Был никах можно ли разводится

Как происходит расторжение брака (никяха) и каковы его условия

РАСТОРЖЕНИЕ АКТА НИКЯХА

Расторжение — это прекращение брака (никяха), при котором муж получает компенсацию от жены[1]. Исламские ученые однозначно разрешили это согласно Аяту 4 (Сура 4 «Ан-Ниса`»):

وَءَاتُوا النِسَآءَ صَدُقَاتِهِنَّ نِحْلَةً فَإِنْ طِبْنَ لَكُمْ عَنْ شَىْءٍ مِنْهُ نَفْساً فَكُلُوهُ هَنِيئاً مَرِيئا ً

Что означает: «Давайте от души своим женам их маhр. А если они по своим собственным желаниям дадут что-либо, то пользуйтесь тем, что достанется вам во благо и в удовольствие».

А также согласно изречению Пророка Мухаммада, мир Ему:

اقْبَلِ الحَدِيْقَةَ وطَلِّقْها تَطْلِيْقَة

Что означает: «Прими от неё сад и дай ей один развод».

Мнения ученых разделились только в том, является ли это разводом или же просто прерыванием акта никяха.

Сказано, что расторжение бракосочетания — не желательно[2], за некоторыми исключениями:

  • если супруги боятся дальнейших разногласий между собой;
  • если один из супругов боится, что будет ущемлять права другого;
  • если муж вызывает у жены неприязнь и отвращение;
  • если жена вызывает у мужа неприязнь из-за совершения ею прелюбодеяния и тому подобное, например, если она не выполняет Намаз;
  • если муж, передумав, желает спасти свои супружеские отношение после того, как он дал клятву, или поставил условие, что например, при каком-то действии будет трехкратный развод или два последние разводы. Тогда для выхода с того положения, он может сделать расторжение.

Условия расторжения никяха:

  1. Если, например, муж говорит жене: «Я расторгнул никях с тобой за такую-то сумму», и жена при этом соглашается.
  2. Муж может сам расторгнуть никях или может поручить сделать прерывание доверенному лицу от своего имени.
  3. Жена может сама компенсировать или от её имени это сделает кто-то другой. Например, другой мужчина может предложить мужу расторгнуть никях за определенную сумму, и муж при этом соглашается.

После расторжения никяха женщина освобождается от мужа и не может вернуться к бывшему мужу, пока он не сделает с ней новый акт бракосочетания в присутствии попечителя и двух свидетелей. По сути, расторжение полностью аналогично разводу, но отличается от него в следующих случаях:

Во-первых, расторжение не входит в счет 1-2-3 разводов.

Во-вторых, при возобновлении брака обязательно заключать его в присутствии попечителя и двух свидетелей, независимо от того, возвращается жена в период ‘идда или нет.

Рассмотрим расторжение на следующем примере. Муж сказал жене: «Если ты заговоришь с этим конкретным человеком, то ты разведена трехкратным разводом». Или, например если поставит условие: «Если войдешь во двор этого человека, или выйдешь без моего разрешения из дома, то ты разведена трехкратным разводом». Но потом он забеспокоился о том, что его жена все-таки пойдет туда или сделает то, что было установлено им в условии развода и таким образом развод состоится. Тогда он делает расторжение без намерения развода, а с целью прекращения никяха. После расторжения, если она сделает обусловленное, развод не произойдет, так как поставленное ранее становится недействительным. Затем он совершает новый акт бракосочетания.

_______________________________________

[1] Расторжение брака не является разводом, а считается лишь прекращением брака. Об этом сказано в книге Имама Аш-Шафи’ий «Ахкямуль-Кур`ан»

[2] То есть макруh, в этом нет вознаграждения но и греха в этом нет.

Источник

Как происходит расторжение брака (никяха) и каковы его условия

РАСТОРЖЕНИЕ АКТА НИКЯХА

Расторжение — это прекращение брака (никяха), при котором муж получает компенсацию от жены[1]. Исламские ученые однозначно разрешили это согласно Аяту 4 (Сура 4 «Ан-Ниса`»):

وَءَاتُوا النِسَآءَ صَدُقَاتِهِنَّ نِحْلَةً فَإِنْ طِبْنَ لَكُمْ عَنْ شَىْءٍ مِنْهُ نَفْساً فَكُلُوهُ هَنِيئاً مَرِيئا ً

Что означает: «Давайте от души своим женам их маhр. А если они по своим собственным желаниям дадут что-либо, то пользуйтесь тем, что достанется вам во благо и в удовольствие».

А также согласно изречению Пророка Мухаммада, мир Ему:

اقْبَلِ الحَدِيْقَةَ وطَلِّقْها تَطْلِيْقَة

Что означает: «Прими от неё сад и дай ей один развод».

Мнения ученых разделились только в том, является ли это разводом или же просто прерыванием акта никяха.

Сказано, что расторжение бракосочетания — не желательно[2], за некоторыми исключениями:

  • если супруги боятся дальнейших разногласий между собой;
  • если один из супругов боится, что будет ущемлять права другого;
  • если муж вызывает у жены неприязнь и отвращение;
  • если жена вызывает у мужа неприязнь из-за совершения ею прелюбодеяния и тому подобное, например, если она не выполняет Намаз;
  • если муж, передумав, желает спасти свои супружеские отношение после того, как он дал клятву, или поставил условие, что например, при каком-то действии будет трехкратный развод или два последние разводы. Тогда для выхода с того положения, он может сделать расторжение.

Условия расторжения никяха:

  • Если, например, муж говорит жене: «Я расторгнул никях с тобой за такую-то сумму», и жена при этом соглашается.
  • Муж может сам расторгнуть никях или может поручить сделать прерывание доверенному лицу от своего имени.
  • Жена может сама компенсировать или от её имени это сделает кто-то другой. Например, другой мужчина может предложить мужу расторгнуть никях за определенную сумму, и муж при этом соглашается.

После расторжения никяха женщина освобождается от мужа и не может вернуться к бывшему мужу, пока он не сделает с ней новый акт бракосочетания в присутствии попечителя и двух свидетелей. По сути, расторжение полностью аналогично разводу, но отличается от него в следующих случаях:

Во-первых, расторжение не входит в счет 1-2-3 разводов.

Во-вторых, при возобновлении брака обязательно заключать его в присутствии попечителя и двух свидетелей, независимо от того, возвращается жена в период ‘идда или нет.

Рассмотрим расторжение на следующем примере. Муж сказал жене: «Если ты заговоришь с этим конкретным человеком, то ты разведена трехкратным разводом». Или, например если поставит условие: «Если войдешь во двор этого человека, или выйдешь без моего разрешения из дома, то ты разведена трехкратным разводом». Но потом он забеспокоился о том, что его жена все-таки пойдет туда или сделает то, что было установлено им в условии развода и таким образом развод состоится. Тогда он делает расторжение без намерения развода, а с целью прекращения никяха. После расторжения, если она сделает обусловленное, развод не произойдет, так как поставленное ранее становится недействительным. Затем он совершает новый акт бракосочетания.

Читайте также:  Можно ли есть овощи при кишечной инфекции

_______________________________________

[1] Расторжение брака не является разводом, а считается лишь прекращением брака. Об этом сказано в книге Имама Аш-Шафи’ий «Ахкямуль-Кур`ан»

[2] То есть макруh, в этом нет вознаграждения но и греха в этом нет.

obislame.

Источник

Уважаемые как происходит развод по мусульманским обычаям? Был никах а есть ли развод?

Самая счастливая мусульманка! Мастер (1596) 10 лет назад

Талак

Это развод по инициативе мужа. Он предполагает троекратное провозглашение развода — произнесение вслух слова «Талак» или подобной фразы. Однако они не могут быть произнесены все сразу, без разрыва во времени, а также в период, когда у женщины происходит менструация2. Продолжительность времени между каждым случаем провозглашения развода должна соответствовать месячному циклу жены, длительность которого у каждой женщины конечно же различна. В период времени между провозглашениями развода необходимо делать все возможное, чтобы спасти брак, а женщина имеет в это время право на полное содержание мужем.

Женщина также может иметь право начать развод (Талак) , если об этом была договоренность до заключения брака, а также особо оговорено в брачном контракте. Многие женщины слишком застенчивы или неохотно включают подобное условие в свой брачный договор, но это их полное право, предоставленное им Исламом.

*ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ. Следует сказать, что после первого произнесения слова «талак» жена имеет право не только на содержание и жилье, но и на доброе обращение со стороны мужа в течение трех месячных периодов (иддат) . В это время, или позднее, они могут примириться и продолжать жить как супруги. Это есть первое провозглашение развода. Если после примирения, не дай Бог, отношения между супругами снова обострились и весь процесс повторился снова, по законам Ислама они все равно имеют право примириться и их супружеские отношения будут продолжаться дальше. Суть и цель иддат как раз и состоит в том, чтобы дать супругам возможность примириться и сохранить семью собственными усилиями или усилиями родственников. Если же этот процесс будет иметь место и в третий раз, то после этого согласно законам Ислама супруги уже больше не могут оставаться мужем и женой и Ислам выступает за то, чтобы они развелись. Однако они вправе в будущем снова создать семью при наличии ряда условий, о которых говорить здесь подробнее мы не имеем возможности. При необходимости более глубокого выяснения всех связанных с этим вопросов мы рекомендуем обратиться к знающим людям из числа мусульман или к Исламским ученым, пользующимся доброй репутацией.

Хул’

Это еще один вид развода, и здесь его инициатором является жена. В этом случае она обязана уплатить мужу компенсацию, т. е. вернуть Махр3.

Женщина получила право на такой вариант развода, чтобы иметь возможность освободиться от невыносимого для нее брака. Из литературы по Хадисам известны случаи, когда женщины получали развод — Хул’ — по причине того, что больше уже не могли выносить совместную жизнь с мужем4. Никому не следует продолжать жить в браке, который стал нестерпимой мукой и может вынудить женщину нарушить законы Ислама.

Женщина вправе требовать Хул’, и хотя Ислам в целом не поощряет разводы, мужчине надлежит отпустить ее, если все попытки примирения не принесли положительного результата5. Об этом печально говорить, но в наши дни приходится слишком часто слышать о таких браках, когда муж обращается с женой ужасающе жестоко, но при этом не желает развестись с ней сам или дать ей развод. Таким мужчинам необходимо напомнить слова Аллаха:

«Когда вы разведетесь с женами и когда они достигнут определенного для них срока (иддат) : тогда или удерживайте их благопристойным образом, или отпускайте их благопристойным образом. Не удерживайте их против их воли, поступая с ними несправедливо; кто поступает так — тот делает зло себе самому… » (Коран: Сура 2, Аят 231)

Мубара’ах

Это развод по взаимному согласию супругов.

Ли’ан

Такой способ развода применяется тогда, когда муж обвиняет жену в супружеской неверности (измене) . По законодательству Ислама для подтверждения акта супружеской измены необходимы показания четырех беспристрастных свидетелей, которые должны четко подтвердить, что конкретный мужчина или женщина действительно совершили супружескую измену. Если муж не может доказать, что такая измена имела место, он должен четыре раза поклясться Аллахом в в том, что говорит правду.

Искандар Саидов Мыслитель (9609) 10 лет назад

да …если муж скажет жене три раза ТАЛаК, то женьщина считается разведенной, и эту женьщину он больше неможет брать в жены пока она невыйдет замуж. за другого и не разведется.. если же слово талак муж произнес один раз или два раза то он может на ней женится снова.. . самый нелюбимый человек перед Аллахом это тот человек который разводится со своей женой.. .

достоверный хадис!!!!

elegand …Ученик (111) 5 лет назад

мой муж сегодня дал талаг и он говорит что ета ерунда ты дасихпор мая жена говорит он мне сказал 3 раза талаг

elegand …Ученик (111) 5 лет назад

онм меня биль пашеюу давал и душиль нельсколко раз мой муж говорит что я не биль ета шитается на избеения хоть я беремина

Зарема Лаврухина Ученик (109) 4 года назад

Скажите пожалуйста. Мне муж по телефону три раза сказал талак в одно время без перерыва, не знаю было ли при свидетелях, это было в порыве гнева, еще махр он мне не дал, обещеный при никахе, у нас двое детей и я его люблю, я не хочу с ним разводиться. Это считается разводом?

КрасиваяУченик (122) 3 года назад

Будьте сильными и не цепляйтесь за аяты. Как бы вам тяжело не было.

Источник

Дозволен ли никах с намерением развестись через определенное время ?

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху — Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Очень часто мусульмане задаются вопросом: «Можно ли жениться в случае пребывания в какой-либо стране на определенный срок, с намерением дать развод перед покиданием этой страны?»

Относительно этого вопроса были известные разногласия. Многие ученые говорили, что такой никах дозволен, так как не попадает под определение временного брака (никах мут’а). Временным никахом именуется тот, в котором как муж, так и жена знают о том, что в какой-то определенный срок они разведутся, а при упомянутом никахе о разводе не знает жена, а знает только сватающийся, следовательно, это уже не временный никах.

Читайте также:  Можно ли при похудении есть пшеничную

Другие же ученые говорили, что такой никах недействительный, и приводили в пример случай, когда человек жениться на такой женщине, с которой муж развелся трижды, для того, чтобы развестись с ней, чтобы ее бывший муж опять смог на ней жениться. И несмотря на то, что эта женщина не будет знать об их намерениях, этот никах недействительный!

А третья группа ученых говорила, что такой никах даже если и действительный с правовой стороны, он является запретным по причине обмана опекуна и женщины.

Для того, чтобы получше понять этот вопрос, обратимся к имамам нашей общины:

Спросили шейхуль-Ислама Ибн Таймию о путешественнике, который остается в той или иной стране месяц или два месяца, а затем покидает ее. И он боится впасть в грех прелюбодеяния. Может ли он жениться на то время, пока находится в этой стране, а если соберется в путь, то даст ей развод и то, что ей причитается по праву? И действителен ли такой брак?

Он ответил: «Пусть женится, однако ему следует заключить обычный никах и не делать условием его заключения определенный срок, так что если он пожелает, то может остаться с ней, а если пожелает, то разведет. Если же он намеревается развестись с ней по окончании своего пребывания в этой местности, то это (наличие такого намерения) порицаемо и действительность такого никаха неоднозначна. Если он имел намерение, что если он полюбит ее, то удержит, а если нет, то нет, тогда это дозволено. Если же он поставил себе условие, ограничив никах определенным временем, то это «Временный брак» (никах мут’а), в отношении которого ученые четырех мазхабов и другие единогласны, что это запрещено (харам). И если все же он намеревался заключить временный брак, однако никак не выявил этого жене, то ситуация опять таки неоднозначна. Абу Ханифа и аш-Шафи’и дозволяли это, а Малик, Ахмад и другие порицали. Однако никах мухалляль (т.е. женитьба на женщине, с которой муж развелся трижды, с намерением дать ей развод, чтобы ее муж вновь мог жениться на ней) хуже, чем временный никах (никах мут’а). Поистине, никах мухалляль недозволен никаким образом, так как у такого никаха целью не является заключение брака, а целью является вернуть или дозволить женщине вернуться к своему прежнему мужу. А это (такое намерение) не имеет никакого отношения к шариату в отличие от того, кто женится только для получения наслаждения, однако определение срока лишает данный союз основной цели брака, как долгое и совместное проживание в любви и согласии. И он содержит свою жену во временном жилье, которую снимает. И поэтому намерение во время заключения временного брака менее греховно, чем во время никаха мухалляль (дозволяющего) и положение такого никаха одно из двух: либо запрет, либо нежелательность». См. «Маджму’уль-фатауа» 32/107-108.

Имам ан-Науауи передал, что Къады ‘Ийяд сказал: «Единогласны ученые, что если кто-то заключает обычный брак, имея намерение, что не останется с ней, кроме как на определенное время, то его никах действителен и дозволен. И это не является никахом мут’а (временный брак), так как никах мут’а — это никах, заключенный с определенным условием (срок)». Однако имам Малик сказал: «Это неблагородно». А имам аль-Ауза’и посчитал это (никах с намерением развестись) неприемлемым и сказал: «Это временный никах и нет в нем блага». См. «Шарх Сахих Муслим» 9/182.

Имам ибн Къудама сказал: «Если человек женился не оговаривая условие (временности брака), однако имел намерение развестись с ней через месяц или тогда, когда закончит свои дела в этой стране, то его никах действителен по мнению всех ученых, кроме имама аль-Ауза’и, сказавшего, что это никах-мут’а. Истиной же является то, что нет проблем в таком браке, и не навредит этому (действительности никаха) его такое намерение. И не обязан человек женится, имея намерение, что непременно будет с ней жить. Однако рассчитывает либо жить с ней, если она подойдет для него, а если нет, то дать развод». См. «аль-Мугъни» 7/573.

Слова Ибн Къудамы: «Нет в этом никаких проблем, и намерение его не навредит», — относятся к тому действителен такой никах или нет, так как он сказал это сравнивая этот никах с никахом мут’а (временным). Если же он имел в виду, что нет на нем за это никакого греха, то его слова не могут быть правильными. Правильно то, что такой никах не дозволен (даже если признать, что он действителен с правовой стороны) по причине присутствующего в нем обмана опекуна и самой девушки, а также порчи взаимоотношений между людьми. Шейх Мухаммад Рашид Рида сказал: «Мы видим как ученые ранних и поздних поколений категоричны в запрете никаха мут’а. Отсюда следует, что и никах с намерением развестись тоже запрещен, даже если факъихи говорят, что сам акт никаха действителен, если муж не обусловил временность никаха при заключении самого никаха. Однако то, что он скрыл свои истинные намерения, является с его стороны ложью. И этот никах более достоин быть недействительным, чем тот, где временность никаха обусловлена, поскольку с этим заранее соглашаются жених, невеста и ее опекун. И временный брак (мут’а) не что иное, как издевательство над семейными узами, которые являются одними из самых величайших взаимоотношений, связывающих человечество. И это также является не чем иным, как голым ублажением своих страстей между, как бы дегустирующих друг друга, мужчин и женщин и всем тем злом, которое все это влечет за собой. Тот же никах, в котором его временность не была публично обусловлена, однако имела место лишь в сердце, несет в себе ложь и притворство. И он несет в себе другие виды нечестия, как вражда и ненависть, как отсутствие доверия даже по отношению к правдивым, которые хотят заключить настоящий никах, в котором целомудренность и искренность проявляется каждым из супругов по отношению друг к другу. А также взаимопомощь в построении праведной семьи представляющей собой одну из очагов исламского общества». См. «Фикъху-Ссунна» 2/217.

Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: «Если человек намеревался заключить временный никах, но не обусловил это, то есть намеревался в своем сердце, что он женится на женщине на срок в один месяц, пока он будет находиться в какой-то стране, то можем ли мы сказать, что положение этого такое же, как и положение никах мут’а. В данном вопросе есть разногласие. Из ученых есть те, кто говорит, что это подобно никаху мут’а, так как он намерился на это, а пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Поистине дела оцениваются по намерениям и поистине для человека лишь то, что он намеревался». А этот человек заключил временный брак. И если бы он намерился заключить никах мухалляль, даже если бы и не обуславливал этого, то решение по нему стало бы решением, как если бы он обусловил это. И точно такое же положение того, кто намерился заключить временный брак, даже если не обусловил этого. То есть его положение (хукм) это положение того, кто заключил никах мут’а. И это мнение, как ты видишь, является сильным мнением.

Читайте также:  Можно ли есть землянику при сахарном диабете

Другие же сказали, что это не является никахом мут’а, так как к нему не подходит определение никаха мут’а, которое гласит, что это никах заключаемый на определенный срок. И его время ограничено, то есть, если истечет срок, то никах аннулируется и ни у мужа, ни у жены нет в этом выбора. Плюс к этому в таком никахе (мут’а) нет возможности вернуть жену, так как не было самого развода, однако это истечение срока брачного договора. Это и есть никах мут’а. Однако тот, который имеет намерение временного брака, разве он обязан развести жену после истечения того срока, на которое он имел намерение жениться? Ответ — нет! Ведь может человек женился и не собирается иметь жену, когда покинет эту страну, однако после свадьбы он полюбил ее и не развелся. В таком случае его никах не может аннулироваться ни его отъездом, ни истечением срока, так как не ставил он такого условия и потому не обязан соблюдать его. Поэтому данный никах действителен и не является никахом мут’а.

От шейхуль-Ислама в этом вопросе передается два мнения, о его дозволенности и о запретности. И более близко это то, что он не считал такой брак никахом мут’а, однако запрещал по другой причине, а это — обман и предательство по отношению к жене и ее опекуну. Так как если бы жена и ее опекун знали о его истинных намерениях, то не были бы довольны этим и не заключили бы с ним никах. А если бы он обусловил это (т.е. срок), то это стало бы никахом мут’а.

Исходя из вышеперечисленного следует, что такой никах запрещен не из-за того — действителен он или недействителен, а из-за того, что это из области предательства и обмана.

А если кто-то спросит: Обязывает ли человека то, что они заключили с ним брачный договор, к тому, чтобы жена оставалась у него всегда (не развелся никогда)? Ведь возможно что он, женившись сегодня, уже завтра разведется с ней?

Да, это возможно. Решение об этом в его руках, если захочет — даст развод, а если захочет — оставит. Однако здесь есть существенная разница между тем, когда человек женится, желая этого, после чего перестает испытывать к ней желание. И между тем, кто изначально намерился заключить брак на определенный срок. И он не хочет ничего, кроме как, насладившись эти определенные дни, дать ей развод. И между этими двумя поступками есть разница.

Кто-то может сказать, что наше заявление о том, что это является предательством и обманом по отношению к ней и ее опекуну, не является весомым, так как муж и без того имеет право развести ее когда пожелает. Может сказать, что они заключают никах на свой страх и риск и не знают, когда он предоставит ей развод. Никто не спорит, все верно, однако и они (невеста и ее опекун) и он (жених) убеждены — когда заключается обычный никах — что этот никах навсегда. И если произойдет или выявится что-то непредвиденное, то это (развод) может случиться, однако это не является основой при заключении браков. И поэтому люди с неохотой и опаской заключают никах с человеком известным множеством разводов. И если человек женится, имея такое намерение, то исходя из слов тех ученых, кто говорит, что это никах мут’а , то его никах недействителен. Если же исходить из другого мнения, то его никах действителен, однако он вместе с тем впал в грех из-за своей лжи. И это подобно тому если человек продал что-то в соответствии с условиями шариата, однако прибег к обману, то его торговля действительна, а обман запрещен». Сл. «Шарх Зад аль-мустакъни’» (Китаб ан-никах) кассета № 9.

Также о том, что никах с намерением развода не дозволен, говорил и шейх Салих аль-Фаузан, сказавший, что это является предательством и влечет за собой много нечестия! См. «Фатауа аль-Фаузан» № 38215.

Исходя из всего сказанного, правильным является то, что такой вид никаха заключать нельзя! Ведь если парень заранее имеет намерение непременно развестись, то он поступает предательски как по отношению к невесте, так и к ее опекуну, не говоря о своих истинных планах. А если он скажет о своих планах и опекун согласиться выдать с таким условием свою дочь, то тогда это без сомнения — временный никах (мут’а), который строго запрещен.

Также в этом огромный вред для женщины, разложение общества и использования в корыстных целях целомудренных мусульманок.

И это все в случае, когда такой никах действителен с правовой стороны! Однако даже в его действительности есть разногласия, о чем уже упоминалось. О недействительности такого никаха говорил не только аль-Ауза’и. Имам аль-Харкъи говорил: «Если кто-то женился, чтобы впоследствии развестись в определенное время, то его никах не состоялся». Приведя эти слова, имам аз-Заркаши в своем шархе «Мухтасар аль-Харкъи» сказал: «Потому что это похоже на временный никах (мут’а), а то, что похоже на что-то, имеет положение (хукм) того, на что оно похоже!»

Из-за сомнения действительности данного вида никаха, а также наличия в нем греха, необходимо отстраняться от подобного вида никаха!

И в заключении, хвала Аллаху — Господу миров!

« Источник »

(939)

Источник