Дискуссия можно ли быть свободным

Содержание статьи

Дискуссия «Можно ли быть свободным без ответственности»

«Можно ли быть свободным без ответственности»

Дискуссия

Цель: создать условия для обсуждения с учащимися значение слов «свобода» и «ответственность», показать значимость этих понятий в жизни человека.

Задачи:

Способствовать развитию у учащихся осознанного понимания значимости данных понятий в реальной человеческой жизни

Умения действовать сообразно нравственным законом человеческой жизни.

Подготовка к дискуссии:

I. Готовясь к дискуссии, можно предложить учащимся ответить на некоторые вопросы. Вопросы учащимся предлагаются в виде анкеты.

1. Какой смысл ты вкладываешь в слово «свобода»?

2. Считаешь ли ты себя свободным человеком?

3. В чем выражается твоя свобода?

4. От чего ты считаешь себя зависимым?

5. Считаешь ли ты себя ответственным человеком?

6. Какие качества ответственного человека ты можешь назвать?

7. Какие качества ответственного человека у тебя?

8. Какие качества ответственного человека тебе хотелось бы в себе развить?

II. К данной дискуссии учащимся можно предложить раскрыть собственное понимание афоризмов, которые даны в книге В.Г. Кротова «Массаж мысли» и сравнить их с толкованием данных понятий в словаре В.И. Даля. Ребята могут готовить эту часть дискуссии, разделясь на группы. Задания учащимся можно приготовить в конвертах. Они могут быть следующего содержания:

Конверт 1

1. Найдите в словаре В.И. Даля толкование слова «свобода» и сравните его со следующим определением: «Свобода — это возможность становиться самим собой».

2. Дайте собственное объяснение этого определения.

3. Приведите примеры подтверждений или опровержений из собственных наблюдений.

Конверт 2

1. Найдите в словаре В.И. Даля толкование слова «ответственность» и сравните его со следующим определением: «Ответственность — это груз, дающий силы».

2. Дайте собственное объяснение этого определения.

3. Приведите примеры подтверждения или опровержения данных определений из собственных наблюдений.

К дискуссии можно подготовить плакат под названием «Статистика по проблеме». Для этого можно провести заранее опрос родителей, учащихся, педагогов и самих учащихся класса. Плакат можно построить следующим образом: слева написать следующие положения — я свободен, я — зависим, я — ответственен и я — безответственен, а справа отметить количество человек, признающих в себе эти качества. Плакат выглядит примерно так:

Я свободен — 10 человек

Я зависим — 20 человек

Я ответственен — 10 человек

Я безответственен — 20 человек

В плакате необходимо отразить ответы участвовавших в опросе и с цифровых данных плаката можно начать диспут. В ходе диспута на доске можно фиксировать ответы участвующих в полемике.

Вопросы диспута заранее сообщаются учащимся. Они могут быть такими:

Чем должен обладать человек, чтобы быть свободным?

Мы управляем страстями или страсти управляют нами?

Чем определяется поведение человека: собственным выбором, окружающей средой или обстоятельствами?

Как можно истолковать фразу А.И. Солженицына «Находясь в заключении, преодолевая тяжелые обстоятельства жизни, я чувствовал внутреннюю свободу»?

Может ли свобода человека ограничиваться определенными правилами?

Законы ограничивают свободу или создают условия быть свободным?

Свобода и ответственность — можно ли между этими словами поставить знак равенства?

В конце диспута учащимся предлагается объединиться в группы для того, чтобы выполнить завершающий этап обсуждения проблемы. Для работы в группах ребята объединяются по 4 человека. Несколько групп должны определить и составить правила поведения или нравственный свод законов, регламентирующий поведение свободного и ответственного человека. Учащиеся выполняют работу в течение 5-7 минут, а затем представляют в доказательной манере то, что у них получилось.

Другие группы ребят получают задание изобразить с помощью карандашей и красок понятия «ответственность» и «свобода» в виде ярких красочных плакатов, которые должны помочь человеку в трудной жизненной ситуации и заставят задуматься при принятии определенного решения. Получившиеся работы ребята должны представить в течение 2-3 минут и защитить их. Эти задания (плакаты и своды законов) могут быть предварительной работой учащихся при подготовке к диспуту.

Источник

?

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 городского округа город Буй Костромской области

Классный час — дискуссия

«Можно ли быть свободным без ответственности?»

6.г.

, классный руководитель 10 класса.

Методическая форма: «статичная» — представление-коммуникация, приём: дискуссия (по ).

Участники: 10 класс, классный руководитель , социальный педагог

Цель: обсудить с учащимися значение слов «свобода» и «ответственность», показать значимость этих понятий в жизни человека.

Задачи: развивать у учащихся осознанное понимание значимости данных понятий в реальной человеческой жизни, умение действовать сообразно нравственным законам человеческого существования.

Предварительная подготовка

I. Ответить на вопросы анкеты.

I Анкета

1.Какой смысл ты вкладываешь в слово «свобода»?

2.Считаешь ли ты себя свободным человеком?

3.В чём выражается твоя свобода?

4.От чего ты считаешь себя зависимым?

5.Считаешь ли ты себя ответственным человеком?

6.Какие качества ответственного человека ты можешь назвать?

7. Какие качества ответственного человека присущи тебе?

8.Какие качества ответственного человека тебе хотелось бы в себе развить?

II (задание для групп)

Подготовить ответы на понимание афоризмов, которые даны в книге «Массаж мысли» и сравнить их с толкованием данных понятий в словаре . Использовать Интернет-ресурсы.

Задание для 1и 2 групп.

Найдите в словаре толкование слова «свобода». Сравните его со следующим определением: «Свобода — это невозможность становиться самим собой». Дайте собственное объяснение этому определению. Приведите примеры подтверждений или опровержений из собственных наблюдений.

Задание для 3 и 4 групп.

Найдите в словаре толкование слова «ответственность» и сравните его со следующим определением: «Ответственность — это груз, дающий силы». Дайте собственное объяснение этому определению. Приведите примеры подтверждения или опровержения данных определений из собственных наблюдений.

На доске (из Интернет-ресурсов):

Толковый словарь трактует слово «совесть» — как нравственную (а, значит, и моральную — Ю. М) ответственность за свое поведение (слова и дела — Ю. М.) перед окружающими людьми, обществом.

Ответственность — это категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, человечеству в целом. Построение современного общества, внедрение сознательного начала в социальную жизнь, приобщение народных масс к самостоятельному управлению обществом и историческому созиданию резко увеличивает меру личной свободы и одновременно социальной и моральной ответственности каждого.

СВОБОДА ж. слобода южн. зап. сев. свободь вост. сев. своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле. Свобода понятие сравнительное; она может относиться до простора частного, ограниченного, к известному делу относящемуся, или к разным степеням этого простора, и, наконец, к полному, необузданному произволу или самовольству. Свобода печати, отсутствие цензуры, но может быть ответ перед судом. Свобода мысли, безответственность за мысли, убеждения свои. Свобода слова, позволенье выражать мысли свои. Свобода крестьян противополагается рабству и крепостному быту. Выпустить пленника, пташку на свободу, на волю, на простор. Никакой свободишки нет, теснят всем, отовсюду.

III ( )

Подготовка статистических данных «Статистика по проблеме»: опрос родителей (20 человек), опрос учащихся (20 человек), опрос учителей (20 человек).

Дискуссия можно ли быть свободнымДискуссия можно ли быть свободным

Ответы учащихся в опросе « Статистика по проблеме» выслушиваются в процессе дискуссии.

Ход дискуссии

1. Обсуждение данных плаката «Статистика по проблеме».

Вопросы к полемике (на доске):

Чем должен обладать человек, чтобы быть свободным? Мы управляем страстями или страсти управляют нами? Чем определяется поведение человека: собственным выбором, окружающей средой или обстоятельствами? Как можно истолковать фразу «Находясь в заключении, преодолевая тяжёлые обстоятельства жизни, я чувствовал внутреннюю свободу»? Может ли свобода человека ограничиваться определёнными правилами? Законы ограничивают свободу или создают условия быть свободными? Свобода и ответственность — можно ли между этими словами поставить знак равенства?

II. В конце дискуссии — объединение детей в группы для обсуждения проблемы. Используется выполненное домашнее задание по группам: толкование слов «свобода», «ответственность»; сравнение с предложенными определениями, толкованием в словаре , собственное толкование.

Дополнительные задания в ходе дискуссии (3 минуты):

Две группы составляют свод законов, регламентирующих поведение свободного и ответственного человека. Две группы — изобразить понятия «свобода» и «ответственность».

Защита мини-проектов:

Изображение понятий. Приём: рисование на нравственные темы.

Составление свода законов. Приём: составление нравственных обязанностей.

III. Итог. Ответ на главный вопрос дискуссии: «Можно ли быть свободным без ответственности».

Дополнение классного руководителя в разработку сценария дискуссии «Можно ли быть свободным без ответственности». Установить взаимозависимость, взаимосвязь между двумя нравственными и правовыми понятиями, понять их значение в жизни человека. Обсуждение схем.

Дискуссия можно ли быть свободным

Сообщение результатов анкетирования.

Используемые ресурсы:

1.Интернет-ресурсы

https://www. *****/works/91/3934.html

https://dal. /word036942.html

2.М. Ю Савченко, «Справочник классного руководителя. 10-11 классы». М., «Вако», 2006. с.84-86.

Источник

Может ли человек быть абсолютно свободным?

Свобода. Очень часто мы говорим о том, как важно для человека быть свободным. Каждый хотел бы быть свободным, а у многих эта потребность особенно сильна. Все психологи, коучи и сторонники саморазвития то и дело призывают нас к тому, чтобы мы жили так, чтобы чувствовать себя свободными.

Но задумывались ли вы: действительно ли возможно быть абсолютно свободным?

Может ли человек жить так, чтобы влиять абсолютно на всё в своей жизни и не страдать под гнётом различных обстоятельств и проблем?

Посудите сами: ведь с рождения мы не свободны. С самого детства мы что-то должны. И может быть, это нормально?

Человек, который ничего не должен хотя бы перед собой или высшими силами, обычно потерян и несчастен. Он просто не видит смысла и цели. Детьми мы вынуждены жить в определённых обстоятельствах, так как у нас ещё нет денег и многих прав, мы не можем за себя постоять, мы ничего не умеем делать, мы не можем выбирать место жительства и людей, с которыми мы находимся вместе.

Можем выбирать только, с кем мы пойдём в секцию или в кино в субботу. К примеру. Можем выбрать, какую книгу читать. И так далее. Со временем, с возрастом наши границы расширяются, и мы уже способны на большее. Но увы, не на всё.

Так хотелось бы верить, что в любой момент ты можешь взять и пойти куда угодно и сделать что угодно, но это всё настолько относительно… Мы все вынуждены ждать нужного момента. Хотелось бы прямо сейчас, но не всегда это разумно.

Если я прямо сейчас поеду в гости к другу вместо работы, последствия убьют любую радость от проведённого времени. Ну и всё в таком духе. Главное, чтобы основное направление движения совпадало со внутренним стремлением и удовлетворяло потребности.

Как сказано у Экзюпери в «Маленьком принце», «Должен же я стерпеть двух-трёх гусениц, чтобы познакомиться с бабочками?»

Уже не говоря о внешних обстоятельствах. Даже став взрослыми, мы вдруг осознаём, что всё такие же дети.

В данный момент речь не о способности радоваться, а о том, какие возможности у нас есть по сравнению с детством. Ведь получается забавная вещь. У нас возрастают возможности: работа, права, деньги, независимость, мы можем выбирать, где и с кем жить, что есть и чем вообще заниматься, можем что-то изменить.

То есть в глобальном плане мы взрослые. Но как это всё условно… Ведь растут не только возможности, но и потребности. В детстве нам было довольно того, что вокруг, теперь же нужен весь мир. В 6 лет нас могла порадовать поездка к бабушке или поход в лунапарк.

Теперь же нас может не порадовать и вечер в баре или в кино. Нам хочется качественно по-другому проводить время. Взрослого человека делает сущим дитём необходимость платить за счета, налоги, терпеть пробки, плохой транспорт, бюрократию.

Вроде ты не дерево, но и не птица в небесах ,как у Кипелова. Взрослый ответственен не только за себя, но и за родителей, ребёнка, собаку, рыбок (хотя здесь уже речь об эгоизме или отсутствии его).

Прямо сейчас мы хотим куда-то поехать, но не можем, ведь надо заработать денег или остаться с больным родственником, а это значит, ещё какое-то время всё в том же месте, где не хочется находиться. Так есть ли она вообще, абсолютная свобода?

Если мы заброшены в жизнь, то наверное, есть смысл только играть по её правилам. Поэтому такой отдушиной и радостью для нас становятся моменты, когда мы чувствуем себя свободными и живыми.

Чем чаще это нам удаётся, тем мы счастливее. Просто надо к этому стремиться. Но пока мы живы, вся наша свобода в том, чтобы выбрать как можно более приятную тюрьму:)

Источник

Дискуссия на тему: «Развитие личностных качеств»» Тема «Можно ли быть свободным без ответственности»

Дискуссия на тему:

«Развитие личностных качеств»»

Тема «Можно ли быть свободным без ответственности»

Цель: обсудить с участниками значение слов «свобода» и «ответственность», показать значимость этих понятий в жизни человека.

Задачи: развивать у уч-ся осознанное понимание значимости данных понятий в реальной человеческой жизни, умение действовать сообразно нравственным законам человеческого существования.

Предварительная подготовка:

предложить участникам ответить на вопросы анкеты.

1. Какой смысл ты вкладываешь в слово «свобода»?

2. Считаешь ли ты себя свободным человеком?

3. В чем выражается твоя свобода?

4. От чего ты считаешь себя зависимым?

5. Считаешь ли ты себя ответственным человеком?

6. Какие качества ответственного человека ты можешь назвать?

7. Какие качества ответственного человека присущи тебе?

8. Какие качества ответственного человека тебе хотелось бы в себе развить?

Участникам можно предложить раскрыть собственное понимание афоризмов, которые даны в книге В.Г. Кротова «Массаж мысли» и сравнить их с толкованием данных понятий в словаре В.И. Даля. Ребята готовят эту часть дискуссии по группам. Задания даны в конвертах. Они имеют следующее содержание:

Конверт 1

1. Найдите в словаре В.И. Даля толкование слова «свобода» и сравните его со следующим определением: «Свобода — это возможность становиться самим собой».

2. Дайте собственное объяснение этому определению.

3. Приведите примеры подтверждений или опровержений из собственных наблюдений.

Конверт 2

1. Найдите в словаре В.И. Даля толкование слова «ответственность» и сравните его со следующим определением: «Ответственность — это груз, дающий силы».

2. Дайте собственное объяснение этому определению.

3. Приведите примеры подтверждения или опровержения данных определений из собственных наблюдений.

Ш. Подготовить плакат под названием «Статистика по проблеме». Плакат строится

следующим образом — слева написать положения: «Л — свободен», «Л — зависим», «Я — ответствен», «Я — безответствен», а справа отметить количество человек, признающих в себе эти качества Плакат выглядит примерно так:

Я свободен-10 чел.

Я зависим — 20 чел.

Я ответствен — 10 чел.

Я безответствен — 10 чел.

В плакате необходимо отражать ответы участвовавших в опросе.

Ход дисскуссии

I. Обсуждение данных плаката «Статистика по проблеме».

В ходе диспута на доске фиксируются ответы ребят в полемике. Вопросы дискуссии заранее сообщаются учащимся. Примерные вопросы для дискуссии:

1. Чем должен обладать человек, чтобы быть свободным?

2. Мы управляем страстями или страсти управляют нами?

3. Чем определяется поведение человека: собственным выбором, окружающей средой или обстоятельствами?

4. Как можно истолковать фразу А. И. Солженицына «Находясь в заключении, преодолевая тяжелые обстоятельства жизни, я чувствовал внутреннюю свободу»?

5. Может ли свобода человека ограничиваться определенными правилами?

6. Законы ограничивают свободу или создают условия быть свободным?

7. Свобода и ответственность — можно ли между этими словами поставить знак равенства?

П. В конце дискуссии участникам предлагается объединиться в группы по 4 человека, чтобы выполнить завершающий этап обсуждения проблемы. Несколько групп должны определить и составить правила поведения или нравственный свод законов, регламентирующий поведение свободного и ответственного человека. Ребята выполняют работу в течение 5-7 минут, а затем представляют в доказательной форме то, что у них получилось.

Другие группы ребят получают задание — изобразить с помощью карандашей и красок понятия «ответственность» и «свобода». Это должны быть яркие красочные плакаты, которые помогут человеку в трудной жизненной ситуации и заставят задуматься при принятии определенного решения. Свои работы ребята представляют и защищают в течение 2-3 минут. В конце дискуссии делаются общие выводы.

Источник

Будьте свободны: 7 стратегий, чтобы быть свободным

серия статей психология

Быть свободным — одно из величайших желаний людей.

Большинство религий считают конец жизни освобождением души, заключенной в человеческое тело.

Одним из худших наказаний является пожизненное лишение свободы, а свобода выражения мнения и выбора — одно из самых ценных активов, которые существуют.

С незапамятных времен различные философы и богословы обсуждали вопрос о том, действительно ли мы свободны в выборе нашего назначения, или наоборот, мы подчинены законам вселенной, будущее написано до нашего рождения или прихоть различных Богов. Каким бы ни был ответ и независимо от этических и религиозных взглядов, ясно, что чувство свободы имеет много общего со счастьем.

Я уверена, что вы когда-нибудь смотрели на небо и чувствовали зависть к полетам птиц. Это кажется таким свободным, таким легким … Правильно?

Или вы видели, как течет река, постоянно движется, постоянно меняется, в постоянной свободе …

Вы помните, как в последний раз вы чувствовали себя действительно свободными?

Прежде чем продолжить чтение, я хочу, чтобы вы закрыли глаза и соприкоснулись на пару минут с этим чувством свободы .

Замечательно, правда?

У меня хорошие новости. Чувство свободы зависит исключительно от вас.

Быть свободным — это не объективный факт (очень немногие вещи действительно объективны), а ментальная конструкция.

Я хочу сказать, что человек, отбывающий наказание в тюрьме, может свободно писать роман и позволять своему воображению летать, а другой человек, живущий в городе, окруженный его близкими, может чувствовать себя заключенным в тюрьму своей собственной жизни.

Хотя это правда, что окружающая среда, в которой вы живете, место, где вы родились, и другие факторы, которые далеки от вашего выбора, существенно влияют на вашу жизнь, но в большинстве случаев у вас достаточно места для маневра.

Короче говоря, быть свободным (за исключением очень экстремальных случаев) не зависит от вашей внешней ситуации, а зависит от психологических цепочек, которые вы связываете сами.

Поэтому в этой статье я собираюсь дать вам некоторые стратегии, чтобы быть свободными — это часть вашей повседневной жизни.

7 стратегий быть свободными в вашей повседневной жизни

Чтобы быть свободным, вам не нужно быть миллионером, и вам не нужно работать, у вас есть все время в мире, или вы можете делать все, что захотите, где бы вы ни хотели и когда захотите.

Быть свободным — это нечто очень отличное от этого. Это больше связано с наслаждением того, что у вас есть, и живя интенсивно каждый момент, с желанием того, чего у вас нет.

И так, давайте приступим к стратегиями!

1. Жить в стиле минимализма

Сколько у вещей в вашем доме, что вам не нужно? Сколько вещей вы не использовали в течение нескольких лет, но вы не знаете, что с ними делать?

Сделайте полную очистку вашего дома, и подарите или утилизируйте вещи, которые вам не нужны.

Когда я говорю о минималистском образе жизни, я не имею в виду строгий образ жизни, у вас может быть много вещей, которые вы считаете важными для себя.

Главное, чтобы не наполнить вашу жизнь бесполезным хламом, который, далек от того, чтобы сделать вас более свободными

2 Действуйте согласно вашим ценностям

Вопрос о ценностях — это тот, который непосредственно связан с чувством свободы.

Если вы действуете согласно вашим ценностям, вы будете чувствовать себя свободными и счастливыми.

Если вы пойдете против них, вы будете стараться оправдываться, заниматься самообманом, и это будет вызывать постоянное чувство неудовлетворенности и дискомфорта.

Когда вам нужно принять сложное решение выберите то, которое соответствует вашим ценностям (даже если это не самый простой вариант).

Если вам нужно выбрать путь, выберите тот, который соответствует вашим значениям (а не тот, который другие ожидают от вас), если вы потеряны и вам нужен путеводитель в жизни, используйте ваши ценности, они помогут вам увидеть, куда надо следовать ,

3. Имейте цели, но не ожидания.

Иметь цели и желание, улучшить различные аспекты вашей жизни, это здорово. Бороться за эти цели, еще лучше.

Однако, когда эти цели становятся ожиданиями в «Я буду счастлив, когда …» «Я добьюсь успеха, когда …» «Я сделаю то или это, когда …», тогда начинаются проблемы.

Счастье находится в зале ожидания того, что вы считаете истинным счастьем.

Не тратьте всю свою жизнь на «что-то», потому что, когда вы достигнете чего-то, вам будет нужно другое «что-то», и так далее …

И таким образом ваша жизнь пройдет, пока вы планируете.

4. Работа над вашим самопознанием

Как было ранее сказано, свобода — это психологическая конструкция, субъективное чувство, и поэтому большинство цепочек, которые связывают вас, также являются психологическими.

Вы можете чувствовать себя наручниками, привязанными, привязанными, но я могу заверить вас, что внутри у вас есть ключ, чтобы открыть эти наручники и нож, чтобы разрезать эти веревки.

Знание себя поможет вам понять, почему вы делаете определенные вещи, почему вы определенным образом реагируете на определенные стимулы.

Это поможет вам понять те условия, которые вы приобрели на протяжении всего вашего опыта, изучать новые модели и убирать те, которые вредны для вас.

Зная, почему вы делаете то, что делаете, почему вы думаете, как думаете, и почему вы чувствуете, что вы чувствуете, это первый шаг к изменению.

Знание себя — это ключ к правильному управлению вашими эмоциями, чтобы вы стали проводниками в своей жизни, а не заложником.

5. Путешествие

Путешествие — отличное средство от предрассудков, умственной жесткости и стресса.

Путешествие заставляет вас отключиться от своих забот и повседневного быта и сосредоточиться на аспектах, которые более важны для выживания, например, где поесть или где спать.

Это заставляет вас жить больше в настоящем моменте и наслаждаться пейзажами, закатами, беседами с незнакомцами или едой со странным вкусом.

Путешествие учит вас быть свободным, ценить то, что действительно важно, и уметь выходить из зоны комфорта.

Путешествие учит вас одному из основных ключей, чтобы быть свободным: уметь меняться.

6. Никогда не теряйте способность удивлять себя.

Когда вы были ребенком, и вы не знали окружающего вас мира, все удивляло вас, я не знаю, помните ли вы, когда считали дни до отпуска или когда прогулка по сельской местности была самой захватывающей экспедицией.

Однако со временем вы привыкли к окружающему миру и потеряли способность удивлять себя.

Вы цепляетесь за повседневность, и вы теряете свободу быть со Вселенной.

Научитесь находить для себя что-то удивительное.

7. Сила воображения

Из кресла собственного дома вы можете пролететь над величественными горами и кристальными озерами, купаться на райских пляжах или соединиться с силой земли.

Почему бы вам не воспользоваться этой силой?

Вы не только разовьете свое воображение, концентрацию и творчество, но также насладитесь чувством свободы.

Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и не забудьте поделиться с друзьями!

Благодарю вас и до новых встреч!

Источник

Читайте также:  Можно ли есть цветы кактуса