Аюрведа можно ли есть яйца

АЮРВЕДА — Рыба, морепродукты, яйца

24 сентября 2009 г.

Рыба, морепродукты, яйца

В предыдущей заметке о мясе я уже упоминала, что из белковой пищи с точки зрения Аюрведы белок рыбы и яиц стоит на первом месте. Рыба обладает Сладким и Соленым Вкусами, немного согревающим качеством. Понижает Вату, и повышает Питту и Капху. Рыба легче, чем любое мясо и ее употребление не ведет к чувству тяжести и не приземляет. Употребление рыбы хорошо помогает в строительстве плазмы, действует на организм тонизирующее, омолаживающее. Обладает легким слабительным действием. Иногда может вызвать тошноту и расстройство кишечника.

Жир рыбы успокаивает сухую Вату, питает печень, кожу и глаза, укрепляет сердце и уменьшает холестерол. Полезен при атеросклерозе. Негативные качества потребления рыбы можно немного уменьшить применением приправ – горчицы, хрена, имбиря. Не рекомендуется употреблять с рыбой кислые соусы, так как эта комбинация повышает Питту, раздражает кровь и может вызвать расстройство кишечника. Все виды рыбы обладают согревающим качеством, тяжелы, жирны и повышают Питту и Капху. Зато понижают Вату. Речная рыба менее соленая, менее «горячая» (по энергетике), чем океаническая и более подходит для Питты и Капхи. Самая легкая для переваривания – форель. Лучшее приготовление – это рыба, приготовленная на пару, на втором месте – запеченная в духовке, на третьем – жаренная.

Здесь опять мы рассматриваем рыбу без учета ахимсы (ненасилия ). Часто можно слышать «Я вегетарианец, но я ем рыбу». Я всегда хотела спросить тех, кто так говорит – что они думают о рыбе? Они считают ее чем-то вроде овоща, как морковь или цветная капуста? А убийство рыбы – все равно убийство. А еще я однажды слышала, как одна дама доказывала другой, что нужно питаться только морепродуктами, потому что их никто не убивал и они померли сами. Если уж вы истинный вегетарианец, то вы не трогаете любую живую душу. Ну и не носите ничего, что из этой души сделали (кожу, шерсть).

Морепродукты в Аюрведе не в почете, так как считается, что многие мoллюски питаются падалью и поэтому находятся в Тамасе. Особенно не рекомендованы никакие морепродукты Питте – они обладают слишком горячей энергетикой для  итты. Но зато мореродукты повышают сексуальная активность.

Как бы Аюрведа не относилась к морепродуктам, они являются одними из любимейших продуктов многих и давайте их тоже рассмотрим:

Крабы, устрицы и креветки понижают вату и повышают питту и капху. Крабы улучшают функцию печени и лучше других морепродуктов показаны при импотенции.

Устрицы не так сильно повышают питту, а только капху. Считается, что устрицы повышают выработку спермы.

Креветки также улучшают функцию печени.

Переходим  к яйцам.

Яйца считаются более чистым продуктом, так как не находятся в глубоком Тамасе, как мясо и рыба, потому что Ахимсы (ненасилия) здесь немного – живую тварь не пришлось убивать, а только убивается будущая жизнь (если яйцо было оплодотворено, если нет – то Кармические последствия – минимальные). И Кармическия законы не действуют, если употребление яиц необходимо для восстановления больного организма.

Яйца обладают сладким випаком (вкусом после переваривания) и этот сладкий вкус хорошо понижает Вату. Также яйца обладают согреваюшим качеством, и опять же хороши для Ваты.  Питту и Капху яйца повышают.

Яйца тонизируют,  действуют смягчяюще, повышают сексуальное желание, улучшают состояние при потенциальном зачатии, выздоровлении, половой слабости.

Многие находят яйца тяжелой и трудноперевариваемой пищей.  Перепелинные яйца более легкие и полезные, обладают наибольшими тонизирующими и сексуально возбуждающими свойствами. Яйца других домашних птиц по действию похожи на куриные.

Желток яйца обладает горячими свойствами и вызывает воспалительные явления в крови. Лучше всего использовать только белок (особенно Питте, потому что белок обладает охлаждающими качествами).

Часто продаются отдельные белки (в коробочках, похожих на молочные для сливок). Из них получается неплохой омлет. Если вам совсем не хватает желтого цвета – добавьте Турмерик – и красиво и полезно. Конечно, полноценной яичницы-глазуньи не получится, но вы должны решить сами – нужна ли вам вкуснота или здоровье.

Кстати, из мягкого соевого тофу можно приготовить замечательный «омлет»:

Аккуратно нарезать пластинами 5х5 см, толщиной 1.5-2 см (можно и побольше кусочки, но при переворачивании они могут развалиться). Разложить на блюдо и полить соевым соусом или смесью соевого с вашим любимым соусом. Дать постоять от 10 до 30 мин, после чего аккуратно маленькой лопаткой или широким ножом переложить на сковороду с разогретым гхи (топленным маслом).

Через несколько минут перевернуть и дожарить другую сторону. В это время на другой сковороде обжарить любые овощи – кусочки баклажана, зукини, сладкого перца, грибов, пророщенные бобы, добавить соус типа «Терияки» – или соевый с чесноком и имбирем – все, что есть под рукой и что сами любите. С первого раза этот  омлет может не получиться – очень нежная конституция у этого мягкого тофу (бывает еще нормальное и  твердое тофу, но из них омлет не получается). Из-за мягкости кусочки при переворачивании могут разваливаться. Так что, если хотите подать красивое блюдо – готовьте с запасом, что-то может не дойти до стола. Или разомните тофу с поджаренными овощами, специями, зеленью. Поджарьте или запеките – получается красиво и вкусно.

Если же вы собрались что-то приготовить, и по рецепту там должны быть яйца – на отчаивайтесь. Во всех магазинах здорового питания есть заменители яиц. Но вы также можете использовать некоторые простые продукты, которые есть у вас дома. Мягкий тофу вполне можно использовать во многих рецептах, требующих яиц. Его можно использовать вместо яиц или для уменьшения их количества в печёных продуктах, а также в соусах и десертах. Количество устанавливайе экспериментально. Примерно, одно большое яйцо можно заменить двумя столовыми ложками мягкого тофу.

Твёрдый или очень твёрдый тофу можно использовать в качестве  яйца в салате без яиц:.
Нарежьте твёрдый или очень твёрдый тофу на кусочки и смешайте с гарниром из веганского майонеза, горчицы, нарезанного лука, а затем добавьте острые огурчики, нарезанный сельдерей или нарезанные оливки, нарезанный перец джалапеньо (или любой другой острый), нарезанную петрушку, карри и лук или чеснок – получится эффектный салат.

При выпечке вместо одного большого яйца используйте приблизительно 1/2 чашки очень зрелого банана, толчёного или в виде пюре.

Так что не все так страшно при исключении некоторых продуктов из своего рациона.

Приятного аппетита!

Запись на консультацию по здоровому образу жизни в соответствии с аюрведой производится на странице «Консультации».

Источник

Самые вредные продукты согласно ведической философии | Мир Вед

выбираем-продукты-здорового-питания1. Мясо и рыба. Мясо — это плоть, тело другого живого существа, благодаря которому оно получает возможность действовать и прогрессировать в этом материальном мире. К мясу относится и сало, и рыба, и желатин (кости живого существа), и яйца, и икра. И всё это не используется в Ведической кулинарии и успешно может быть заменено со всех точек зрения другими вегетарианскими блюдами.

Читайте также:  Можно ли есть фисташки

2. Яйца и икра — это не что иное как эмбрион маленького живого существа. Если сравнивать с человеческой формой жизни, то употребляя их в пищу, фактически вы делаете им аборт, убиваете их. Веды говорят, что всё, что исходит из нижних центров живого существа, является осквернённым, поэтому употребляя в пищу яйца, вы психически и энергетически будете осквернены, т.е. ваше сознание не будет открыто в полной мере к самопознанию и совершенствованию, в лучшем случае вы будете находиться в гуне невежества. К тому же яйца являются распространенной причиной атеросклероза.

3. Алкоголь. Это очень вредное химическое вещество. С точки зрения современной науки алкоголь — это психоактивное вещество, воздействующее на центральную нервную систему человека как депрессант. Депрессант — любое вещество, или средство, частично или полностью угнетающее деятельность центральной нервной системы, на мозг, на способность ясно мыслить и соображать. Именно поэтому можно видеть в алкоголиках пример того, к чему приводит употребление спиртных напитков, посмотрите в каком состоянии они находятся физически, психически и духовно. Алкоголик — это тот, кто практикует частое и постоянное употребление алкоголя, а потому его эффект проявлен очень явно. Поэтому если вы пьёте джин-тоник, ликер или квас, которые являются слабоалкогольными напитками, то влияние алкоголя на вас просто слабое и не слабозаметное, но оно существует, и это признано медиками. Если говорить кратко, то алкоголь у мужчин снижает силу разума и взращивает безответственность, а у женщин — распущенность и непослушание. 3. Кофе, какао (шоколад), черный чай. Это вторая категория депрессантов после алкоголя, которые являются наркотическими веществами, поскольку вызывают привыкание. Эти продукты относятся к гунам страсти и невежества, следовательно, человек, часто употребляющий их будет вращаться в страстно-невежественных энергиях, что привлекает болезни, страдания и разрушает душу человека.

4. Грибы, лук, чеснок, хрен и хмель. С точки зрения физиологии тут всё в порядке. Раньше эти растения использовались исключительно в лекарственных целях. Например, чеснок и лук изгоняют простуду, очищают организм от паразитов, но частое их употребление пагубно сказывается на сознании человека. Грибы, а особенно пищевые дрожжи, очень пагубны даже для физиологии. Лук и чеснок, несмотря на все хвалебные отзывы современной медицины, обладают сильно выраженным негативным воздействием на качества характера человека, или ментальное тело, о котором современная медицина вообще не заботится. Чеснок усиливает гордость и соответственно гневливость человека, проявление которых просто ослепляет и сжигает всё его благочестие. Лук усиливает похоть, наглость и распущенность, что даже в рамках отдельно взятой семьи приведет к страданиям, а вырвавшись наружу, приведет к страданиям других семей и, соответственно, общества в целом. Что касается хрена и хмеля, то они менее негативны по влиянию, чем лук и чеснок, но все эти четыре растения сильно увеличивают активность нижних центров и сильно портят характер. Поэтому в Ведических рецептов приготовления блюд они никогда не применялись. Эти продукты очень сильно опускают энергию вниз, в половые центры, поэтому думать меньше хочется, а вот заниматься сексом больше хочется. Результат этого можно видеть сейчас, посмотрев на уровень развития современной молодёжи: один из их популярных напитков — пиво (хмель), мало какое блюдо обходится без лука или чеснока, хрен — частая приправа на столе и почти всегда используется в рассолах и консервациях. Поэтому сразу становится понятны причины такого повального уровня культуры в современной молодежи, которую в большинстве случаев интересует исключительно одна активность — сексуальная… Альтернативные продукты питания существуют, важно просто захотеть их найти! Например, мясной белок прекрасно заменяют бобовые (нут, фасоль, горошек, маш, чечевица) и молочные продукты (в особенности сыр и сметана). Кофе заменяет цикорий, а какао — кэроб. Лук, чеснок и хрен — заменяет царский продукт — имбирь и прекрасная переправа асафетида. Ну а хмель и алкоголь, то есть антидепрессанты, заменяют хорошие отношения с людьми, любовь к миру, йога и медитация! Выбирайте правильные продукты, заботьтесь о своем физическом и духовном здоровье и здоровье своих близких!

Источник

Рыба, морепродукты, яйца /Аюрведа/. Обсуждение на LiveInternet

В предыдущей заметке о мясе я уже упоминала, что из белковой пищи с точки зрения Аюрведы белок рыбы и яиц стоит на первом месте. Рыба обладает Сладким и Соленым Вкусами, немного согревающим качеством. Понижает Вату, и повышает Питту и Капху. Рыба легче, чем любое мясо и ее употребление не ведет к чувству тяжести и не «приземляет». Употребление рыбы хорошо помогает в строительстве плазмы, действует на организм тонизирующее, омолаживающее. Обладает легким слабительным действием. Иногда может вызвать тошноту и расстройство кишечника.

Жир рыбы успокаивает сухую Вату, питает печень, кожу и глаза, укрепляет сердце и уменьшает холестерол. Полезен при атеросклерозе. Негативные качества потребления рыбы можно немного уменьшить применением приправ — горчицы, хрена, имбиря. Не рекомендуется употреблять с рыбой кислые соусы, так как эта комбинация повышает Питту, раздражает кровь и может вызвать расстройство кишечника. Все виды рыбы обладают согревающим качеством, тяжелы, жирны и повышают Питту и Капху. Зато понижают Вату. Речная рыба менее соленая, чем океаническая и более подходит для Питты и Капхи. Самая легкая для переваривания — форель. Лучшее приготовление — это рыба, приготовленная на пару, на втором месте — запеченная в духовке, на третьем — жаренная.

Здесь опять мы рассматриваем рыбу без учета Ахимсы (ненасилия ). Часто можно слышать «Я вегетарианец, но я ем рыбу». Я всегда хотела спросить тех, кто так говорит — что они думают о рыбе? Они считают ее чем-то вроде овоща, как морковь или цветная капуста! А убийство рыбы — все равно убийство. А еще я однажды слышала, как одна дама доказывала другой, что нужно питаться только морепродуктами, потому что их никто не убивал и они померли сами.

Морепродукты в Аюрведе не в почете, так как считается, что многие мoллюски питаются падалью и поэтому находятся в Тамасе. Особенно не рекомендованы никакие морепродукты Питте – они обладают слишком “горячей” энергетикой для Питты. Но зато мореродукты повышают сексуальная активность.

Как бы Аюрведа не относилась к морепродуктам, они являются одними из любимейших продуктов многих и давайте их тоже рассмотрим:

Крабы, устрицы и креветки понижают Вату и повышают Питту и Капху. Крабы улучшают функцию печени и лучше других морепродуктов показаны при импотенции.

Устрицы не так сильно повышают Питту, а только Капху. Считается, что устрицы повышают выработку спермы.

Читайте также:  Можно ли есть хлебные корки

Креветки также улучшают функцию печени.

Переходим  к яйцам.

Яйца считаются более «чистым» продуктом, так как не находятся в глубоком Тамасе, как мясо и рыба, потому что Ахимсы (ненасилия) здесь немного — живую тварь не пришлось убивать, а только «убивается» будущая жизнь (если яйцо было оплодотворено, если нет — то Кармические последствия — минимальные). И Кармическия законы не действуют, если употребление яиц необходимо для восстановления больного организма.

Яйца обладают сладким Випакой (Вкусом после переваривания) и этот Сладкий Вкус хорошо понижает Вату. Также яйца обладают согреваюшим качеством, и опять же хороши для Ваты.  Питту и Капху яйца повышают.

Яйца тонизируют,  действуют смягчяюще, повышают сексуальное желание, улучшают состояние при потенциальном зачатии, выздоровлении, половой слабости.

Многие находят яйца тяжелой и трудноперевариваемой пищей.  Перепелинные яйца более легкие и полезные, обладают наибольшими тонизирующими и сексуально возбуждающими свойствами. Яйца других домашних птиц по действию похожи на куринные.

Желток яйца обладает горячими свойствами и вызывает воспалительные явления в крови. Лучше всего использовать только белок (особенно Питте, потому что белок обладает охлаждающими качествами).

Часто продаются отдельные белки (в коробочках, похожих на молочные для сливок). Из них получается неплохой омлет. Если вам совсем не хватает желтого цвета — добавьте Турмерик — и красиво и полезно. Конечно, полноценной яичницы-глазуньи не получится, но вы должны решить сами — нужна ли вам вкуснота или здоровье.

Кстати, из мягкого тофу можно приготовить замечательный «омлет». Аккуратно нарезать пластинами 5х5 см, толщиной 1.5-2 см (можно и побольше кусочки, но при переворачивании они могут развалиться). Разложить на блюдо и полить соевым соусом или смесью соевого с вашим любимым соусом. Дать постоять от 10 до 30 мин, после чего аккуратно маленькой лопаткой или широким ножом переложить на сковороду с разогретым Гхи (топленным маслом). Через несколько минут перевернуть и дожарить другую сторону. В это время на другой сковороде обжарить любые овощи — кусочки баклажана, зукини, сладкого перца, грибов, пророщенные бобы, добавить соус типа «Терияки» — или соевый с чесноком и имбирем — все, что есть под рукой и что сами любите. С первого раза этот «омлет» может не получиться — очень нежная конституция у этого «мягкого» тофу (бывает еще «нормальное» и «твердое» тофу, но из них омлет не получается). Из-за мягкости кусочки при переворачивании могут разваливаться. Так что, если хотите подать красивое блюдо — готовьте с запасом, что-то может не дойти до стола. Или разомните тофу с поджаренными овощами, специями, зеленью. Поджарьте или запеките — получается красиво и вкусно.

Если же вы собрались что-то приготовить, и по рецепту там должны быть яйца — на отчаивайтесь. Во всех магазинах здорового питания есть заменители яиц. Но вы также можете использовать некоторые простые продукты, которые есть у вас дома. Мягкий тофу вполне можно использовать во многих рецептах, требующих яиц. Его можно использовать вместо яиц или для уменьшения их количества в печёных продуктах, а также в соусах и десертах. Количество устанавливайе экспериментально. Примерно, одно большое яйцо можно заменить двумя столовыми ложками мягкого тофу.

Твёрдый или очень твёрдый тофу можно использовать в качестве «яйца» в салате без яиц:.
Нарежьте твёрдый или очень твёрдый тофу на кусочки и смешайте с гарниром из веганского майонеза, горчицы, пищевых дрожжей и нарезанного лука, а затем добавьте острые огурчики, нарезанный сельдерей или нарезанные оливки, нарезанный перец джалапеньо (или любой другой острый), нарезанную петрушку, карри и лук или чеснок – получится эффектный салат.

При выпечке вместо одного большого яйца используйте приблизительно 1/2 чашки очень зрелого банана, толчёного или в виде пюре.

Так что не все так страшно при исключении некоторых продуктов из своего рациона.

Приятного аппетита!

Источник

Аюрведа и мясо | АЮРВЕДИКА

Перевод части статьи Medicine and Dharma Доминика Вуястыка.

 Ссылка на оригинал

В самых ранних текстах аюрведы используются рецепты и лекарства, на основе мяса, причём как что-то само собой разумеющееся. Например, когда автор Чарака-самхиты описывает образ жизни во время осени, он приводит целый список видов мяса, которые благоприятны (здоровью) в данное время:

Мясо перепела обыкновенного, серой куропатки, антилопы, овцы, серау, оленя, зайца; рис, а также ячмень и пшеница – могут быть использованы в этот сезон (осенью)

Ча Су. 6.43.

Это лишь один из многих подобных отрывков. Фактически, создаётся впечатление, что животных продуктов, которые могут быть использованы в лечении, – почти бесчисленное множество. Описывая лечение импотенции, Чарака, к примеру, даёт такой рецепт: съедать мясо нескольких петухов, обжаренное в семени крокодила (Ча Чи. 2.1.48).

В другом месте, приводятся различные виды терапии для больных безумием, и указывается на кровопускание, перед которым «пациента можно накормить досыта жирным мясом» (Аштанга-хридая-самхита, Уттарастхана 6.46).

Ещё один фрагмент даёт более «тяжёлую» рекомендацию – в Сушрута-самхите говорится, что если у пациента после кровопускания не перестаёт идти кровь,

…его можно напоить кровью индийской антилопы, гарны, овцы, зайца, буйвола и хряка.

Су Су.14.36

Даже самого пристрастного к мясу человека, наверное, передёрнет, когда ему предложат подобный коктейль. Тем не менее, этот рецепт рекомендуется в одной из самых авторитетных шастр аюрведы, без объяснений или извинений, как если бы это было что-то вполне обычное. Это обычная позиция авторов медицинских текстов по аюрведе вплоть до конца первого тысячелетия нашей эры.

Самые ранние дхармашастры свидетельствуют о том, что мясо было законно разрешено (к употреблению) брахманам и другим (варнам), при условии, что оно было приготовлено в соответствие с ведийскими ритуалами, на которые, например, ссылается пятая глава свода законов Ману (Манавадхармашастра 5.26-56).

Фрагменты свода законов Ману о правилах употребления мяса носят, скорее, запутанный характер. Вначале говорится о том, что мясо можно, более того, нужно употреблять после освящения ведийским ритуалом. Однако съесть его в любом нерелигиозном контексте – ужасный грех. Последующие стихи вносят ряд противоречий. С одной стороны, употребление мяса – по всей видимости даже в контексте ведийского ритуала – сеет худшую из возможных карм:

māṃ sa bhakṣayitāmutra yasya māṃsam ihādmy aham / etanmāṃsasya māṃsatvaṃ pravadanti manīṣiṇaḥ //

Мудрые говорят, что мясо – это «мя-со» (māṃsaḥ), потому что «он» (saḥ) – тот, кого я съем в этом мире, съест «меня» (māṃ) – в мире следующем

Манавадхармашастра 5.55.

Тем не менее, прямо в следующем стихе говорится, что

na māṃsabhakṣaṇe doṣo na madye na ca maithune / pravṛttir eṣā bhūtānāṃ nivṛttis tu mahāphalā //

Нет ничего дурного в том, чтобы есть мясо, пить вино или заниматься сексом. Так человек живёт активной жизнью. Но воздержание (от этого) приносит огромные плоды.

Манавадхармашастра 5.56.

Это сбивает с толку, если не посмотреть в более ранние переводы, в которых эта последняя шлока содержит также слова pravṛtti и nivṛtti: «Такова pravṛtti человека, а nivṛtti приносит огромные плоды».

Читайте также:  Можно ли быть крестной мамой с месячными

Отношение Ману к употреблению мяса похоже на безумие, поскольку это ключевой пример глубокой напряжённости, существовавшей на протяжении всей дхармашастры между стремлением к дхарме, добродетельной жизни, и поисками мокши, совершенного освобождения от (социальной) жизни.

Pravṛttiвнешняя активность – идеология мирской добродетели и религии, ведущая к счастью на небесах после смерти. Nivṛtti – возвращение назад – идеология умышленного прекращения какого-либо действия в этом мире, минимизация кармы, и в конечном счёте, стремление достичь постоянного счастливого освобождения от всех последующих жизней (воплощений), включая счастливую, но ограниченную мирскую жизнь.

Когда вегетарианство и учение об ахимсе стало распространяться в ранней (истории) Индии, практика использования мяса в медицинских рецептах стала вызывать вопросы. В начале IX века автор по имени Уградитья, джайн, работа которого сохранилась в манускриптах, найденных в Майсуре, написал особый медицинский трактат, аюрведическая фармакопея которого были лишена всех мясных продуктов, в соответствии с учением джайнов.

Уградитья также провёл длинную и хорошо продуманную лекцию о вегетарианстве на собрании учёных во дворе правителя Нрипатунгаваллабха (Раштракута Амогхаварша I, 814-880 гг. н.э.). Если допустить, что Уградитья не был одинок в своих убеждениях, тогда можно утверждать, что к девятому веку врачи-джайны использовали своё влияние, дабы убедить учёных и правителей того времени в том, что использование мяса в медицине – ненужное и неправое дело.

Однако ещё раньше третей четверти XI века внутри ортодоксального брахманического сообщества врачей и учёных возникла реакция на эти перемены.

Бенгальский автор Чакрапани Датта (Chakrapāṇi Datta) был учёным с выдающимися способностями. Он был членом семьи высших по рангу (авторитету) поваров и врачей. Отец Чакрапани, Нараяна (Nārāyaṇa) был министром (mantrin) бенгальского раджи Наяпала (Nayapāla) (1038-1055 гг.) и главным надсмотрщиком за его кухнями, – а это весьма важная роль для врача1. Его брат, Бхану (Bhānu), был также врачом раджи. Чакрапани принадлежал к ветви Лодхравали (Lodhravalī) рода Датта, одного из восьми наиболее признанных родов семей вайдьев (потомственных традиционных врачей) в Бенгалии. Чудесным образом род Чакрапани существует до сих пор, его потомков можно всё ещё найти среди жителей Шиллонг в Мегхалайа (Shillong in Meghālaya).

Сохранившиеся комментарии Чакрапани на медицинскую классику аюрведы признаны авторитетом за свою широту и детализированное знание. Как и следует ожидать, он написал небольшое исследование о моральности использования мяса в аюрведе.

Чакрапани комментирует высказывания Чарака-самхиты, являющиеся частью большого описания поведения, которое считается правильным, добродетельным (sadvṛtta) и которому надлежит обязательно следовать всем желающим здоровья людям. Среди прочего, человеку предписывается следование ряду добродетелей, включая доброту и сострадание:

В конечном счёте, человеку нужно взять на себя обязательства соблюдать целибат в ученические годы, обретать познания, быть великодушным, дружелюбным, сострадательным, радостным, отречённым и спокойным

Ча Су.8.29

Сначала может показаться, что подобная рекомендация не содержит в себе противоречий. Однако Чакрапани видит (здесь) возможность выдвинуть короткий, но важный аргумент о терапевтическом использовании плоти животных в медицине. Как врач может сохранять приверженность идеям вселенского сострадания, рекомендуя пациенту употреблять мясо?! Аргументы Чакрапани:

Сострадание подразумевает невраждебное поведение по отношению к живым существам, обращаясь с ними, как с самим собой.

Но конечно если сказать, что сострадание нужно поставить на первое место, это было бы противоречием?! Сам автор (Чарака) отвергает мясо, которое заколото, испорчено землёй, или взято от умершего от старости животного. Он таким образом учит, что необходимо использовать свежее мясо таких животных, как олень, причём в начале его жизни. Поэтому ясно, что он учит жестокости, которая противоположна состраданию.

Но это не так. Движимые страстью, люди поедают мясо живых существ, что подразумевает жестокость. Это можно сравнить с тем, как врач указывает на то, что мясо может принести пользу при определённой болезни одному конкретному человеку. Но он не устанавливает норму поедать мясо, или быть жестоким.

Точно так же, если он указывает на пользу вина в распорядке здоровых или больных людей, это не делает его поборником винопития.

И далее, например, упоминая о лечении тяжёлых болезней, автор трактата даёт наставления относительно употребления мяса. Также в отрывке из режима поведения для осени, в котором указывается: «Мясо перепела обыкновенного, серой куропатки…». Цель стиха – лишь указать на полезность мяса в данном случае. Он не устанавливает нормы быть жестоким.

Таким образом, как здоровые, так и больные – на самом деле все пожинают плоды своей жестокости.

Подобно этому, в писаниях говорится: «занимаясь магией, необходимо принести в жертву орла». Это правило касается только целей магии; для тех, кто совершает магию, нужен орёл (нужно принести в жертву орла). (Однако) совершение магического обряда жертвоприношения орла – фактически неправедное дело.

Тут нужно увидеть разницу. Если перед угрозой смерти человек откажется есть мясо (в отсутствие какой-либо другой еды), тогда он тоже считается жестоким. Но поскольку ведийский принцип «человек всегда должен себя защищать» стал законом, жестокость подобного рода не является грехом. Однако если есть какой-то другой способ поддержать жизнь, тогда подобная жестокость, совершённая фактически ради насыщения, несомненно будет причиной греха.

Более того, это же относится к жестокости, на которую идёт аюрведа. Цель её – восстановление баланса телесных начал. Правила аюрведы не учат достижению праведности. Скорее, они учат тому, как достичь здоровья, поскольку говорится, что цель этой науки – действие, балансирующее телесные начала.

Чакрапани на Ча Су.8.29.

Прежде всего, мы видим, что аргументы Чакрапани, в некоторой степени софистические, и указывают на то, что мастера аюрведы на самом деле не рекомендуют употребление мяса: они просто говорят о том, что мясо может быть полезно для конкретного человека в конкретных обстоятельствах. В обществе, в котором мясо – уже часть питания многих людей, жестокость уже присутствует. Даже некоторые традиционные комментаторы дхармашастр соглашаются с тем, что людей, которые употребляют мясо как часть аюрведа-терапии, можно сравнить с теми, кто поддерживает своё физическое здоровье, следуя признанным (шастрой) процедурам.

Однако Чакрапани идёт дальше, аргументируя более детально, что ответственность за употребление мяса, а следовательно, и за участие в подразумеваемой жестокости на скотобойне, лежит на пациенте, а не на враче. Этот аргумент, если вспомнить, возникает в ходе обсуждения темы maitrī, «дружбы», и kāruṇya, «доброты» – концептов, подробно разработанных буддизмом. Всё же следует помнить, что Чакрапани писал как член двора раджи, известного многие поколения за свою приверженность буддизму.

1Врач раджи традиционно играл ответственную роль, – заведовал его кухнями и проверял его еду на наличие яда, защищая тем самым его от попыток отравления (врагами).

Источник