Библия можно ли есть кровь
Содержание статьи
Иеромонах Ефрем (Калинин), миссионерский отдел Кызыльской епархии.
Часто народные обычаи входят в противоречие с заповедями Божиими. Это усложняет носителей данной культуры выстраивать свою жизнь в соответствии с Божией правдой…
Например, для африканского племени масаев, у которых кровь животных, наравне с кисло-молочными продуктами, составляет основу рациона, отказаться от вкушения крови, является настоящим подвигом.
Тем не менее, в Кении за последнее время появилось огромное количество православных масаев. Это значит, что слова Христа: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37; ср. Лк. 14:26) дали в их сердцах правильные всходы, и люди готовы отказываться от всего, что мешает им быть со Христом.Но речь пойдет не об африканских великанах-масаях, а о том, что касается непосредственно нас. Ведь и в Туве есть традиция готовить кровяную колбасу, забивать баранов так, чтобы кровь не стекала, а оставалась внутри, в конце-концов, о гематогене, который дают страдающим анемией и малокровием, тоже говорится, что он изготовлен из дефибринированной крови крупного рогатого скота. Может ли христианин без вреда для своей души употреблять все это в пищу?
Если мы попытаемся найти ответ на этот вопрос в интернете, то столкнемся с тем, что даже на православных сайтах встречаются различные мнения, причем эти авторами этих мнений зачастую бывают даже священнослужители. Поэтому было бы полезно разобрать данный вопрос, комментируя основные встречающиеся ложные доводы..
В Священном Писании Ветхого Завета запрет на вкушение крови встречается многократно. После Потопа Бог разрешил Ною вкушать наряду с растительной пищей, животную, говоря: «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все. Только плоти с душею ее, с кровию ее, не ешьте» (Быт. 9:3-4). Когда Господь Бог давал распоряжения о порядке жертвоприношений, Он также запретил вкушать кровь: «никакого тука и никакой крови не ешьте» (Лев. 3:17), «и никакой крови не ешьте во всех жилищах ваших ни из птиц, ни из скота» (Лев. 7:26).Распоряжаясь о то, при каком условии можно есть пойманную дичь и домашний скот, Бог также упомянул, что кровь должна вытечь: «Если кто… на ловле поймает зверя или птицу, которую можно есть, то он должен дать вытечь крови ее и покрыть ее землею. Ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его; потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его; всякий, кто будет есть ее, истребится» (Лев. 17:13-14); «когда только пожелает душа твоя, можешь закалать и есть, по благословению Господа, Бога твоего, мясо, которое Он дал тебе, во всех жилищах твоих… только крови не ешьте; на землю выливайте ее, как воду» (Втор. 12:15-16).
Интернет-советчики говорят, что это правило утратило свою силу, наряду со многими другими ветхозаветными запретами: «в Ветхом Завете крови отводилась очень важная ритуальная роль — <…> кровью были помазаны косяки дверей при исходе из Египта, кровь свидетельствовала о Завете с Богом <…>, кровь животных была очистительной жертвой в Иерусалимском Храме <…>. Именно поэтому древние иудеи особо почитали кровь и, естественно, не могли употреблять ее иным образом. В христианстве же нет установлений о жертвоприношениях, связанных с кровью, как нет и ритуального почитания никакой крови, кроме Крови Господа Иисуса Христа, пролитой нашего ради спасения. <…> Поэтому бессмысленно пытаться соблюсти ветхозаветный кашрут…» (Не буду приводить ссылку, чтобы кто-нибудь не подумал, что я борюсь с человеком, высказавшим эти мысли, а не с ошибкой, которая в них содержится).
Нужно согласиться как с тем, что в Ветхом Завете у крови была ритуальная роль, так и с тем, что в христианстве нет установлений о жертвоприношениях, связанных с кровью (кроме Крови Господа Иисуса Христа), однако значит ли это, что никаких запретов на вкушение крови нет?
На Апостольском соборе, описанном в книге Деяний, было произнесено определение, согласно которому, все присоединяющиеся к Церкви из язычников должны «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины и блуда…»(Деян. 15:29). Вопреки современным интернет-советчикам, апостолы поставили вкушение крови в один ряд с вкушением идоложертвенного и блудом. Правда оппоненты пытаются перетолковать и это определение, говоря, что «Деяния 15:29 носят не абсолютно запретительный, а явно рекомендательный характер». Но тогда, получается, что и воздержание от блуда — только рекомендация — что даже помыслить нельзя.
Тем более, что православный человек не ходит во тьме, как те, кто, отвернув Священное Предание, вынужден догадываться о смыслах Писания своим умом. У православного человека есть возможность обратиться к толкованиям святых отцов и посмотреть, как они учили понимать сложные места Писания, можно обратиться к наставлениям о христианской жизни древних (и не очень) отцов. Можно обратиться и к Церковным Соборам, которые решали современные им проблемы церковной жизни.
Видимо в VII веке, также как и сейчас, возникли хитрые толкователи, которые считали допустимым для христианина вкушение крови. Чтобы уврачевать возникшую болезнь и прекратить порочную практику на VI Вселенском Соборе, в 680 году прошедшем в Константинополе, 67-м правилом было определено: «Божественное Писание заповедало нам воздержатися от крове и удавленины и блуда. Посему, ради лакомствующего чрева, кровь какого бы то ни было животнаго, каким либо искуством приуготовляющих в снедь, и тако оную ядущих, благоразсмотрительно епитимии подвергаем. Аще убо кто отныне ясти будет кровь животнаго каким либо образом: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен».
Однако современные интернет-советчики, не желая учиться у Церкви, сформулировавшей правилами, говорят, что «67-е Соборное Правило очень конкретно указывает на лакомствующее чрево <…> нужно не бездумно исполнять рекомендации, а иметь здравое рассуждение — наслаждаться вкусом кровяного бифштекса <…> не стоит, а вот по врачебным показаниям не очень-то вкусный гематоген вполне допустим».
Но писать правила не имело бы никакого смысла, если бы их можно было понимать как вздумается. Предание Церкви содержит как ключ к правильному пониманию Священного Писания, так и ключ к правильному пониманию правил Святых Соборов. Церковь, по слову апостола — «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15).Авторитетные канонисты, толкуя это правило не дают повода понимать правило так, как настаивают интернет-советчики:
Зонара: «…следуя божественному Писанию и божественные отцы, когда узнали, что некоторые разными способами из крови закалаемых животных приготовляют снеди и вкушают их, запретили им этим правилом делать что либо таковое…»
Аристин: «Клирик, ядущий кровь, изверггается, а мирянин отлучается. Ясно».
Вальсамон: «<…> Итак, поелику некоторые, хотя не ели крови, но приготовляли некоторые снеди из других веществ и из крови и говорили, что они соблюдают постановление божественного Писания потому, что не ели крови непосредственно; то святые отцы определили устранить такое толкование божественного законоположения, и того, кто употребляет в пищу кровь какого либо животнаго, в каком бы то ни было виде, или приготовлении, если это клирик, извергать, а мирянина отлучать. Таково содержание правила <…>».
Казалось бы, все свидетельствует о том, что для христианина недопустимо вкушение крови ни в каком виде. Но интернет-советчики пытаются выкрутиться и из этой ситуации, ссылаясь на прп. Паисия Святогорца, сказавшего: «Чтобы человек правильно применял церковные каноны с пользой для людей, он должен быть духовным и иметь духовное рассуждение. Потому что иначе он остаётся на букве закона, а буква закона «убивает». <…> Как я видел на практике, в одном случае могут скрываться тысячи случаев. Епитимия, например, должна соответствовать человеку, его состоянию, проступку, который он совершил, покаянию, которое показал, и учитывать многое-многое другое. Здесь нет одного рецепта, одного единого правила на все случаи жизни». По их рассуждению, раз уж мы не духовные, то и правила нам не помогут, ведь за ними мы только букву видим, а значит, не будем обращать внимание ни на какие правила, буква-то убивает.
Но этот пример показывает, что как диавол, искушая Христа после Его крещения, подбивал его сделать безрассудные поступки, ссылаясь на Священное Писание, так и вольные или невольные слуги диавола, взяв правильные рассуждения святых людей, способны с их помощью обольщать сердца простодушных. Прп. Паисий говорит о том, что епетимию (наказание) нужно подбирать с рассуждением, но не говорит, что грех перестает быть грехом от того, что на правило стал смотреть более духовно-одаренный человек. С такой логикой все правила превратятся в «кривила». В каждом правиле есть цель и есть средства. Цель 67 правила — прекратить вкушение крови христианами; средство — страх отлучения для мирянина и извержения для клирика. Написано оно не для того, чтобы как можно больше христиан отлучить от Причастия, а клириков извергнутть из сана, а для того, чтобы кровь перестали употреблять в пищу. В случае покаяния нет нужды отлучать даже тех, кто по незнанию прежде ел кровь.
Из всего вышесказанного можно сделать, как минимум, два вывода. Первый вывод самый простой: христианин не должен вкушать кровь ни в каком виде, ни в сыром виде, ни в виде кровяных колбас, ни в виде содержащего кровь гематогена. Второй вывод несколько сложнее, и касается он поиска ответов на вопросы веры. С начала истории Церкви мы имеем предупреждение: «войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих (из священнослужителей) восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян. 20:29-30). Каждому, кто хочет спастись, нужно быть осторожным в выборе наставников, учителей и литературы, которую он читает, и принимать только то, что соответствует Преданию Церкви, а от модернистов (тех, кто по-новому пытается понимать вечные истины) — отвращаться, «потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4:1).
PS: В качестве отдельного вопроса стоило бы коснуться гематогена. В справочниках написано, что гематоген изготавливается на основе дефибринированной крови крупного рогатого скота. Такой гематоген есть нельзя, в соответствии с установлением Божиим и церковными правилами. Но есть информация, о том, что появился «новый» гематоген, в состав которого кровь не входит. На этикетке написано, что в нем содержится альбумин, наличием которого и обуславливается медицинский эффект. Альбумин это белок, который содержится в крови и составляет основу плазмы. Кроме крови, он содержится в яйцах (яичный белок). Некоторые люди, связанные с фармакологией, говорят, что альбумин, получаемый в результате фракционирования крови, является очень дорогим и дефицитным продуктом, поэтому его вряд ли будут использовать для изготовления дешевого гематогена. Наиболее вероятно, что для изготовления «нового» гематогена используют яичный альбумин.
Таким образом, гематоген можно есть только в том случае, если в его состав не входит ни кровь, ни производные крови. Но кто нам даст стопроцентную гарантию этого?
Источник
Можно ли христианам есть мясо с кровью согласно Библии?
Загрузка…
Можно ли христианам есть мясо с кровью, а также другую пищу с кровью согласно Библии? Должны ли мы следовать отрывку из книги Деяний буквально:
Ибо Святому Духу угодно, и мы согласны с этим, что не следует обременять вас ничем, кроме самого важного: не ешьте еды, принесённой в жертву идолам, избегайте крови, мяса удавленных животных и блуда. И если будете избегать всего этого, хорошо сделаете. Прощайте». (Деяния 15:28,29)
Ответ:
Можно ли христианам есть мясо и другую пищу с кровью?
Честно говоря, после проверки сайта, я очень удивился, что никогда не отвечал на этот вопрос — можно ли христианину есть мясо и разную пищу с кровью? Я делал много презентаций на эту тему. Я верю, что мы должны начать изучение этого вопроса с отрывка из Евангелия от Марка 7:19. Здесь Иисус ясно говорит, что для христиан вся еда «чистая». Это означает, что никто не может объявить никакую еду нечистой, неважно, о какой еде идет речь. Следовательно, принцип здесь следующий: не будет греховным есть любую еду, включая ту, в которой есть кровь животных.
Он им ответил: «Неужели вы тоже не понимаете? Разве вы не видите, что ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его? Ибо оно идёт не в сердце к нему, а в желудок и затем выходит вон». (Так Он объявил всю пищу чистой.) (От Марка 7:18,19)
Теперь мы можем перейти к вопросу, который вы задали, касаемо Деяний 15:28-29. Ключ находится в контексте отрывка. Действие происходит на Иерусалимском Соборе, где обсуждается конфликт между языческими и иудейскими церквями. Христиане в Иерусалиме, а возможно и в других церквях в Палестине, вплоть до 15 главы книги Деяний, соблюдали многие положения из Закона Моисея. Они соблюдали Субботу и многие другие иудейские праздники. Они также продолжали применять практику употребления кошерной пищи. Они все еще продолжали практику обрезания своих младенцев мужского рода. Апостол Павел не навязывал эти практики языческим христианам, просто потому, что они уже были не нужны. Мы не имеем заповеди обрезать наших младенцев мужского пола, соблюдать иудейские праздники или есть кошерную пищу. Вы не найдете отрывков в Новом Завете, говорящих о том, что мы, христиане, должны это делать. Павел очень сильно учит об этих вещах в Послании Колоссянам и Галатам.
Тем не менее когда лидеры церкви встретились вместе в Иерусалиме, они хотели найти какое-то компромиссное решение, которое могло бы объяснить сильное мнение Павла о том, что христианам не надо соблюдать иудейские законы, но в то же время было бы чувствительным к их практикам. Решение затронуло наиболее оскорбительную практику языческих христиан, связанную с употреблением мяса и другой пищи с кровью. Это следует рассматривать как компромисс ради любви и единства. Павел принял это компромиссное решение, которое включало в себя отказ от употребления мяса с кровью, ради сохранения единства.
Если вы посмотрите на Деяния 15 главу через призму того, что мы рассмотрели выше, вы найдете смысл этого решения. Мы можем найти несколько подобных мест в Библии, где есть учение о том, что нам надо отказаться от каких-то практик, даже если они не являются неправильными, ради других людей. Римлянам 14 глава описывает ситуацию, в которой более сильный (в контексте тот, кто более зрелый духовно) должен отказаться от своих прав и свобод ради слабых (с более чувствительной совестью). Я полагаю, что Павел здесь говорит об иудейских христианах.
Вот мы и дошли до сути. Если христианин живет в стране или обществе, где употребление еды, содержащую кровь, является очень чувствительной темой, то христианину лучше отказаться от употребления мяса с кровью. Лучше отказаться от своей свободы в этом случае. Но не потому, что это грешно, но ради того, чтобы не создавать препятствий между людьми и ради совести других.
Для христиан позволительно есть еду и мясо с кровью, но в определенных обстоятельствах лучше воздержаться.
Джон Окс
Греховно ли есть мясо с кровью в странах, где это законно?
Я недавно прочитал ваш ответ относительно запрета употребления в пищу крови христианам (Деяния 15:28-29). Вы сказали, что этот запрет не корректен, но я нашел нечто очень запутанное в вашем ответе. Вы сказали, что «для христианина не греховно принимать в пищу кровь». Из того, что вы сказали, я понял, что подчинение законам Бога зависит от культуры нашего общества.
Вы говорите, что повиновение Богу зависит от того, в какой стране мы живем, и от её культуры. Это библейское утверждение? Например: в США развод является законным, в Австралии проституция является легальной, в мусульманских странах обладание четырьмя женами является законным и так далее. Вы имеете в виду, если культура страны позволяет принимать в пищу кровь, то это законно и в глазах Божьих? Для меня это бессмысленно.
Мой вопрос: сказал ли где-либо Бог буквально, что христианину можно есть мясо с кровью? Павел, кажется, был не согласен с этим [Прим. редактора — это был не Павел, а Иерусалимский Совет, на котором Павел был гостем]
Апостол Павел сказал в 1 послании Коринфянам 14:37-38: «Кто считает себя пророком или человеком духовным, должен признать, что все, что я пишу вам, есть установление Самого Господа. Если кто-то не признает этого, того и вы не признавайте». Как я понимаю, письмо Павла является повелением Господа. Вы можете отвечать или нет на мои вопросы, но я прошу вас не соглашаться с данным вами ранее ответом.
Ответ:
Некоторые вопросы изложены в «черно-белом» виде в Библии, потому что Бог ясно о них сказал. Например, несмотря на то, что развод может быть законным в США и проституция является легальной в Австралии, Новый Завет ясно говорит нам, что эти практики являются греховными (Евангелие от Матфея 19:1-11, и я полагаю, вам не нужно искать отрывки о проституции). В этом случае их легализация не меняет тот факт, что это грешно. Лгать является законным в каждой стране, но как и гордость и эгоизм, это всегда греховно согласно Библии во все без исключения времена, и культура это не поменяет!
Однако есть вопросы, на которые Библия не дает абсолютно твердый и быстрый ответ. Здесь Бог оставил нам принципы, а не законы. Бог дает нам направление в отрывках, таких как Римлянам 14 глава, где Он дает нам советы об обращении с теми, чья вера «слаба». Если практика не греховна по сути, она все еще может быть неправильна, потому что это будет нарушением совести для другого человека, будь он христианином или нет. Павел советует не есть мясо, которое жертвуется идолам, если это приведет к преткновению другого человека, хотя он ясно говорит, что идол это ничто и технически не будет грешным есть мясо, приносимое жертву тому, кого не существует в реальности. Этот принцип также содержится в 1 послании Коринфянам 8:1-13.
Интересно, что руководители церкви в Иерусалиме, по всей видимости, применяли этот принцип в своем решении Иерусалимского Совета (Деяния 15 глава). Несмотря на это, принятие в пищу крови или задушенных животных не греховно, и это не осуждается в Новом Завете (Марка 7:14-19). Но мудрые лидеры чувствовали, что эти практики были настолько оскорбительными для евреев — членов Церкви, что ради совести и чувствительности, было лучше ввести добровольное воздержание членов — язычников от такой практики. Это надо было для того, чтобы еврейские ученики Христа чувствовали себя более комфортно в присутствии своих братьев и сестер, обращенных из язычников.
Если бы христиане из язычников проигнорировали решение еврейского совета, было ли это грехом? Это спорно, но я говорю, да, это было бы греховно, потому что это означало бы упрямство, отсутствие уважения руководства, возможно, бунтарство и игнорирование принципов, изложенных в Послании к Римлянам 14 главе и в 1 послании Коринфянам 8 главе. Является ли употребление мяса с кровью греховным во всех возможных ситуациях? Нет. Иисус объявил все продукты чистыми (Евангелие от Марка 7:14-19), но, как сказал Павел, «все, что не по вере, является грехом» (Послание Римлянам 14:23). Решение в книге Деяний 15:29 не является обязательным для всех христиан, но игнорировать это требование Иерусалимского Совета было бы грешно для христиан — язычников в первом веке, для городов, где были христиане из евреев, так как они были людьми, которым было адресовано это решение.
Вопрос о полигамии является интересным. Эта практика является законной во многих мусульманских странах, и даже в некоторых странах, где ислам не является доминирующей религией, таких как Индия. Таким образом, грешно ли христианину мужчине иметь несколько жен? Новый Завет конкретно не осуждает эту практику. Но опять же специально не запрещено иметь раба. Тем не менее смысл и тон Нового Завета чрезвычайно очевидны, что практически в каждой мыслимой культуре, покупка другого человека или женитьба на второй жене оскверняет любовь к первой жене или человеку, и будет отвратительно для других христиан и даже многих (или даже большинства) не христиан. Принципы, изложенные в 1 послании Коринфянам 8 главе и в Послании к Римлянам 14 главе, делают эти поступки довольно очевидным, грешным делом. Предостережение Иисуса делать другим то, что вы не хотели бы, чтобы делали тебе, в Евангелии от Луки 6:31 ясно также делает эти практики греховными. Мы не должны иметь специальный отрывок в Библии, что определенное действие греховно, чтобы на основе библейского утверждения решить, что практика действительно греховна для нас.
Но может быть чрезвычайно редкое исключение из этого. Например, если человек должен прийти ко Христу и у него уже больше, чем одна жена, было бы предпочтительнее, чтобы он бросил одну из жен, особенно в культуре, в которой эта жена станет изгоем и не будет иметь экономической защиты? Я говорю, что эта чрезвычайно редкая ситуация может быть исключением. На самом деле, я знаю одну ситуацию, где именно так и произошло. Решением в этой фантастически редкой ситуации стало разрешение брату иметь своих нескольких жен. Даже с рабовладением, в обществе, в котором рабство было правилом, а не исключением, Павел просит Филимона освободить Онисима, но он не требует этого (Филимону стихи 8-11).
Большинство из нас предпочитают черно-белые вопросы. Это особенно верно для молодых христиан, но есть такой факт, что бывают решения, которые зависят от культурной ситуации. Это не какой-то скользкий путь. Вещи, которые явно греховны по библейским стандартам, всегда будут абсолютно греховны, и в этом нет никаких исключений. Ваш пример проституции и развода уместен. Вам не нужно бояться, что если допустить, что вопрос с кровью это серая зона, то все остальное тоже серая зона. Это просто не уместный пример. Тем не менее мы должны научиться применять библейские принципы, такие как 1 Коринфянам 8 глава и Римлянам 14 глава для вопросов, по которым нет абсолютного утверждения в Священном Писании. Это требует опыта и нуждается в мудрости. Бог ожидает, что если нам не хватает мудрости, мы должны молиться за нее (Послание Иакова 1:5). Я предлагаю вам помолиться за вашу собственную мудрость.
Джон Окс
Перевод: Сергей Дяченко
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Больше статей по теме
Другие темы
Проверь свои знания онлайн!
Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты!
Пройти тест
Политика конфиденциальности | Написать письмо
Христианский сайт «Хорошие новости»
Источник