Есть акт камеральной проверки можно ли подать уточненку
Камеральная проверка уточненной декларации: спорные моменты
Как известно, камеральная налоговая проверка является одной из форм налогового контроля (п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 87 НК РФ).
Основная ее цель – проверка соблюдения налогового законодательства. Начинается она в день представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета), причем без какого-либо специального решения налогового органа о ее начале. На проведение камеральной проверки налоговому органу отводится три месяца (п. 2 ст. 88 НК РФ).
О дате завершения проверки налоговый орган также не обязан уведомлять проверяемое лицо (Письмо УФНС по г. Москве от 21.05.2009 № 20-14/4/051403@), но только в том случае, если в результате проверки сданной налоговой декларации (расчета) не будут выявлены факты совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах.
Исключением является камеральная проверка декларации по НДС при применении заявительного порядка возмещения налога. В этом случае, даже в отсутствие выявленных нарушений налогового законодательства, налоговый орган должен уведомить налогоплательщика (в письменной форме) в течение семи дней об окончании проверки (п. 12 ст. 176.1 НК РФ).
В случае выявления нарушений в декларации (расчете) результаты камеральной налоговой проверки оформляются следующим образом. Налоговый орган в течение 10 дней после ее окончания составляет акт налоговой проверки по установленной форме (п. 1 ст. 100 НК РФ).
Согласно п. 5 ст. 100 НК РФ на вручение данного акта проверяемому лицу отводится пять дней.
Акт налоговой проверки – это документ, фиксирующий налоговые нарушения, выявленные налоговым органом в ходе проверки.
В случае несогласия с фактами, изложенными в полученном акте, а также с выводами и предложениями контролирующих органов проверяемое лицо в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям (п. 6 ст. 100 НК РФ).
Решение по итогам налоговой проверки выносится в течение
10 рабочих дней после истечения срока представления возражений на акт налоговой проверки и вступает в силу в течение 10 рабочих дней с момента вручения его налогоплательщику (п. 9 ст. 101 НК РФ).
Представление уточненной декларации при проведении «камералки»
Подача уточненной декларации прекращает камеральную проверку поданной ранее декларации, но при условии, что проверка первой еще не закончена (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).
Новая проверка начинается с момента подачи «уточненки». При этом прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета).
Следует отметить, что ст. 81 НК РФ не установлен особый порядок представления уточненной налоговой декларации, соответственно, декларация подается в порядке, определяемом ст. 80 НК РФ.
Сроки представления уточненных налоговых деклараций НК РФ не установлены, поэтому налоговые органы не вправе отказать в принятии таких деклараций.
Документами (сведениями), полученными в рамках прекращенной камеральной проверки, налоговые органы праве пользоваться в дальнейшем, например, при проведении в отношении налогопла-тельщика мероприятий налогового контроля или выездной налоговой проверки (Письмо Минфина России от 06.03.2009 № 03 02 07/1-113). Следовательно, при подаче налогоплательщиком уточненной декларации налоговые органы не должны требовать представления документов, которые уже были сданы в рамках первоначальной камеральной проверки.
Количество уточненных деклараций
На вопрос, сколько раз налогоплательщик может подавать уточненные декларации в ходе камеральной проверки поданной ранее декларации, Налоговый кодекс прямого ответа не дает. При отсутствии ограничения на количество подаваемых «уточненок», полагаем, делать это налогоплательщики могут неоднократно , в зависимости от преследуемой цели (включая и затягивание в случае необходимости сроков проводимых налоговиками проверок). Какой-либо ответственности налогоплательщика за такие действия налоговым законодательством не предусмотрено.
При этом окончание камеральной проверки поданной налоговой декларации до момента подачи налогоплательщиком новой, уточненной декларации свидетельствует о соблюдении налоговым органом требований действующего налогового законодательства, поскольку п. 9.1 ст. 88 НК РФ подразумевает прекращение проверки по ранее представленной декларации только в том случае, если новая, уточненная декларация подана до окончания проверки предыдущей (Постановление ФАС ЗСО от 03.09.2010 № А27-680/2010).
Неисполнение требования, выставленного по первоначальной декларации
Еще один нюанс, возникающий в рассматриваемой ситуации: как быть с требованиями о представлении документов и другими мероприятиями налогового контроля по первоначальной проверке, которая исходя из условий п. 9.1 ст. 88 НК РФ должна быть прекращена? Ведь в силу п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление запрашиваемых документов в установленные сроки признается налоговым правонарушением, за которое предусмотрена ответственность.
ФАС МО в Постановлении от 09.09.2010 № КА-А41/10459-10 пришел к выводу о том, что невыполнение требования о представлении документов по первоначальной камеральной проверке не влечет налоговой ответственности по ст. 126 НК РФ.
Поскольку в связи с подачей уточненной декларации проверка ранее сданной декларации прекращается, отсутствует и обязанность по представлению документов в рамках требования, выставленного по проверке первоначальной декларации. Следовательно, отсутствует объективная возможность для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, так как в соответствии со ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии его события.
Таким образом, в соответствии с положениями п. 9.1 ст. 88 НК РФ при подаче уточненной декларации исполнение требования о представлении документов по камеральной проверке первичной декларации становится необязательным (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2010 № 09-АП-28331/2010-АК).
Напомним, что требование утрачивает свою силу и в том случае, если выставлено оно налогоплательщику по истечении трехмесячного срока, отведенного на камеральную проверку (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 № 10349/09). Тем не менее возможность истребовать документы по истечении данного срока у налоговых органов имеется. Если по итогам «камералки» будут выявлены факты налоговых правонарушений (зафиксированные в соответствующем акте), налоговый орган вправе назначить дополнительные мероприятия налогового контроля, в рамках которых и истребовать необходимые документы. Кроме того, в силу ст. 93.1 НК РФ документы могут быть истребованы относительно конкретной сделки.
Подача уточненной декларации после составления акта
Тема камеральной проверки уточненной декларации содержит еще один не урегулированный налоговым законодательством вопрос, который не раз становился предметом разбирательства в арбитраже: подлежит ли отмене решение по результатам камеральной проверки, если до его вынесения после составления акта данной проверки налогоплательщик подал уточненную декларацию?
Ведь момент окончания камеральной проверки и его документальное оформление Налоговым кодексом не предусмотрены. В пункте 2 ст. 88 НК РФ говорится лишь о трехмесячном сроке, который отводится на проведение «камералки». При этом срок проведения проверки отражается в акте, который составляется лишь при выявлении нарушений.
Кроме того, в п. 9.1 ст. 88 НК РФ говорится о том, что прекращение камеральной налоговой проверки означает окончание всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета).
О каких конкретно действиях говорится в данном случае – не совсем понятно. Или речь идет исключительно о действиях, регламентированных п. 3 ст. 88 НК РФ, согласно которому налоговому органу предоставляется право послать налогоплательщику требование с запросом о представлении дополнительных сведений или пояснений, и в результате прекращения «камералки» первоначальной декларации такие требования утрачивают силу.
Или данная фраза подразумевает прекращение таких действий в отношении поданной декларации (предпринимаемых налоговым органом), как составление акта и вынесение решения по результатам камеральной проверки о привлечении к ответственности за совершенное налоговое правонарушение и требования об уплате недоимки.
С одной стороны, в п. 9.1 ст. 88 НК РФ идет речь о прекращении проверочных мероприятий в отношении ранее поданной налоговой декларации в случае представления уточненной декларации (Постановление ФАС ВСО от 25.05.2010 № А10-5058/2009).
Осуществление таких действий, как составление акта по установленной форме о выявленных налоговых правонарушениях и вынесение соответствующего решения, по сути, не относится к проверочным мероприятиям, поскольку является способом (методом) оформления итогов (результатов) проверки. Более того, происходит это уже по истечении отводимого на «камералку» трехмесячного срока (абз. 2 п. 1 ст. 100, п. 1 ст. 101 НК РФ).
С другой стороны, уточненная налоговая декларация в соответствии со ст. 81, 101 НК РФ является самостоятельным объектом налоговой проверки (постановления ФАС МО от 03.09.2009 № КА-А40/8536-09, от 02.09.2009 № КА-А40/8464-09). Путем подачи уточненной налоговой декларации налогоплательщик фактически изменяет свои налоговые обязательства применительно к тому же налоговому периоду, корректируя данные, служащие основанием для исчисления и уплаты налога (постановления ФАС СЗО от 30.11.2010 № А56-11954/2010, ФАС ДВО от 30.11.2010 № Ф03-8423/2010).
Налоговая декларация с момента ее принятия инспекцией становится документом, который свидетельствует о фактах, имеющих юридическое значение, следствием которых является возникновение налоговых правоотношений (п. 1 ст. 80 НК РФ). Однако налогоплательщик, обнаруживший ошибки в декларации, согласно п. 1 ст. 81 НК РФ имеет право внести в нее изменения и дополнения. Представление уточненной декларации, как правило, связано с определенными правовыми последствиями: выявлением в конкретном налоговом периоде неполной или излишней уплаты налога; возникновением права налоговых органов требовать уплаты недоимки и пеней или права налогоплательщика на возврат из бюджета (зачет) излишне уплаченного налога.
По мнению ФАС СКО, если одновременно с возражениями по акту камеральной налоговой проверки первичной декларации была подана уточненная декларация, то решение, принятое налоговым органом на основании аннулированной (первичной) декларации, в силу п. 9.1 ст. 88 НК РФ является неправомерным (Постановление от 18.11.2010 № А53-8019/2010). При этом доводы инспекции о том, что налоговым законодательством не определен момент окончания камеральной проверки, ФАС СКО отклонил как несостоятельные.
Таким образом, если уточненная налоговая декларация была представлена в надлежащий налоговый орган по месту учета, но до принятия налоговым органом решения по камеральной проверке первоначальной декларации, то первоначальная декларация утрачивает юридическую силу (Постановление ФАС СКО от 19.01.2010 № А53-8525/2009-С5-37).
Следовательно, вынесение налоговым органом решения по результатам камеральной проверки ранее поданной декларации при наличии уточненной декларации противоречит п. 9.1 ст. 88 НК РФ, тем самым нарушая права налогоплательщика, а значит, является незаконным. К такому выводу пришли судьи ФАС ЦО в Постановлении от 28.10.2010 № А09-5082/2009 (см. также постановления ФАС ЦО от 14.10.2010 № А64-585/2010, ФАС МО от 23.03.2010 № КА-А40/2152-10).
Но есть и другая точка зрения, основанная на позиции Президиума ВАС, представленной в Постановлении от 16.03.2010 № 8163/09 (далее – Постановление № 8163/09). В данном постановлении высшие арбитры указали следующее. При представлении уточненной налоговой декларации после окончания выездной налоговой проверки, но до принятия решения по ней налоговый орган с учетом объема и характера уточняемых сведений вправе:
– либо провести дополнительные мероприятия налогового контроля, руководствуясь п. 6 ст. 101 НК РФ;
– либо, вынося решение без учета данных уточненной налоговой декларации, назначить проведение повторной выездной проверки в части уточненных данных.
Несмотря на то что данная позиция высказана в отношении выездных, а не камеральных проверок, ФАС ПО в Постановлении от 23.11.2010 № А72-1434/2010, рассматривая спор в отношении решения по итогам камеральной проверки уточненной налоговой декларации, применив тот же подход, указал следующее. Представление налогоплательщиком четырех уточненных деклараций после составления акта проверки и вручения его налогоплательщику не может изменять сроки принятия решения по камеральной налоговой проверке первой из них, установленные НК РФ. Принимая решение без учета следующей уточненной декларации, налоговый орган, руководствуясь положениями ст. 88, 101 НК РФ, вправе одновременно назначить камеральную проверку данной декларации.
В ситуации, когда решение по результатам камеральной проверки вынесено и налоговым органом уже приняты меры по взысканию денежных сумм (доначисленных налогов, пени, штрафов) с налогоплательщиков, положения п. 9.1 ст. 88 НК РФ не применяются, поскольку меры по взысканию денежных средств не относятся к проверочным мероприятиям. Следовательно, выводы налогоплательщика о недействительности всех принятых налоговым органом до представления уточненной налоговой декларации решений являются ошибочными. На это указал ФАС ВСО в Постановлении от 25.05.2010 № А10-5058/2009.
Объем проверяемых сведений в уточненной декларации
Налоговый кодекс не содержит такого понятия, как повторная камеральная проверка, но справедливости ради стоит отметить, что нет и прямого запрета на ее проведение. Из содержания ст. 87 и 88 НК РФ следует, что налоговые органы не наделены правом проведения ка-меральной проверки одной и той же декларации за один и тот же период несколько раз .
Тем не менее налоговики могут проверить один и тот же налоговый (отчетный) период дважды, если по нему будет подана уточненная декларация. Исходя из смысла п. 2 ст. 80 НК РФ, запрещающего налоговому органу отказывать в принятии налоговой декларации, а также ст. 32, 81, 87 и 88 НК РФ, обязанность налоговой инспекции принять налоговую декларацию корреспондирует с обязанностью провести налоговую проверку и по ее результатам осуществить соответствующие действия (Постановление ФАС СКО от 18.11.2009 № А32-7729/2009-51/106).
В связи с этим возникает вопрос: являются ли предметом повторной камеральной проверки только те данные уточненной декларации, изменение которых повлекло изменение суммы налога к уплате, или же проверка может быть осуществлена в полном объеме, то есть относительно всех данных уточненной декларации?
В свете решения, принятого в Постановлении № 8163/09, актуальность данного вопроса, несомненно, возросла. Напомним, в указанном постановлении высшими арбитрами был сделан вывод о том, что предметом повторной проверки являются только те сведения уточненной декларации, изменение которых повлекло уменьшение суммы ранее исчисленного налога. Правда, сделан он в отношении выездных проверок, порядок проведения которых регламентирован ст. 89 НК РФ.
С выходом данного постановления появилась надежда, что в случае с камеральными проверками, по которым вынесено решение, в отношении объема проверяемых данных будет также применяться подход, обозначенный Президиумом ВАС. Увы!
В настоящее время в арбитражной практике появились примеры по-становлений, в которых судьи, по сути, разрешили налоговым органам работу над ошибками, допущенными в ходе камеральной проверки ранее поданной декларации.
В Постановлении ФАС ДВО от 30.11.2010 № Ф03-8423/2010 судьи пришли к выводу, что исходя из содержания ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации не рассматривается налоговым законодательством в качестве повторной. (Ведь уточненная налоговая декларация является самостоятельным объектом налоговых правоотношений.) Следовательно, в отношении проведения камеральной проверки «уточненки» действует общий порядок, установленный данной нормой.
Аналогичным образом рассуждал ФАС СЗО в Постановлении от 30.11.2010 № А56-11954/2010: положениями ст. 88 НК РФ, регламентирующей порядок проведения камеральных проверок налоговых деклараций, не предусмотрено каких-либо ограничений относительно полноты проверки уточненных деклараций. Путем подачи уточненной налоговой декларации налогоплательщик фактически изменяет свои налоговые обязательства применительно к тому же налоговому периоду, корректируя данные, служащие основанием для исчисления и уплаты налога. В результате ФАС СЗО пришел к выводу, что камеральная проверка измененных налогоплательщиком данных о своих налоговых обязательствах, отраженных им в уточненной налоговой декларации, не может считаться повторной.
Суд же первой инстанции при рассмотрении данного дела применил подход, аналогичный тому, который был использован тройкой высших арбитров в Постановлении № 8163/09: предметом камеральной проверки должны быть только те сведения из уточненной декларации, изменение которых повлекло корректировку суммы ранее заявленного к вычету налога. Признание иного привело бы к повторному исследованию налоговым органом обстоятельств, являвшихся предметом рассмотрения первоначально проведенной камеральной проверки, по итогам которой уже выносилось определенное решение, и возможности иной оценки и иного решения в отношении одних и тех же обстоятельств, что привело бы к дестабилизации налоговых правоотношений.
Однако апелляционная и кассационная инстанции признали этот вывод ошибочным, посчитав, что он основан на неправильном толковании положений ст. 88 НК РФ.
Таким образом, исходя из представленных решений, налоговый орган может дважды проверить данные по одному и тому же эпизоду, отраженные как в уточненной, так и в первоначально представленной налоговой декларации.
Подобная позиция высказана судьями двух федеральных округов: СЗО и ДВО. Как в дальнейшем будет складываться судебная практика по обозначенной проблеме (учитывая позицию Президиума ВАС), покажет время.
Источник
Подача уточненных деклараций после получения акта налоговой проверки — Форум
Здравствуйте.
Цитата:
Повлияет ли уточненная декларация на результат проверки
28.01.13 12:25
Мария Щербакова юрист, налоговый консультант
Источник: Журнал «Документы и комментарии»
Если во время или по окончании налоговой проверки организация подает уточненные декларации, то в каком порядке налоговики должны учесть новые данные при принятии решения по результатам проверки? Федеральная налоговая служба проинструктировала подведомственные структуры. Их действия будут зависеть от времени подачи уточненной декларации. Разъяснения полезны и налогоплательщикам.
ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ от 21.11.12 № АС-4-2/19576 О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С УЧЕТОМ УТОЧНЕННЫХ НАЛОГОВЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ
ВЫЯВЛЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ ОТРАЖАТЬ В ДЕКЛАРАЦИИ НЕ НУЖНО
Проанализировав положения пункта 1 статьи 81 НК РФ, налоговики в комментируемом письме отметили, что Налоговый кодекс не устанавливает право или обязанность налогоплательщика представить уточненную декларацию по нарушениям, выявленным налоговым органом. В обоснование своей позиции они сослались на правила заполнения конкретных деклараций (п. 2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного приказом Минфина России от 15.10.09 № 104н, п. 3.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного приказом ФНС России от 22.03.12 № ММВ-7-3/174). Ими предусмотрено, что при перерасчете налогоплательщиком (налоговым агентом) сумм налога не учитываются результаты налоговых проверок за тот период, по которому налогоплательщиком (налоговым агентом) производится перерасчет сумм налога. Подавать уточненную декларацию с отражением в ней доначислений, указанных в документах, составленных по результатам проверки (в акте, решении), нет смысла, ибо эти данные у налогового органа уже имеются. Для бухгалтера это лишняя работа.
А вот сделать необходимые исправления в учете бухгалтер обязан. При этом содержащаяся в акте и решении о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения фраза о необходимости внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета не означает обязанность подать «уточненку», поскольку декларация не относится к документам налогового учета. Она представляет собой заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты конкретных налогов (п. 1 ст. 80 НК РФ).
Именно такого мнения придерживаются специалисты налоговой службы в комментируемом письме. Аналогичная точка зрения (о том, что в уточненной декларации налогоплательщик не учитывает решение налогового органа по результатам выездной налоговой проверки) приведена в письме УФНС России по г. Москве от 13.04.10 № 16-15/038583.
Судьи тоже считают, что обязанность налогоплательщика представлять уточненную декларацию в такой ситуации законодательно не предусмотрена. То есть если ошибку в отчетности (противоречие или несоответствие данных) заметили сами проверяющие при проведении выездной проверки, то они и должны в результате проверки правильно определить размер фактических налоговых обязательств (постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.12.09 № А56-14285/2009).
Обращаем внимание на то, что если исправление ошибок по одному налогу вызовет необходимость пересчета налоговой базы по другим налогам, которые не были предметом проверки, то компания (даже если эти другие налоги не были занижены) может подать уточненные декларации на основании пункта 1 статьи 81 НК РФ. И налоговый орган отказать в их принятии не вправе (п. 4 ст. 80 НК РФ).
Сам же налоговый орган не имеет права пересчитывать по итогам проверки те налоги, которые не проверялись.
Если же эти налоги оказались занижены, налогоплательщик обязан подать по ним уточненные декларации (п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 81 НК РФ).
Напомним, что, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога, организация вправе не сдавать «уточненку», а провести перерасчет налога в периоде выявления ошибок (искажений), относящихся к прошлым периодам (п. 1 ст. 54 НК РФ, письма Минфина России от 12.05.10 № 03-03-06/1/322, от 29.03.10 № 03-02-07/1-131).
ОТКАЗАТЬ В ПРИЕМЕ ДЕКЛАРАЦИИ НЕ МОГУТ
Поскольку речь идет об уточнениях, связанных именно с проведением проверки, отметим еще два важных момента.
Во-первых, в Налоговом кодексе нет запрета на подачу уточненных деклараций за соответствующий налоговый период в случае назначения, проведения или окончания проверки. Отсутствует запрет на представление уточненной декларации и после принятия решения по результатам проверки. Следовательно, праву налогоплательщика на подачу уточненной декларации должно корреспондировать полномочие налогового органа на ее проверку. На это указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 16.03.10 № 8163/09.
Другие арбитры также считают, что положения налогового законодательства не содержат оснований для отказа в принятии и рассмотрении уточненных деклараций (постановление ФАС Московского округа от 11.01.07 № КА-А40/13231-06 и пр.). А в постановлении ФАС Московского округа от 09.04.08 № КА-А40/13491-07 подчеркнуто, что, даже если налогоплательщику по результатам проверки было отказано в вычетах по НДС, это не лишает его права подать уточненную налоговую декларацию за тот же период, иными словами, обратиться за вычетами повторно.
Во-вторых, Налоговый кодекс не ограничивает налогоплательщика во времени представления уточненных налоговых деклараций. Это подтверждено в комментируемом письме ФНС России. А раз время на уточнение не ограничено, то подать декларацию можно даже после окончания проверки предыдущей декларации. Причем не только первичной, но и уточненной.
Вместе с тем зачет либо возврат налогов, исчисленных по уточненной декларации, ограничивается сроками, определенными статьей 78 НК РФ (письмо ФНС России от 12.12.06 № ЧД-6-25/1192, постановление Президиума ВАС РФ от 07.02.06 № 11775/05)*1.
*1 Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом (п. 7 ст. 78 НК РФ).
Если компания может доказать, что узнала о переплате только по результатам проверки, то она вправе претендовать на возврат налога (через суд). В таком случае три года должны быть исчислены с момента, когда организация узнала или должна была узнать о возникновении переплаты. То есть с момента ознакомления с актом проверки.
В определении Конституционного суда РФ от 21.06.01 № 173-О изложена правовая позиция, согласно которой налогоплательщик при пропуске срока на подачу заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога в налоговый орган может обратиться непосредственно в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы налога в порядке арбитражного судопроизводства. И эдесь действуют общие правила исчисления срока исковой давности.
Исходя из указанной позиции, ВАС РФ признал, что поскольку компания узнала о переплате налога по итогам налоговой проверки и право на обращение с заявлением о его возврате возникло уже после составления акта налоговой проверки, то налог может быть возвращен (определение от 07.10.10 № ВАС-3972/10).
В отстаивании интересов компании в подобных случаях помогут также определение ВАС РФ от 06.04.07 № 3345/07 и письмо ФНС России от 12.12.06 № ЧД-6-25/1192.
КАК БУДУТ ДЕЙСТВОВАТЬ НАЛОГОВИКИ
В комментируемом письме сказано, что порядок действий налогового органа при поступлении уточненной декларации в каждом конкретном случае будет различаться. Из чего следует, что момент подачи декларации имеет значение для учета вновь поступивших сведений.
Декларация подана во время проверки
Выездная проверка. Когда у налогоплательщика проводится выездная налоговая проверка и во время нее он подает уточненную декларацию по проверяемому налогу, «уточненка» также подлежит проверке, но в рамках текущей выездной проверки. Значит, такая декларация скорее всего повлияет на результат выездной проверки.
Заметим: если в ходе выездной проверки выяснилось, что за прошлые периоды не заявлены налоговые вычеты по НДС, то, как правило, инспектор такие ошибки в акте не отражает, ведь вычеты носят заявительный характер (письмо ФНС России от 31.01.08 № 03-2-03/157). И в данной ситуации для их получения организации нужно сдать уточненную декларацию. Как указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 26.04.11 № 23/11, само по себе наличие у налогоплательщика документов, подтверждающих право на применение вычетов, без отражения вычетов в декларации не является основанием для уменьшения недоимки по НДС, обнаруженной в ходе проверки.
Итак, если «уточненка» подана в ходе выездной проверки, в целях исключения параллельных процедур выездной и камеральной проверок декларация проверяется только в рамках выездной проверки, но с учетом уточненных данных. Исключение составляют случаи:
– когда в декларации по НДС или акцизу заявлено возмещение налога или акциза (тогда обязательно проводится самостоятельная камеральная проверка уточненных деклараций);
– если уточненная декларация подана перед окончанием выездной проверки и проверить ее в рамках выполняемой проверки уже невозможно из-за нехватки времени (тогда этот факт отражается в акте выездной налоговой проверки и такая декларация проверяется в рамках самостоятельной камеральной налоговой проверки).
Камеральная проверка. Если первичная (или предыдущая) декларация проверяется камерально, камеральная проверка более ранней декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка уточненной декларации. Иначе говоря, при подаче уточненной декларации с суммой НДС и акциза к возмещению организация должна быть готова к тому, что срок возмещения налога по первоначальной декларации откладывается*2.
*2 Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации или расчета (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Проверка окончена, но акт не вручен
Если камеральная проверка первичной (предыдущей) декларации закончена, но акт не составлен или не вручен налогоплательщику, инспектор вправе не составлять акт проверки первоначальной декларации либо не вручать уже составленный акт налогоплательщику, а провести новую камеральную проверку уточненной налоговой декларации (за исключением случаев подачи деклараций с суммой НДС и акциза к возмещению либо декларации, проверить которую уже не успеют, поскольку для этих ситуаций предусмотрено обязательное проведение отдельной проверки уточненной декларации).
Судьи с данной позицией согласны (постановление ФАС Уральского округа от 20.01.12 № Ф09-8834/11).
Но необходимо принять во внимание следующее. Если организация изменяет суммы НДС или акциза в сторону уменьшения, налоговики возместят лишь те суммы, в отношении которых у проверяющих отсутст-вуют претензии, с учетом уменьшения по уточненной декларации.
Акт вручен, но нет решения
Если уточненная декларация представлена после вручения компании акта камеральной (или выездной) налоговой проверки, но до принятия решения по результатам проверки, налоговый орган может вынести решение без учета данных уточненной декларации и назначить повторную выездную проверку в части уточненных сведений.
То есть в этом случае показатели «уточненки» могут быть учтены при вынесении решения по результатам проверки только при условии, что уточнения подтверждены документально и проверены налоговым органом*3.
*3 Данный подход согласуется с позицией ВАС РФ, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 16.03.10 № 8163/09.
Здесь также, если представлена уточненная декларация по НДС или по акцизу и сумма налога, первоначально заявленная к возмещению, уменьшена, решение о возмещении или об отказе в возмещении принимается с учетом изменений.
Подчеркнем: если данные «уточненки» в принятом решении не учтены и назначена повторная выездная проверка, то в ее рамках могут быть проверены только те сведения, изменение которых привело к уменьшению налога. Инспектор не имеет права повторно проверять данные, которые не изменялись налогоплательщиком либо не связаны с корректировкой (постановление Президиума ВАС РФ от 16.03.10 № 8163/09).
Декларация представлена после вынесения решения
На практике нередки споры и о том, что именно считать моментом завершения проверки.
В комментируемом письме ФНС России сообщается, что установлены следующие сроки:
а) днем окончания выездной налоговой проверки в соответствии с пунктом 15 статьи 89 НК РФ является день, когда проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке;
б) моментом окончания камеральной налоговой проверки признается истечение предусмотренного пунктом 2 статьи 88 НК РФ трехмесячного срока со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации либо момент окончания ее проверки, определяемый по дате, указанной в акте налоговой проверки, в зависимости от того, что наступило раньше.
Судьи считают, что налоговики должны начать новую камеральную проверку в ситуации, когда уточненная декларация была подана проверяемым лицом после составления акта, но до вынесения решения (определения ВАС РФ от 23.03.11 № ВАС-247/11, от 29.10.10 № ВАС-11884/10, постановление ФАС Московского округа от 05.12.11 № А41-41799/10 и др.).
В постановлении ФАС Центрального округа от 26.04.12 № А68-2616//2011 указано на то, что под моментом окончания камеральной проверки надо понимать дату вынесения решения (а не дату составления акта, как трактуют налоговики).
При этом арбитры отметили, что для целей применения пункта 9.1 статьи 88 НК РФ законодатель придает понятию «окончание проверки» иное значение. Под окончанием проверки понимается не буквальное окончание проведения действий до составления акта проверки, а полное завершение всех действий по проверке, заканчивающихся принятием решения. Поскольку не имеет смысла продолжение всех действий в отношении той налоговой декларации, которая заменена налогоплательщиком. По мнению судей, из анализа положений статей 80 и 81 НК РФ следует, что фактическая подача уточненной декларации лишает первоначально поданные декларации юридической силы, поэтому решение должно приниматься только после проверки последней представленной декларации.
Так что, опираясь на судебную поддержку, компания может оспорить решение, принятое без учета сведений уточненной декларации.
Опубликовано в журнале «Документы и комментарии» № 1, январь 2013 г.
Источник