Можно ли есть рыбу в пост на поминки
Содержание статьи
Меню на поминки в пост – горячее, салаты, закуски
Что приготовить для поминальной трапезы в пост? Перечислены основные блюда и рецепты — горячее, салаты, закуски. Каковы особенности поминальной трапезы в пост?
Поминки ― дань памяти и любви, а не ужин для званых гостей. Их проводят на третий, девятый, сороковой дни после ухода человека из жизни. Друзья и родные затем собираются за скорбным столом ежегодно в трагический день.
Сколько постных блюд должно быть на поминальном столе? Это зависит только от желания родных. Православная церковь не одобряет на поминальной трапезе алкоголь. Всё должно быть скромно.
Скорбная трапеза ― это возможность для всех, кто знал усопшего, разделить боль утраты и задуматься о быстротечности жизни.
Правила поминальной трапезы
«Приидите, поклонимся…». При зажжённой свече читается семнадцатая кафизма, затем «Отче наш». Начинается заупокойная трапеза. В дни поста скорбный обед особо строг. На столе — кутья, блины без яиц на воде, хлеб (его преломление в утешение об умершем было описано ещё у пророка Иеремии). Совсем нет мяса, сдобы. Поминальная трапеза ― это милостыня, которую подают родные в память о любимом человеке, покинувшем земную жизнь.
Для тех, кто хочет заказать поминальный обед в Москве, предлагаем проверенный список кафе и ресторанов: https://msk.avtobanket.ru/pominki. Многие кафе профильные, работают только на организацию поминок, есть также и обычные кафе, которые предоставляют зал без посторонних, со своим алкоголем. У всех имеется поминальное меню и опыт проведения поминальных обедов. А для тех, кто желает приготовить сам — мы подготовили данную статью.
Меню для поминок: 3 главных блюда в пост
Блины, кутья, кисель ― три обязательных блюда.
- Кутью из пшена, риса подают первой. Обрядовая каша символизирует вечность и возрождение. Как зёрна прорастают, когда попадают в землю, так и покойный обретает новую жизнь в загробном мире. В память о родном человеке кашу, часто сдобренную сухофруктами, вкушают по ложечке.
- Обязательны блины. В постные дни они готовятся без яиц, на рисовом отваре или минеральной воде. Во втором случае они получаются воздушными, с дырочками. Мёд, подающийся к блинам и каше, ― символ духовного умиротворения.
- Кисель в древности варили на закваске из муки, подавали с молоком. Это заключительное блюдо.
В меню принято включать щи без мяса, овощные салаты, выпечку без яиц, разнообразные пироги с грибами, рисом, фасолью, домашние соленья. Только в определённые дни (например, на Благовещение, Лазареву субботу, Преображение) разрешается поставить на поминальный стол блюда из рыбы.
Постные закуски для скорбного стола
Поминки ― от слова память. Готовя закуски для скорбной трапезы в пост, следует отдавать предпочтение простой еде. Популярны традиционные блюда:
- солёные огурцы, помидоры;
- маринованные грибы;
- икра кабачковая, баклажанная;
- квашеная капуста с клюквой;
- бутерброды с хумусом и зеленью;
- пирожки с начинками (рисовой, картофельной с луком, капустной, грибной).
Рецепт постного рулета с грибами (10 порций). Возьмите 2 тонких лаваша, 600 г шампиньонов, морковь и лук (по 2 шт.), растительное масло, соль. Тщательно промойте шампиньоны, нарежьте их. Морковь, предварительно очищенную, мелко натрите. Лук нарежьте, посолите. Ингредиенты обжарьте вместе на смазанной маслом сковороде до готовности. Осталось остудить начинку и разложить на развёрнутом лаваше, а затем аккуратно свернуть рулет. После того как блюдо, накрытое плёнкой, постоит 20 минут в холодильнике, его можно нарезать на порции. Удобно, что современную постную закуску для поминок можно приготовить с вечера.
Постные салаты
В период поста салаты готовят без мяса и яиц. Категорически запрещено добавлять сметану, майонез. Используется растительное масло, салатные заправки на основе овощных отваров, соевого соуса. Рекомендовано отдавать предпочтение блюдам, которые не потребуют много времени для приготовления.
Самые доступные салаты:
- постный «Оливье»;
- витаминный капустный;
- картофельный с зеленью;
- винегрет;
- из зелёного горошка, огурцов и лука;
- из фасоли с сухариками;
- «Пекинский» с огурцом;
- свекольный с чесноком;
- кукурузный с огурцом;
- ассорти из помидоров, перца, огурцов.
Рецепт салата «Две банки» (10 порций). Для приготовления потребуется 2 банки фасоли (исключительно в собственном соку), 2 банки шампиньонов, 100 г петрушки, 2 пачки воздушных сухариков формы «багет». Для заправки используйте 3 зубчика чеснока, растительное масло, соль. Выложите в салатник фасоль и шампиньоны, предварительно слив лишнюю жидкость из открытых банок. Промойте и мелко нарежьте петрушку, которая добавит салату насыщенности вкуса. Высыпьте сухарики. Сделайте заправку, тщательно перемешав масло и мелко-мелко натёртый чеснок. Заправьте и посолите салат перед подачей.
Постные горячие блюда
К поминальному столу подают классические русские щи. Их готовят из свежей, а также квашеной или кислой капусты (последние варианты упрощают процесс). В постные дни запрещено готовить первые блюда на мясном бульоне, его заменяют грибным или овощным. Можно также приготовить:
- борщ с фасолью;
- чечевичный суп;
- грибной суп.
На второе будут идеальны:
- картофель с грибами;
- картофельное пюре;
- голубцы с рисом, перловкой;
- рис с овощами;
- овощное рагу;
- перец, фаршированный рисом.
Рецепт гречки с черносливом (10 порций). Потребуется 600 мл гречки (3 стакана), морковь и лук (по 3 шт.), 300 г чернослива, соль, растительное масло. Чернослив нужно промыть, на 15 минут залить кипятком. В это время под проточной водой необходимо сполоснуть гречневую крупу. Морковь натрите на тёрке, лук порежьте. Смесь лука и моркови выложите на сковороду, обжарьте. Когда овощная зажарка будет готова, добавьте чернослив, нарезанный кусочками. Высыпьте в сковороду гречку, посолите, налейте 6 стаканов воды, накройте крышкой. Оставьте томиться 15-20 минут.
Источник
Как нужно поминать в пост?
Тема поминок меня все никак не хочет отпустить. Совсем недавно написала об этом две статьи – по поводу организации и проведения годин, и о мусульманских поминальных традициях. Эти материалы прочитали несколько моих знакомых и затеяли со мной дискуссию.
Одна из них – дама в солидном возрасте – осудила меня за то, что я очень много пишу о еде и мало – о духовной составляющей поминальных мероприятий (хотя я сама так не считаю). Еще несколько человек упрекнули за упущение: я ничего не рассказала о поминках во время поста. Вот такой упрек действительно справедлив. И теперь пришла пора исправить оплошность. К этому меня подстегнул еще и один случай, который произошел на поминках моей двоюродной тети. Они состоялись совсем недавно, в недавно прошедший Рождественский пост, и были, мягко говоря, испорчены из-за недальновидности их организаторов.
Особенности организации и оформления поминального стола в пост (какие можно ставить блюда, какие нельзя, как себя вести за столом)
Дело в том, что моя родня со стороны отца не слишком религиозна и по поводу постов в принципе не заморачивается. Кажется, они и не знают толком, когда те посты вообще бывают. А незадолго до Нового года случились сороковины нашей тетушки – матери двоюродных братьев как раз по отцовской линии. Первые поминки (на которых я тоже была, конечно) прошли тихо и мирно в маленьком кафе и с участием только самых близких. А в этом случае все вышло менее идиллично.
Как я уже заметила, дело происходило во время поста, да еще и в среду. Людей пришло немало, так как тетя Валя была личностью известной в определенных кругах. Она много лет служила в консерватории – пела. И на сороковины собрались, кроме родни, ее бывшие коллеги и даже некоторые поклонники. Стол был накрыт традиционно поминальный, однако не постный. Это-то и вызвало недоразумение. Многие подружки и сослуживицы тети, как выяснилось, стали очень религиозными и теперь поют в церковных хорах. Вначале они просто сидели очень недовольные, ничего не ели и возмущенно переглядывались. Но когда родня начала говорить о покойной «под водочку», чуть не произошел настоящий скандал. Дамы стали выражать недовольство уже в открытую. Потом они встали, прочитали-пропели 17-ю кафизму и дружно ушли. Родня моя была сконфужена, а поминки скомканы.
Потом мои братья и их жены очень ругали старушек, посмевших так вызывающие выразить протест против происходящего. Если честно, я с ними спорить не стала. Зачем? Их бы, раздраженных и обиженных, в тот момент я все равно ни в чем не убедила. Но по факту с их позицией я не согласна в корне. Ведь, готовя такое сложное и деликатное ритуальное мероприятие, нужно все как следует продумать. Если поминки проводятся в пост и на них приглашаются верующие, а тем более воцерковленные люди, то и стол, и регламент должны соответствовать ситуации. То, что сами организаторы далеки от православных традиций, не освобождает их от необходимости уважать чужие убеждения и этические чувства.
Психология поминок всегда была тесно связана с их религиозным значением
Вначале их проводили, чтобы выразить свое почтение к уходящему в иной мир покойнику. Поминальные мероприятия, которые принято организовывать не только в России, но и в большинстве других стран, имеют древнее языческое происхождение. А язычники всегда придавали совместной трапезе мистическое и ритуальное значение. Считалось, что на погребальных тризнах мертвые едят и пьют вместе с живыми, поэтому именно застолье всегда было центром любых поминок. В наше время своих покойных поминают отчасти просто по обычаю, а отчасти для того, чтобы собрать за столом всех, кто был близок покойному. Родственникам бывает важно, чтобы люди сказали о нем хорошие слова, пожалели о его уходе. Многим это облегчает горе, помогает сбросить страшное эмоциональное напряжение, вызванное смертью. Современные мировые религии говорят о том, что поминать покойных надо молитвой и милостыней, а не едой или (тем более!) выпивкой. Отлетевшей душе важно, чтобы живые отмаливали у Господа все вольные или невольные грехи усопшего. Но прямого запрета на поминальные столы не одна из религий не накладывает, поэтому традиция эта продолжает существовать.
Люди поминают своих умерших в том числе и в посты. При этом, как показывает жизнь, к организации поминок в постные дни, а тем более в период длительных постов надо подходить особенно внимательно. Если семья, которая устраивает такие трапезы, не религиозна, но в поминальных мероприятиях предполагается участие верующих людей, то подумать об их чувствах будет просто хорошим тоном. Ну а христианам и вовсе не стоит забывать о требованиях поста. Иначе скоромными поминками можно не только не помочь душе покойного (для чего, по идее, все и затевается), но и повредить ей.
Значение поста в христианской культуре очень велико. Пост – это прежде всего воздержание, которое мы совершаем во имя Иисуса Христа. Так мы жертвуем своими телесными удовольствиями в пользу духовной жизни. Большинство людей воспринимают это время, в первую очередь, как необходимость временного отказа от определенных видов пищи и питья. В основном, от мясного, молочного, жирного, от всяких роскошных яств. И, конечно, от спиртного. Перечень нежелательных продуктов у разных людей бывает неодинаковым. Например, больные, беременные, дети и люди, которые по жизни связаны с большими физическими нагрузками, не постятся вообще или ограничивают себя частично. Однако в пост недостаточно только не есть скоромного. Иоанн Дамаскин как-то верно подметил, что в таком случае святыми были бы все коровы. А один мой знакомый остроумно сказал, что пост многие воспринимают только как «вкушение священного картофеля» и при этом грешат хуже неверующих: ругаются, гордятся, осуждают всех вокруг. На самом деле, кроме физического воздержания, очень важны молитва и духовное совершенствование.
Христианские посты бывают:
Однодневные – это
- каждые среда и пятница (дни предательства и распятия Спасителя);
- крещенский сочельник;
- день усекновения главы Иоанна Крестителя;
- праздник Воздвижения Креста Господня.
Многодневных постов четыре:
- Великий (его еще называют Весенним) длится 7 недель. Он начинается в 1-ый понедельник после масленицы и продолжается до Пасхи. Он считается самым важным и является памятью о сорокодневном воздержании Иисуса в пустыне. Церковь считает это время подготовкой к самому важному празднику – Святой Пасхе. В первую и последнюю неделю пост бывает особенно строг: запрещена вся скоромная пища (мясо, молочное, яйца), которую желательно есть только раз в день по будням и два раза – по выходным. По средам и пятницам можно употреблять холодное без масла, остальную неделю – горячее без масла. В выходные дни позволяется постное масло и даже немного вина. Но не в субботу, выпадающую на Страстную Седмицу. Рыба разрешена в Благовещенье и Вербное воскресенье. А в Великую Пятницу нужен полный отказ от еды (причем некоторые не едят и в Великую Субботу).
- Петров (Летний) идет от 1-го понедельника после Духова дня до 12 июля (посвященного Святым апостолам Петру и Павлу, которые всегда постились перед своей евангельской проповедью). Его срок колеблется от 6-ти до 8-ми недель – это зависит от сроков Троицы и Пасхи. В среду и пятницу можно есть сухую и холодную пищу, а в остальные будни разрешена горячая: в понедельник без растительных жиров, а в четверг и пятницу с постным маслом. По выходным и праздникам к ней добавляется рыба.
- Успенский (Осенний) – с 14 по 28 августа. Заканчивается он в праздник Успения Пресвятой Богородицы и учрежден именно в честь него. Он строже Петрова. При полном запрете всего скоромного рыба разрешена только в день Преображения.
- Рождественский (Зимний, Филиппов) длится 40 дней: от 28-го ноября по 6 января. Он посвящен Рождеству Христову и готовит верующих именно к нему. В это время из питания должна быть исключена вся пища животного происхождения. Рыбу можно есть только в выходные и праздники. Но если праздники выпадают на среду или пятницу, то она не должна присутствовать в меню. А в понедельник, среду и пятницу запрещено и постное масло.
Конечно, степень строгости поста может варьироваться индивидуально. Сами священнослужители говорят, что в вере все должны брать на себя посильную ношу. Фанатизм и чрезмерность никогда ни к чему хорошему не приводят.
Вот был у меня в жизни случай, противоположный тому, что я описала в самом начале. В студенчестве я жила на квартире у одной бабули. Она была очень набожная, постоянно ходила в церковь, читала Библию, молитвы. И постилась, конечно. Причем старалась придерживаться монашеского поста – с сыроедением и всеми прочими строгими ограничениями. При этом баба Шура была большой любительницей покушать, и после окончания постного периода просто-таки набрасывалась на яйца и мясо. Дело доходило до больницы, так как старческий организм был в шоке от таких резких перемен в питании. И вот однажды она пошла на поминки примерно в середине какого-то поста (кажется, Петрова). Стол там был скоромный, соблазнительный, и бабушка не удержалась. Она так наелась с голодухи, что дело кончилось операцией по поводу желчного пузыря. Который ей благополучно и вырезали.
Это я к тому, что во всем должна быть мера. И поминальный стол во время постов, даже в среду и пятницу, не обязательно делать совсем уж скудным. Не возбраняется поминать и в Великий пост, только 9-й, 40-й дни и годины с будней лучше переносить на выходные. А если день похорон вышел на среду или пятницу, то на стол по правилам подается всякая растительная пища без какого-либо масла. Но в наши довольно изобильные продуктами времена можно достойно выйти и из этого непростого положения.
Меню постных поминок
может быть удивительно разнообразным. Причем основные традиционные кушанья и в этом случае остаются прежними, только готовятся они без использования продуктов животного происхождения.
- Кутья. Говорят, что это блюдо имеет греческое происхождение, а само слово переводится как «вареная пшеница». В Древней Греции кашу (в основном ячменную) с фруктами посвящали покойным предкам. А в христианской Византии она стала освящаться в храмах. Там ее называли колиба, что соответствует другому нашему названию кутьи – коливо. Есть и еще наименования кушанья: канун, сыта и сочиво. Его готовят из вареного риса, пшеницы, ячменя. В кашу добавляют медовую воду, изюм, иногда мак и орехи. Сами зерна – основа кутьи – символизируют возрождение, бессмертие. Сладость и разные вкусные добавки в ней – это знак благости вечной жизни на Небесах. Такую кутью освящают в церкви, с нее начинается любая поминальная трапеза.
- Блины и оладьи готовят без яиц и на воде. Они считаются символами солнца, умирающего вечером и воскресающего с рассветом. Их едят после кутьи. На постный стол хорошо подать для этого розетки с медом.
- Принятые у нас на поминках первые блюда тоже очень выручают в пост. Можно сварить или заказать борщ с фасолью, лапшу на овощном отваре, похлебку из круп и картофеля. Считают, что пар от горячего помогает душе подняться в небо.
- На второе подают разные каши с постным маслом или салаты из свеклы, моркови, репы, редьки и т.д. Каши, как и кутья, ассоциируются с вечностью бытия. А с точки зрения гастрономической – разнообразят стол. Можно приготовить каши из гречки, перловки, того же риса и т. д. Главное – на воде.
- В пост часто бывает разрешена и рыба. Ее готовят на такие поминки жареную, печеную. Подают селедку и салаты с ней (тот же под шубой с постным майонезом), шпроты и прочие консервы, рыбные пироги. На греческом название рыбы звучит как ихтиос. После появления христианства слово сразу стало восприниматься как аббревиатура, в которой закодировано имя Иисуса. А сама рыба в ранний период развития религии была тесно связана с символикой спасителя. Поэтому на христианских столах рыбные блюда стали рассматриваться знаком христианской веры.
- В поминальные пироги, кроме рыбной начинки, можно положить рис, гречку, фасоль, щавель с медом, картофель, капусту, морковку. Постных начинок очень много, а мучное на русском поминальном столе всегда было традиционным.
- Кроме этих блюд, на стол ставят разные овощные салаты и нарезки, жареные и соленые (маринованные) грибы, прочие соленья. Допустимы и фрукты: бананы, цитрусовые, яблоки. Только не переборщите с разносолами: пост – не время для чревоугодия.
В качестве напитков подают традиционные квас, компот, кисель, медовая вода. Для желающих можно запасти минералки, газировки и покупных соков. Относительно спиртных напитков существуют разночтения. Некоторые утверждают (и в чем-то они правы), что в некоторые дни поста, когда разрешено вино, на поминках можно выпить спиртного. Однако сама Церковь считает, что делать это совсем не обязательно, чтобы не превращать все в обычное мирское застолье. Особенно строгий запрет на это дело священники налагают в Великий пост.
Поведение на поминальных мероприятиях
в постные дни почти не отличается от того, как надо держать себя в таких случаях вообще. То есть за столом недопустимы развеселые беседы и вообще громкий разговор и общение на посторонние темы. Одежда на пришедших должна быть спокойных, желательно темных тонов. Наряжаться как-то особо – это и дурной тон, и нарушение обычаев. Женщинам желательно не накладывать на лицо заметный макияж. Лучше, конечно, вообще не краситься. И не приходите на поминки незваными.
Перед самой трапезой нужно прочитать молитвы. В идеале, конечно, – литию. Но можно и только 17-ю кафизму, а потом «Отче наш».
Считается важным заказать службы в церкви. В частности, 40 литургий. Очень хорошо обратиться для этого в разные монастыри, так как в них идут ежедневные службы. Многие заказывают годовое чтение церковной Псалтири. Ну и конечно, ставят заупокойные свечи и молятся – и в храме, и дома. И еще подают милостыню. Воцерковленные люди вообще в пост ограничиваются лишь церковным поминанием, а гражданские застолья считают совершенно лишними.
Я думаю, в этом есть смысл. Ведь для души главное – молитва, отмаливание ее грехов. Но все-таки имеется что-то и в общем застолье. Если, конечно, еда и, главное, выпивка не становятся для собравшихся основным поводом встречи. После хороших, правильных поминок есть ощущение того, что душа «отпущена». И смягчено горе. И пришло смирение, понимание неизбежного. Просто в постные дни можно время застолья сделать покороче, речей слишком длинных избегать, стараться не делать прощальные слова похожими на тосты – как это произошло на поминальном вечере у моих двоюродных. Попробуйте совместить строгую духовность веры и канона и искреннюю душевность людей, которые любили ушедшего и поэтому пришли сюда. Это и будет, наверное, ближе всего к идеалу.
Интересные статьи:
Почему Церковь не молится о некрещеных, и как это можно делать самостоятельно?
Какие поминки по близким принято устраивать спустя год после смерти?
Источник