаний героев внешне не выражена
г) внутренний монолог
9. Размышлял о драматургии, А. П. Чехов писал: «Надо, чтобы жизнь была такая, какая она есть, и люди такие, какие они есть, а не ходульные».
а) Удается ли в «Вишневом саде» изображать жизнь такою, какая она есть? Нет ли в этом изображе-нии чего-то неестественного, надуманного?
б) Есть ли в комедии Чехова героев, которых можно назвать «ходульными»?
10. «Память в контексте чеховской пьесы выступает не только как связь времен, но и как связь людей …» (Е. М. Гушанская).
а) Как часто и в каких случаях герои «Вишневого сада» обращаются к своей памяти?
б) Можете вы согласиться с тем, что память выступает у Чехова не только «как связь времен, но и как связь людей»? Обоснуйте свой ответ обращением к жизни Раневской и Лопахина, Гаева и Фирса…
11. «В центре оказался процесс постепенного разрушения «старой жизни», от ее внешних форм до человеческих отношений». (Т. Шах-Азизова).
а) Как и кем представлена в пьесе Чехова «старая жизнь»? Как показывает драматург разрушение внешних форм «старой жизни»?
б) Действительно ли разрушаются не только формы жизни, но и человеческие отношения? Дает ли сам Чехов оценку этому?
12. Критик В. Вульф: «Нищета и поэзия старинной усадьбы, Раневская, разрывающаяся между домом, родиной и Парижем, и бедный люд, забитый, малограмотный, привыкший к грубости и несчастьям. Все сосуществует рядом».
а) Можете вы согласиться с тем, что в пьесе Чехова «нищета и поэзия» сосуществуют рядом? Обос-нуйте свое мнение.
б) Как показано Чеховым то, что Раневская разрывается «между домом, родиной и Парижем»?
в) Кем и как представлен в «Вишневом саде» «бедный люд»?
13. Критик Л. Малюгин считает, что Раневская «легкомысленна, инфантильна», но и «оба-ятельна, сердечна, тонка, искренна».
а) В чем легкомысленность и инфантильность Раневской?
б) Можете вы согласиться с тем, что героиня Чехова «обаятельна, сердечна, тонка, искренна»?
14. Журналист В. М. Дорошевич писал в 1904 г. о героях «Вишневого сада»: «Перед вами гибнут, беспомощно гибнут старые дети… Все в жизни застает их врасплох».
а) Кого из героев «Вишневого сада» можно назвать «старыми детьми» или это определение приме-нимо ко всем главным героям пьесы?
б) Действительно ли эти герои «гибнут», что «все в жизни застает их врасплох»? Если да, то какова, на ваш взгляд, причина этого?
15. В. М. Дорошевич писал в 1904 г. о жанре «Вишневого сада»: «Это комедия по названию, драма по содержанию. Это — поэма».
а) Можете вы согласиться с тем, что «Вишневый сад» — комедия только «по названию»?
б) Что, на ваш взгляд, дает критику право называть ее драмой?
в) Как, по вашему мнению, необходимо принимать утверждение Дорошевича о том, что «Вишневый сад» — это поэма?
16. Писатель В. В. Розанов считал «Вишневый сад» примером «прекрасной, но бессильной живописи»: «Грустное произведение; но сколько уже их есть в русской литературе, безмерной яро-сти, силы и красоты. Ударяли они по русской впечатлительности: и рванется русская душа от стыда за себя (вечный мотив), но рвануться-то ей некуда, солнца нет».
а) Как вы поняли определение «Вишневого сада» примером «прекрасной, но бессильной живописи»? Можете вы с этим согласиться?
б) Верно ли, что «Вишневый сад» — «грустное произведение», или вы видите в этой пьесе только комедию? Обоснуйте свой ответ.
в) дает ли, по вашему мнению, чеховская пьеса толчок для порыва «от стыда за себя»? Создает ли «Вишневый сад» ощущение, что рвануться стыдливой душе некуда, что «солнца нет»?
Источник
А. П. Чехов «Вишневый сад». Характеристика героев
«Вишневый сад» — пьеса в четырёх действиях Антона Павловича Чехова, жанр которой сам автор определил как комедия. Пьеса написана в 1903 году, впервые поставлена 17 января 1904 года в Московском художественном театре. Одно из самых известных произведений Чехова и одна из самых известных русских пьес, написанных в то время.
Характеристика героев
Любовь Раневская
Любовь Андреевна Раневская когда-то была очень богатой помещицей. Сорила деньгами. Но муж сильно пил и скоро умер. Потом утонул ребёнок. Красивая жизнь осталась в прошлом. Любовь Андреевна уехала во Францию, чтобы обо всём забыть. Её обокрал возлюбленный и бросил. И вот женщина возвращается в Россию, чтобы навестить свое родовое гнездо и, возможно, заново начать жизнь. Но чувства вновь взыграли – и она навсегда покидает родину.
Раневская Любовь Андреевна — женщина чувствительная, эмоциональная, но совершенно не приспособленная к жизни и не сумевшая найти в ней свой стержень. Её добротой пользуются все, даже лакей Яша и Шарлотта. Любовь Андреевна по-детски выражает эмоции радости и нежности. Для неё характерны ласковые обращения к окружающим людям. Так, Аня – «детюся моя», Фирс – «мой старичок». Но бросается в глаза подобное обращение к мебели: «шкафчик мой», «столик мой». Сама не замечая того, она дает одинаковые оценки человеку и вещам! На этом ее забота о старом и верном слуге заканчивается. В конце пьесы помещица преспокойно забывает о Фирсе, оставив умирать в доме одного. На известие о смерти няни, воспитавшей ее, никак не реагирует. Просто продолжает пить кофе. Любовь Андреевна – хозяйка дома номинальная, так как по существу она таковой не является. Все персонажи пьесы тянутся к ней, высвечивая образ помещицы с разных сторон, поэтому он кажется неоднозначным. С одной стороны, у нее на первом плане — собственное душевное состояние. Уехала в Париж, оставив детей. С другой, Раневская производит впечатление доброй, щедрой и доверчивой женщины. Она готова бескорыстно помочь прохожему и даже простить измену любимому человеку.
Раневская – легкомысленная, испорченная и изнеженная женщина, но люди к ней тянутся. Дом словно снова распахнул скованные временем двери, когда она вернулась сюда после пятилетнего отсутствия. Она смогла согреть его своей ностальгией. Уют и тепло снова «зазвучали» в каждой комнате, как звучит в праздники торжественная музыка. Продолжалось это недолго, так как дни дома были сочтены. В нервном и трагическом образе Раневской были выражены все недостатки дворянства: его неспособность к самодостаточности, несамостоятельность, избалованность и склонность всех оценивать по сословным предрассудкам, но в то же время тонкость чувств и образованность, душевное богатство и щедрость.
Любовь Андреевна Раневская – женщина, которая не имеет денег, но хочет доказать себе и общественности тот факт, что они есть. Безответственная и эмоциональная. Как правило, не задумывается о том, что будет «после», живет одним днем. Можно сказать, что в коконе напыщенного веселья она прячется от каждодневных трудностей, забот и обязанностей. Ее банкротство произошло во время жизни за рубежом – наскоро продав имение, она возвращается во Францию.
Аня Раневская
Аня — 17-летняя дочь Раневской. Получила хорошее образование. Из девушки, как из рога изобилия, льется энергия. Жажда жизни «захлёстывает», но она ещё слишком неопытна. Причина этого кроется в юном возрасте. Юности свойственны беспечность и неустроенность, которые не дают почувствовать вкус реальности. Аня влюблена в Петю Трофимова. Его взгляды на жизнь импонируют ей, увлекают. Она готова следовать за ним хоть на край света, чтобы только быть рядом с «предметом своего обожания».
Аня – юная, хрупкая, романтичная девушка. Несмотря на то, что героиня поддерживает свою родительницу, в ней уже начинают проявляться некие новаторские черты и жажда перемен. Девушка добрая, нежная, сопереживающая. У неё большое любящее сердце. Приехав в Париж и увидев, в какой обстановке живет мать, не осуждает ее, а жалеет. Потому что Любовь одинока, с ней нет рядом близкого человека, который окружил бы ее заботой, защитил от житейских невзгод, понял бы ее нежную душу. Неустроенность жизни не огорчает Аню. Она умеет быстро переключаться на приятные воспоминания. Тонко чувствует природу, наслаждается пением птиц. В груди юной девушки бьется сердечко, которое ждёт возвышенной любви и ищет определенные жизненные ориентиры. Ей хочется кому-то довериться, испытать себя. Воплощением ее идеалов становится Петя Трофимов. Она пока не может критически смотреть на вещи и слепо верит «болтовне» Трофимова, представляя действительность в радужном свете. Только она одна. Аня еще не осознает многогранности этого мира, хотя и пытается. Она также не слышит окружающих, не видит реальных проблем, обрушившихся на семью. Чехов предчувствовал, что за этой девушкой — будущее России. Но вопрос так и остался открытым: получится ли у нее что-то изменить или же она так и останется в своих детских грезах. Ведь чтобы что-то изменить, нужно действовать.
Варя
Варя — приемная дочь Раневской. Хорошая хозяйка, постоянно в работе. Варя – реалистка. Можно сказать, даже несколько приземленная, крестьянская девушка. Испытывает чувства к Лопахину, однако боится в этом признаться. На ней держится весь дом. Девушка строгих взглядов. Взвалив на себя нелёгкое бремя забот о домочадцах, немного очерствела. Ей не хватает тонкой душевной организации. Видимо, по этой причине Лопахин так и не сделал ей предложения «руки и сердца». Варвара мечтает ходить по святым местам. Ничего не предпринимает, чтобы хоть как-то изменить свою судьбу. Надеется только на божью волю. В свои двадцать четыре года становится «занудой», так что многим не нравится.
Ермолай Алексеевич Лопахин
Ермолай Алексеевич Лопахин — купец. Когда-то был крепостным Гаевых, но, благодаря своему трудолюбию, сумел выбиться в люди и достичь материального благополучия. Он лишен скупости, зависти и агрессивности. Не любит бездействовать, встает спозаранку и трудится «в поте лица» до самого вечера. Лопахин – деловой человек, представитель будущей буржуазии. Однако в погоне за богатством Ермолай Алексеевич потерял нечто важное — духовность, чувство подлинной культуры. Он так и остался ущербным и неуверенным в себе коммерсантом, хотя человеческая жизнь ему не чужда: он искренне пытается помочь Раневской, уговаривая устроить в саду дачный поселок и спастись от разорения.
К нему можно «применить» афоризм: из грязи в князи. Трезво оценивает себя. Понимает, что деньги в жизни не меняют социального статуса человека. «Хам, кулак», — говорит Гаев о Лопахине, но тому все равно, что о нем думают. Не обучен хорошим манерам, не может нормально общаться с девушкой, о чём свидетельствует его отношение к Варе. Постоянно поглядывает на часы, общаясь с Раневской, ему некогда по-человечески разговаривать. Главное – предстоящая сделка. Умеет «утешить» Раневскую: «Сад продан, но вы спите спокойно».
Лопахин покупает родовое имение Раневской, что не является «яблоком раздора» между ними. Они не считают друг друга врагами, между ними превалируют гуманистические взаимоотношения. Любовь Андреевна и Ермолай Алексеевич как будто хотят поскорее выбраться из этой ситуации. Купец даже предлагает свою помощь, но получает отказ. Когда всё благополучно заканчивается, Лопахин радуется, что наконец-то сможет заняться настоящим делом. Надо отдать герою должное, ведь именно он, единственный, был обеспокоен «судьбой» вишневого сада и нашёл выход, который устроил всех.
Гаев Леонид Андреевич
Леонид Андреевич Гаев – сентиментальный брат Раневской. Чтобы несколько «подсластить» скорбь сестры после продажи имения, начинает разрабатывать планы по преодолению трудностей. Достаточно часто они абсурдны и малодейственны. За всю свою жизнь так и не стал образованным человеком. Производит впечатление некой пародии. Совершенно не представляет, что такое труд. Как паразит привык жить за счет других людей. Гаева интересует только собственная персона. Главное, чтобы ему было хорошо, а остальные как-нибудь разберутся. Перед нами эгоист с большой буквы, который ни в коей мере не несет ответственности за свои слова и поступки. Бестактность и никчемность — верные спутники его жизни. Увлечения Гаева, — игра в бильярд и произношение бессмысленных речей. На этом круг интересов Леонида Андреевича замыкается.
На предложение Лопахина по поводу дальнейшей «судьбы» вишнёвого сада реагирует категорически отрицательно: «Какая чепуха». Его волнуют старые вещи, шкаф, к ним он обращается со своими монологами, но к судьбам людей он совершенно равнодушен, поэтому слуга от него и ушел. Речь Гаева свидетельствует об ограниченности этого человека, живущего только личными интересами. Если говорить о сложившейся в доме ситуации, то Леонид Андреевич видит выход в получении наследства или выгодном замужестве Ани. Любя сестру, обвиняет ее в том, что она порочна, вышла замуж не за дворянина. Много ораторствует, не смущаясь тем, что его никто не слушает. Лопахин называет его «бабой», которая мелет только языком, при этом ничего не предпринимая.
Духовная слепота свойственна этому зрелому человеку. Он так и задержался в детском возрасте на всю жизнь. В разговоре постоянно ни к месту использует бильярдные термины. Его кругозор узок. Судьба родового гнезда, как выяснилось, его совсем не волнует, хотя в начале драмы он бил себя кулаком в грудь и всенародно обещал, что вишневый сад будет жить. Но на дела он категорически не способен, как и многие дворяне, которые привыкли жить, пока за них трудятся другие.
Трофимов Петр Сергеевич
Трофимов Петр Сергеевич — студент. Учитель маленького сына Раневской, который трагически погиб. Не сумел закончить учебу, так как его несколько раз отчисляли из университета. Но это никак не сказалось на широте кругозора, уме и образованности Петра Сергеевича. Чувства молодого человека трогательны и бескорыстны. Он искренне привязался к Ане, которой льстило его внимание. Вечно неухоженный, больной и голодный, но при этом не потерявший чувства собственного достоинства, Трофимов отрицает прошлое и стремится к новой жизни.
Трофимов — человек достаточно непонятный, со странностями. Основное его увлечение – рассуждения. Трофимов не имеет семьи, нигде не служит, он человек без определенного места жительства. Несмотря на то, что он – персона неординарных взглядов, порой Петр Сергеевич противоречит сам себе.
Его считают молодым студентом, хотя ему уже 27 лет. Складывается представление, что студенчество стало его профессией, хотя внешне он превратился в старика. Одет герой в поношенный студенческий мундир, в очках, волосы негустые, за пять лет «милый мальчик» сильно изменился, подурнел. В его понимании цель жизни — быть свободным и счастливым, а для этого надо работать. Он считает, что тем, кто ищет истину, необходимо помогать. В России много проблем, которые надо решать, а не философствовать. Сам же Трофимов ничего не делает, не может закончить университет. Он произносит красивые и умные слова, которые не подкрепляется поступками. Петя симпатизирует Ане, отзывается о ней «весна моя». Видит в ней благодарного и восторженного слушателя его речей.
Трофимова уважают, но в благородные и жизнеутверждающие призывы никто не верит, кроме Ани. Ошибочно полагать, что образ Пети Трофимова можно сопоставить с образом революционера. Чехова никогда не интересовала политика, революционное движение не входило в круг его интересов. Трофимов слишком мягок. Склад его души и интеллигентность никогда не позволят переступить ему рамки дозволенного и прыгнуть в неизведанную пропасть. Кроме того, он несет ответственность за Аню, юную девушку, которая не знает настоящей жизни. У нее еще довольно тонкая психика. Какое-либо эмоциональное потрясение может толкнуть ее не в ту сторону, откуда ее уже не вернешь. Поэтому Петя должен думать не только о себе и о реализации своих идей, но и о хрупком существе, которое ему доверила Раневская.
Симеонов – Пищик Борис Борисович
Симеонов – Пищик – разорившийся дворянин, пребывающий «в долгах как в шелках». Тщетно пытается покрыть все свои задолженности. Всегда находится в поиске средств к существованию. Чтобы его выручили материально, пресмыкается и унижается, не испытывая при этом угрызений совести. Даже Пете, сравнивавшему его с лошадью, он отвечает, что это неплохо, так как лошадь можно всегда продать. Порой судьба действительно оказывается на его стороне.
Шарлотта Ивановна
Гувернантка. Возраст неизвестен. Даже среди толпы чувствует себя одинокой. Умеет показывать фокусы, что указывает на то, что возможно, ее детство прошло в цирковой семье. Ничего о себе не знает. У нее нет ни близких, ни друзей. Выросла, как одинокий чахлый куст среди пустыря. Она не испытала чувства любви в детстве, не видела заботы со стороны взрослых. Шарлотта стала человеком, который не может найти людей, которые понимали бы ее. Но ведь она и сама себя не может понять. «Кто я? Зачем я?» — у этой бедной женщины не было яркого маяка в жизни, наставника, любящего человека, который бы помог найти правильный путь и не свернуть с него.
Епиходов Семен Пантелеевич
Епиходов – если есть «баловни судьбы», то он – полная противоположность. С героем всегда что-то случается, он неуклюж, невезуч и «обижен Фортуной». Несмотря на приличное образование, не умеет выражать свои мысли должным образом. Работает он в конторе. Считает себя развитым человеком, но открыто объявляет, что никак не может определиться: «жить» ему или «застрелиться». Неудачник. Епиходова преследуют пауки и тараканы, как будто пытаются заставить его обернуться и посмотреть на жалкое существование, которое он влачит на протяжении многих лет. Безответно влюблен в Дуняшу.
Дуняша
Эта девушка — простая служанка, однако она обладает амбициями и запросами. Живя у господ, отвыкла от простой жизни. Не знает крестьянского труда. Как правило, детали ее гардероба мало чем отличаются от нарядов светской дамы. Однако суть человека остается прежней. Потому, даже средь напыщенного лоска можно разглядеть тот факт, что Дуня – крестьянка. Ее попытки выглядеть более респектабельно вызывают жалость. Всего боится. Влюбляется в Яшу, не замечая того, что разделить с кем-то любовь он просто не способен.
Яша
Раньше был лакеем. Теперь бездушный и пустой франт, побывавший в Париже. К родному народу относится неуважительно. Осуждает тот факт, что Россия гонится за Западом, считает это проявлением необразованности и невежества. Мечтает о богатой жизни. Черствость – основная черта его характера; даже с матерью старается не встречаться, стыдясь ее крестьянского происхождения.
Фирс
Вся его жизнь укладывается в «одну линейку» — служить господам. Отмена крепостного права для него – зло. Он привык быть холопом и другой жизни не представляет. Он относится к господам хорошо, однако заботится о них словно о младенцах, чересчур опекает. К слову, герой даже умирает с мыслью о хозяевах.
Старик служит в доме Раневской более полувека. Он олицетворяет собой прошлое России, так как его биография тесно связана с давно прошедшими временами. Фирс был слугой при дедушке главных героев, когда деревья вишневого сада были молодыми. Старый уклад жизни формирует взгляды камердинера, потворствующего старым порядкам. Прототипом образа Фирса можно считать Ипата, лакея, описанного Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Равно как и Фирс, Ипат отрекся от личной свободы после отмены крепостного права и предпочел роль слуги, к которой привык за годы работы в доме князя.
Подобно Ипату, Фирс вспоминает юность своих господ, их прихоти и навязчивые идеи. Вопреки сатирической характеристике Ипата, Фирс получает поддержку от автора. Чехов понимает своего героя и благоволит ему. Из уст камердинера вырываются фразы, описывающие мысли драматурга и идею пьесы. Фирса отличает любовь к порядку, проявляемая в действиях и в быту. В престарелом возрасте он анализирует окружающую его атмосферу в стране и в доме и понимает, что привычный уклад вещей пропал, что все пришло в разрозненное состояние. Нестабильность ощущают и другие герои произведения.
Автор устами Фирса называет его и других персонажей «недотепами», людьми, неспособными принять жизнь. Это отчетливо изображается в описании отношения к вишневому саду. Фирс видит его молодым, как в прошлом, Гаев – возможностью козырнуть, а Лопахин вырубает деревья, пытаясь спасти. Аня и Петя задумываются об устройстве новых садов, а не о сохранении старого.
Судьба Фирса крепко связана с усадьбой. Чехов описал его верным слугой. Такой тип героя встречается в произведениях «Недоросль» Фонвизина, «Евгений Онегин» Пушкина, «Обломов» Гончарова. Представитель старой России, ее духа, культуры, традиций и веры, многогранный глубокий персонаж сравнивается с героями, провозглашающими идеалы нового времени.
Источник
Банкротство физических лиц из первых рук, без посредников. Я действующий финансовый управляющий. Подберу для вас оптимальную процедуру банкротства либо предложу варианты урегулирования задолженности перед банками или МФО без процедуры банкротства. Я работаю на результат. На протяжении всей процедуры банкротства вы будете общаться непосредственно со мной, а не с девушкой из «кол центра» юридической компании. Звоните, пишите, консультация бесплатно. тел.89999809439 — Федорченко Иван.
Источник