Если причастие вечером можно ли есть
Вечернее причащение: мысли по поводу
Одна из отличительных особенностей богослужения Великого поста — литургия Преждеосвященных Даров, известная уже с начала VII века. Служится она в большинстве храмов Московского Патриархата, как правило, утром. Хотя сама эта литургия построена на основе вечернего богослужения, и должна совершаться ближе к вечеру. Опыт вечернего служения литургии показывает несравненное преимущество этой практики.
Уже несколько лет по средам Великого поста мы совершаем литургию Преждеосвященных Даров вечером. Время начала литургии выбирается таким образом, чтобы прийти на нее было удобно после работы. Это дает возможность посетить храм и причаститься гораздо большему количеству прихожан, чем если бы литургия совершалась в утреннее время. Впрочем, этот фактор, хотя и важный, но не главный.
Более важно то, что служение литургии Преждеосвященных Даров вечером позволяет избежать ставшего, к сожалению, уже привычным литургического «номинализма»: когда мы произносим те или иные слова, совершенно не задумываясь об их смысле или о том, к чему они относятся. Так, когда во время богослужения мы поем «пришедше на запад солнца», «жертва вечерняя» — песнопения православной вечерни, да и вообще совершаем эту службу, родившуюся из обычая молитвы при вечернем возжжении светильников, а за окном только-только отгорел рассвет, мы лжем перед Богом. Равно и когда вечером вскоре после захода солнца (а летом и до заката) читаем утренние молитвы во время «всенощного бдения», благодарим за прошедшую ночь и хвалим Бога, «показавшего нам свет». Казалось бы, что трудного: служить службы во время, соответствующее замыслу богослужения? Но на практике не так все просто.
У нас укоренилась традиция, будто бы литургия, будь то евхаристическая (свт. Иоанна Златоуста или Василия Великого) или Преждеосвященных Даров, должна непременно начаться до полудня. Даже слово появилось «обедня», ставшее синонимом литургии. Но, в отличие от распространенного мнения, даже ныне принятый устав назначает разное время для служения литургии в разные дни. И в таком подходе видна логика устава: время начала литургии регулирует продолжительность евхаристического поста (полного воздержания от еды и пития до причащения). В дни больших праздников литургия начинается очень рано «труда ради бденнаго», то есть потому, что перед нею совершилось продолжительное всенощное бдение, которое и заменяет евхаристический пост. В обычной сегодня практике такие очень ранние литургии бывают на Пасху и Рождество, а в некоторых приходах — и в дни других двунадесятых праздников. Такие литургии, как правило, заканчиваются до или во время рассвета.
По воскресным дням церковный устав предписывает начинать литургию в начале девятого часа утра, чтобы трапеза начиналась в начале 10-го. В обычные дни литургия, согласно предписаниям устава, начинается в 11-м часу утра — чтобы пост перед нею был более продолжительный. Из этого, кстати, видно, что время служения литургии должно занимать примерно один час, а на приходах сегодня можно встретить литургии, длящиеся более двух часов, а то и все три!
И есть несколько дней в церковном году, когда даже евхаристическая литургия соединяется с вечерней. Это самые важные дни церковного года, а их богослужебная практика, как доказано учеными-литургистами, наименее подвержена изменениям. С вечерней евхаристическая литургия соединяется в Великий Четверг, Великую Субботу, сочельники Рождества и Богоявления. На вечерне же построена и литургия Преждеосвященных Даров.
О том, что в Великую Субботу постились до самого вечера, свидетельствует и 64-е Апостольское правило: «Если кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу, кроме одной только (Великой Субботы): да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен». О каком посте здесь идет речь? Часто это правило цитируют как запрет поститься в субботу перед воскресным причащением, но применение правила к этой ситуации выглядит анахронизмом: в эпоху составления правил не было речи о дополнительном посте перед причастием. На самом деле в 64-м Апостольском правиле речь идет о посте особого рода, который возможен только в одну субботу в году. Если посмотреть на богослужебные особенности суббот в течение года, то можно увидеть, что только однажды в год — в Великую Субботу — литургия соединяется с вечерней, а если начинать ее служение тогда, когда наступают сумерки, время возжжения светильников, то весь день получится полностью постным, ибо до причащения пищи не вкушают.
Итак, по замыслу составителей церковного устава, некоторые дни должны быть более строгими в отношении поста, чем другие. И это отражено не только в ныне действующем, довольно поздней редакции Типиконе, но и в практике Древней Церкви. По крайней мере, мы увидели подтверждение вечернему служению литургии в Апостольских правилах, которые датируются исследователями примерно серединой IV века.
Церковная жизнь вообще наполнена ритмом, который помогает постигать нечто очень важное. Суточный круг служб, содержащий молитвы на каждое время суток, будние дни, завершающиеся субботой и «восьмым днем» Воскресения, праздники, ежегодное великопостное странствие и трехдневный переход от Креста к Воскресению… — во всем присутствует глубокий смысл, раскрывая который, постигаешь не только красоту великолепного замысла, словно чудесной симфонии, но и глубину богословия.
Практика служения литургии Преждеосвященных Даров вечером помогает заново раскрыть христианское отношение ко времени. Для христианина время — не статично и не циклично. Время не повторяется в глобальном своем ходе (повторяются лишь некоторые шаблоны поведения, ошибки прошлого и т.п.). Глобально же для человека, живущего библейским мировоззрением, время линейно: имеет начало и конечную цель. Время сотворено вместе с миром: это его точка отсчета. Семь дней творения, не повторяющиеся, показывают, как «разворачивалось» бытие согласно творческому замыслу Божию. Эпоха, в которую живем мы — день седьмой. В этот «день» произошли еще два ключевых события для христианского понимания мира: падение и искупление. Сотворенный Богом благим, мир пал через падение человека. «Венец творения», призванный быть в мире царем и священником творения, не сохранил своего призвания, и по этой причине «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим 8:22). Но пришел Сын Божий, ставший человеком во всем, кроме греха. Он совершил то, к чему был призван Адам. Он прошел весь путь человека: от зачатия и рождения через Крест и смерть к Воскресению. Во Христе искуплено все человечество, и становясь Его учениками, то есть идя по Его пути и приобщаясь к Нему, мы можем спастись.
Христианин ждет встречи со своим Господом. Ждет наступления Царства Божия, «восьмого дня» — новой эпохи в жизни мира, которая наступит после Второго пришествия Христа. Образом этого «дня» есть каждое воскресенье — день первый и он же восьмой, следующий за субботой — днем седьмым. Это день, когда вся община христиан собирается на торжество Евхаристии.
Но вот пережить время как состояние ожидания и приготовления лучше всего помогает время поста. В течение Великого поста мы готовимся к Пасхе, постепенно приближаясь к неделе Страстей Господних. А во время этого путешествия по тем дням, когда вечером служится литургия Преждеосвященных Даров, мы в течение всего дня ожидаем причастия — нашей встречи со Христом. На протяжении всего дня, наполненного повседневными заботами, работой, встречами, телефонными разговорами, поездками — да мало ли чем! — в нашем сознании постоянно присутствует мысль о предстоящем причащении. И эта память о том, что нас ждет в этот вечер, вносит «иное измерение» в самую будничную повседневность. Мы уже по-другому относимся к разговорам, делам, встречам, шуткам и пр., зная, что через несколько часов будем стоять в храме и молиться о причащении Тела и Крови Христовых.
Так вот, такое же ожидание должно быть у нас не только в дни вечернего причащения, а и в течение всей жизни. Жизнь христианина — это путь, а его цель — встреча со Христом в Царстве Божием. Как часто мы вспоминаем об этом? Наполнена ли наша жизнь ожиданием этой встречи? Литургия Преждеосвященных Даров и предшествующий ей на протяжении всего дня пост помогают нам напомнить о «векторе» нашей жизни, дать ей смысл и устремить нас вперед — к нетленному Царству, которому «не будет конца».
Священник Андрей Дудченко
Читайте также:
Объяснение Литургии Преждеосвященных Даров.
Литургия Преждеосвященных даров — одна из самых красивых великопостных служб. Верующие стремятся хотя бы один раз за пост присутствовать на ней и причащаться Святых Христовых Таин. Несколько лет назад в кафедральном соборе Белгорода совершалась Литургия преждеосвященных даров, которая по ходу совершения богослужения сопровождалась комментариями. Надеемся, что комментарии к службе буду полезны читателям нашего сайта.
Источник
Следует ли совершать литургию Преждеосвященных Даров обязательно вечером, и можно ли в этом случае до полудня вкушать пищу?
В
некоторых храмах литургии Преждеосвященных Даров в последнее время
стали совершаться вечером. Якобы «по церковному уставу литургия
Преждеосвященных Даров должна совершаться в вечерние часы». Кроме того,
духовенство разрешает тем, кто захочет причаститься вечером, вкушать
пищу до полудня (12:00 дня). «В наши дни, — заявляет митрополит Иларион (Алфеев),
— для тех, чья профессиональная деятельность в дни Великого поста не
прекращается, столь строгое воздержание невозможно и ненужно.
Поэтому, согласно существующей практике, там, где литургия
Преждеосвященных Даров совершается вечером, желающие причаститься
воздерживаются от пищи в течение нескольких предшествующих часов.
Этой практике нужно следовать и нам, желающим участвовать в этой
прекрасной службе, которая помогает нести подвиг Великого поста и
соединяет нас с Господом».
Рассмотрим, соответствует ли такая практика богослужебному уставу.
Также проясним вопрос о воздержании от пищи перед вечерним причащением
«в течение нескольких предшествующих часов».
Само по себе служение Преждеосвященной литургии в вечернее время может быть оправдано только одним: усилением аскетического делания
во время Великого поста, что полностью соответствует смыслу
прохождения великопостного поприща, немыслимого без усиления аскезы,
как то пост и молитва. Причастник, согласно сложившейся евхаристической
практике и каноническим нормам (29 прав. VI Вселенского Собора, 50 и
58 прав. Кафагенского Собора), воздерживается от принятия пищи и
пития с полуночи. Когда же ему предлагается воздерживаться от пищи
перед вечерним причащением «в течение нескольких предшествующих
часов», то естественное для великопостного времени усиление
аскетического делания (евхаристический пост) обращается в свою
противоположность: до полудня можно успеть не только позавтракать, но
и пообедать. В итоге мы получаем пародию на подвиг Великого поста и
профанацию аскетического воздержания.
Истинно великопостный, подвижнический и аскетический подход для
желающих причаститься за вечерней Преждеосвященной литургией должен
заключаться в следующем: от желающего причаститься вечером требуется
воздерживаться с полуночи от вкушения еды и питья, как это и соответствует традиции Церкви и канонам для обычной литургии.
Ни в коем случае не следует «догматизировать» время совершения
литургии Преждеосвященных Даров: она может совершаться как вечером, в
18:00, так и утром, как это уже много десятилетий практикуется в
большинстве московских храмов. Можно, например, в среду совершать
Преждеосвященную литургию вечером, а в пятницу — утром. И это будет
самым мудрым пастырским решением. Такую практику можно, слава Богу,
сейчас встретить в некоторых православных обителях и ее следует всячески
поддерживать и распространять.
А вот церковные реформаторы, опять-таки под видом «модернизации через возвращение к традиции», как раз догматизируют время: совершать Преждеосвященную литургию можно и нужно только вечером и никак иначе!
Но ведь Бог наш не связан временем, Он живёт в вечном настоящем. Поэтому и Церковь Его не очень следит за точностью во времени.
Совершение литургии Преждеосвященных Даров было в свое время
перенесено на более раннее время исключительно по причине церковной
икономии, ибо трудно было причастникам не вкушать совершенно никакой
пищи и не пить воды с полуночи до вечера следующего дня.
Если уж строго рассмотреть уставной тезис, согласно которому «по
церковному уставу литургия Преждеосвященных Даров должна совершаться в
вечерние часы», то мы придем к выводу, что строго говоря служение
Преждеосвященной литургии в вечернее время противоречит указанию
Типикона.
В Типиконе однозначно указывается, что литургия Преждеосвященных Даров должна во всяком случае заканчиваться до наступления вечера,
ибо в девятом часу (после 3-х часов пополудни) уже должно начинаться
Великое повечерие (см.: понедельник 1-й седмицы Четыредесятницы.
Великий канон начинается «О часе девятом»).
* * *
В обоснование «допустимости» вечернего служения Литургии сейчас
ссылаются постановление Священного Синода РПЦ от 28 ноября 1968 г.
(журнал № 41). В 1968 году Священный Синод постановил:
«1. Благословить в храмах Московского
Патриархата совершение вечером Божественной литургии Преждеосвященных
Даров там, где правящий архиерей сочтет это полезным;
2. При совершении Божественной литургии
Преждеосвященных Даров в вечерние часы воздержание для причащающихся от
принятия пищи и пития должно быть не менее шести часов; однако,
воздержание перед причащением с полуночи до начала данных суток весьма
похвально, и его могут держаться имеющие физическую крепость».
Постановление 1968 года было инициировано митрополитом Никодимом (Ротовым) при
поддержке лишь трёх архиереев, проходивших свое служение за
границей, — высокопреосвященных Антония, Ионафана и Василия. Этот
вопрос, вынесенный на рассмотрение Священного Синода в 1968 году, не
выражал ни потребности российской православной
паствы, ни желания нашего епархиального Священноначалия.
Примечательно, что с соответствующим предложением не выступил ни один
из епископов, служащих в Отечестве, но лишь те двое, служение которых
проходило за рубежом:
митрополит Сурожский Антоний, Патриарший Экзарх в Западной Европе и
архиепископ Нью-Йоркский и Алеутский Ионафан, Патриарший Экзарх
Северной и Южной Америки. Причина их озабоченности очевидна: влияние инославного, прежде всего католического, окружения,
где привычным стало служение мессы в любое время суток. Это,
бесспорно, является соблазном для православных («Почему у нас должно
быть хуже, чем у соседей?»). Крайне важно отметить, что ни один из
наших архиереев, кроме названных экзархов Дальнего Зарубежья, не
воспринял эту чуждую Православию практику, как полезную или приемлемую
для своей епархии. Единственным, кто поддержал предложение западных
экзархов, оказался также служивший на Западе архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий, который выразился предельно откровенно: «Вечерние Преждеосвященные литургии должны вводиться с осторожностью,
в зависимости от местных условий и состава верующих. Они легче могут
быть введены среди православных западного происхождения, чем среди
русских, легче среди молодёжи, чем среди старых».
В решении Синода 1968 года непонятно только одно: откуда появился
временной промежуток воздержания от пищи в 6 часов? Например, в ночь на
Пасху перед началом полунощницы (23:30) читаются Деяния апостолов:
именно в это время в древности братия в трапезной храма под чтение
Деяний вкушала последний раз постную пищу перед Пасхальным
богослужением. Получается меньше шести часов!
Так что евхаристический пост в 6 часов воздержания от пищи со
временем может превратиться в 3, и даже в 1 час, как это практикуется у
католиков перед причащением на мессе.
Вывод отсюда только один: перефразируя решение Синода 1968 года,
следует со всей ответственностью заявить, что воздержание перед
причащением с полуночи не только весьма похвально но и канонически необходимо.
* * *
По Уставу служение Литургии в определённые дни полагается не вечером, а
«в соединении с вечерней». При этом служение вечерни днём или даже
утром ничуть не хуже, чем общепринятое служение утрени вечером или
ночью. Это — вопрос традиции, а в Русской Церкви, как признают сами
модернисты, вечерних Литургий не было никогда, потому что позднее причастие затруднительно для большинства верующих. Всё-таки, сказано: Суббота для человека, а не человек для субботы (Мк. 2,27).
В результате проведения Преждеосвященной Литургии вечером к
вечернему причастию приступают люди, должным образом не постившиеся и
не молившиеся на уставном богослужении.
Общеизвестно, что перед причастием христианину полагается
присутствовать на всех службах суточного круга, предшествующих
Литургии. Если речь идёт не о постовом дне — это, как правило, вечерня и
утреня плюс часы. Не меньшие требования, очевидно, должны быть
предъявлены желающим причаститься на Литургии Преждеосвященных Даров,
которую, согласно Типикону, предваряют утреня, часы 1-й, 3-й, 6-й, 9-й и
изобразительны. Причастие в будние дни никак не должно быть более «легкодоступным», чем в воскресенье.
О необходимости непременного говения с полуночи говорится в 58 Каноническом Правиле Карфагенского Собора: «О священнодействии случающемся после обеда, истинно есть, да не ядшими достойно совершается, и тогда утвержденó сие».
Это установление подтверждено в более жёсткой формулировке также 29-м
Каноническим Правилом VI Вселенского Собора. Поэтому все рекомендации
о «шестичасовом» или «семичасовом» говении перед вечерним причастием
попросту противоречат Правилам Апостольской Церкви. Кто не способен
исполнить канонические требования для подготовки к причастию в будние
дни, тот может «не в суд или во осуждение» причаститься в ближайший субботний или воскресный день.
* * *
Скажем ещё раз: ничего страшного в самой практике
совершать Преждеосвященную литургию вечером нет. Об этом говорится и в
«Известии учительном»:
«Время служения литургии есть,
по древнему церковному обычаю, третий час дня, но также может и
раньше и позже начинаться и совершаться Божественная литургия, если
будет такая необходимость; только не прежде рассвета дня, тем более,
после полудня (ночные литургии на Рождество и Пасху являются
исключениями, специально оговоренными Уставом. — Н.К.). Кто
так начинает и совершает литургию — согрешит. Но есть в Церкви
особые урочные дни, в которые подобает совершать литургию после полудня,
тем более, когда литургия совершается вместе с вечерней, например:
Преждеосвященные литургии, литургия в Великую субботу, литургии в
навечерия Рождества Христова и Богоявления и в день Пятидесятницы».
Опыт многих приходов и монастырей показывает, что если не
слишком сокращать чинопоследования великопостной утрени и часов, то
Литургия Преждеосвященных Даров на приходе не должна начинаться раньше
полуденного времени. Поэтому стремление к вечернему причащению
похвально — но при условии, что великопостную среду или пятницу мы
проводим в отрешении от мiрских суетных дел, предавшись долгой
уставной молитве полного суточного круга и с разрешением строгого
поста лишь после причастия. В противоположность этому, вечернее
служение Литургии может оказаться в осуждение тем, кто дерзнет
приступать к Святыне, игнорируя предписанное Уставом богослужение и
говение.
Призывы к реформированию традиционного православного
богослужения (якобы в миссионерских целях) свидетельствуют только об
одном: об отсутствии подлинной веры в Богау нынешних «креативных» церковных реформаторов. Никого, никогда и никакими человеческими силами обратить ко Христу невозможно: «Никтоже может приити ко Мне, аще не будет ему дано от Отца Моего», — говорит Господь. Об этом же замечательно сказал архимандрит Рафаил (Карелин): «Если Бог не призвал, то и ухищрения не помогут».
В нашем намоленном веками церковнославянском богослужении, в русской литургической практике важен прежде всего духовный опыт подвижников благочестия, молитвенный
подвиг наших благочестивых предков. Поэтому наш долг — бережно хранить
эту драгоценную жемчужину Православной Церкви и церковного Предания:
литургические традиции Русской Церкви и церковнославянское
богослужение, которое уже более тысячи лет просвещает русский
православный мiр и души верующих.
Благодатный Огонь
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
войдите или
зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Источник